Живо для платформы:
Увидеть этот флешбэк дорогого стоит.
Живо для платформы:
Увидеть этот флешбэк дорогого стоит.
Да, по зрелищности, режиссуре, графике, анимации, по сложности и интересности QTE третий сезон, как я и строчил, сделал шаг, а где-то и два-три вперёд. Сюжетная композиция тоже сама по себе сложнее и увлекательнее, с постоянными флешбэками и непростыми темами. Ведь теперь авторы фактически повествуют две основные истории. Хави пытается всячески защищать свою семейство, а когда попадает в город Ричмонд, возглавляемый жёсткой и бессердечной группировкой выживших «Новый рубеж», он ещё и распутывает клубок непростых взаимоотношений с братом, Дэвидом. Собственно с его детьми и женой Хави и пытался выживать, пока не наткнулся на давным-давно пропавшего родственника…
Хави встречает Клем, у которой свои попечения — весь сезон она пытается выяснить судьбу малыша Эй-Джея, дитя Ребекки, которая погибла в конце второго сезона. Для мальчишку Клементина фактически стала мамой, но после того, как она вступила в линии «Нового рубежа», их пути разошлись — причём не без помощи Дэвида Гарсии.
Как видаете, всё действительно лихо закручено и переплетено. Соответственно, тут больше персонажей, сложнее клубок касательств между ними, и над всем этим лежит ещё и тень героев прошедших сезонов, принятых нами тогда решений. Да, как я и писал, в самом начине A New Frontier многие те выборы авторы фактически слизи в унитаз, но не все. И даже в последующих эпизодах эти решения порой сказываются: например, в одном из флешбэков Клементины при определённых условиях можно в заключительный раз увидеть Кенни или Джейн. И это действительно сильно!
Однако вот эта «цветущая сложность» во многом сыграла с третьим сезоном злобную шутку. Под грузом собственноручно накрученных сюжетных линий и взаимосвязей между персонажами сценаристы непроизвольно пытались в чём-то облегчить себе задачу, а в чём-то чистосердечно не справились с ней и натворили глупостей.
То, что всё действие сезона разворачивается фактически в одном пункте, в Ричмонде, — это не так страшно. То, что многие моральные дилеммы — лишь иллюзия и сценарий всё равновелико пойдёт по проторенному пути, просто чуть переиначивая отдельный сцены, добавляя в них одного персонажа или убирая другого, — тоже привычно. Человек, какого мы могли убить, но не убили, всё последующее прохождение будет вести себя, словно его уже, находите, и нет, перед ключевой сценой в четвёртом эпизоде вообще по-тихому удалится в сторону, затем появится на минутку, чтобы тут же героически погибнуть, — всё, удобопонятно, ради того, чтобы не усложнять жизнь сценаристам и гарантировать более-менее одинаковый состав персонажей в решающих моментах сезона.
В четвёртом сезоне мы увидим уже натуральную красавицу Клем.
Про более важные сюжетные решения подетальнее пояснять не буду. Скажу лишь, что какие бы вы варианты ни пробовали, сценарий не изменить. Лишь в самом крышке будет ключевой выбор, от которого зависит, кто из самых ближних для Хави людей останется жить, — он, судя по всему, повлияет на стартовый расклад четвёртого сезона, на какой явно намекает финал третьего.
Но всё это, повторю, не так жутко, а во многом и традиционно для интерактивных сериалов от Telltale. Куда печальнее, что многие персонажи, кроме, собственно, Хави, Клем, Дэвида и его супруга Кейт, прописаны либо слабо, либо глупо. На Гейба, истеричного племянника Хавьера, ополчились утилитарны все, кто прошёл A New Frontier. Он раздражает, вечно ноет, тянет одеяло на себя, сообщает глупости. Понятно, что это всего лишь ребёнок, росший к тому же без папу, но обвинять Хави в убийстве человека, который, собственно, содержал тебя под дулом пистолета, — это идиотизм даже для прыщавого школьника.
Гейб заставляет нас всю путь говорить банальности про воспитание, взросление, как важно быть мужем и так далее. Видно, что в дуэте Хавьера и его племянника авторы пытались воссоздать взаимоотношения Ли и Клементины, но вышло это у них намного хуже и банальнее. Да и вообще в третьем сезоне чересчур много пустых слов и клише, которыми герои всегда обмениваются, даже когда в пяти метрах от них бродят зомби или патрули «Новоиспеченного рубежа». Полагаю, что в первом сезоне это не так бы бросалось в глаза, но в третьем тот же фокус уже не трудится, градус самоповторов зашкаливает, и всё это словоблудие начинает раздражать.
Не меньше нервирует и здоровенный седовласый муж по имени Трипп, который ведёт себя как большой дитя — то орёт на Хави, то просит советов по делам любовным, то влезает со своими рекомендациями совсем не вовремя. Трипп, как и Гейб, — сплошной ключ глупостей, банальностей и раздражения.
В сценарии тоже есть прорехи, нестыковки, нелогичности и глупости. Почему герои идут винить лидеров «Нового рубежа» без оружия и только потом, после череды не весьма приятных событий, Хави совершает вылазку за «стволами»? Ведь ничего не помешивало сделать это до, а не после. Почему здоровенный Трипп идёт собирать вещички, а Хави и двое детей вручную толкают бронированную машину на автостоянке? Вроде бы на такое задание надо хватать именно того, кто сильнее, разве не так?
С людьми тут сражаемся едва-едва ли не чаще, чем с зомби.
Да и линия «Клементина — Эй-Джей» прописана удивительно. Почему малолетнего ребёнка отправляют куда-то за пределы неплохо укреплённого и оснащённого Ричмонда? Кажется, только для того, чтобы у сценаристов был предлог написать четвёртый сезон.
Однако кричать, что это крах, что плевать, дескать, на всех этих персонажей, что финал не возбуждает никаких эмоций, никого не жалко и не нужен нам четвёртый сезон, — значит вести себя образцово так же, как истеричный подросток Гейб. В третьем сезоне есть масса мощных, эмоциональных моментов, а отношения Хави с Кейт, Дэвидом и Клементиной прописаны довольно глубоко и интересно. Особенно с братом и его женой — тут авторы поднимают совсем новые для серии вопросы, говорят о семейных ценностях и проблемах, о непростой братской товариществу, о том, нужно ли сопротивляться своей истинной природе, о том, что мы выбираем, нас выбирают, но это нередко не совпадает…
Кроме того, в силу изначально более сложного сценария, отяжелённого событиями прошлых сезонов, здесь больше вариантов касательств между персонажами и больше ситуаций пусть и не значительного, но всё-таки выбора, какой может аукнуться даже спустя пару эпизодов. Не уложили человека, который вёз вас в Ричмонд в первой серии, — увидите его в самом финале. Мелкота, а приятно.
Под занавес авторы не просто показывают привычный расклад, какие решения вы и иные игроки приняли в ключевых ситуациях, а дают подробное досье по касательствам с каждым персонажем.
И, что особенно интересно, рассказывают, какой же нрав у Клементины сформировался по итогам всей игры, — и тут выясняется, что от наших решений зависело, останется ли Клем с Хави в ключевой ситуации. После этого все инъекции в адрес сценаристов хочется забрать обратно. У меня Клем получила рейтинг «Неизменный боец», и хочется верить, что это всё-таки скажется в четвёртом сезоне…
В кой-каких ситуациях морального выбора авторы очень сильно нас изумляют.
***
Да, The Walking Dead: Season 3 периодически ставит вопрос ребром: а не исписались ли авторы? Может быть, стоило стать здесь и сейчас и закончить эту историю? Лично я для себя отзовусь на него так: это сериал, на который я подсел, поэтому я, конечно, буду ожидать четвёртый сезон. Потому что, обращай я внимание на сценарные глупости и нервирующих персонажей, так бы никогда и не досмотрел «Во все тяжкие». Потому что положительных моментов, мощных эмоций и драмы было больше, чем всего плохого. Потому что в финале, когда я глядел сквозь слёзы в трясущийся прицел на любимую девушку, превратившуюся в зомби, мне было совершенно не всё равно и не наплевать. Потому что Клементина там снова одна. Пока ещё…
Плюсы: в цельном интересный, драматичный сценарий, рассказывающий истории двух основных героев; есть действительно яркие персонажи с подробно прописанными касательствами между ними; многие наши действия имеют свои последствия, пускай и не сказываются на глобальном сценарии; заметно похорошевшая графика и анимация; динамичные экшен-сцены.
Минусы: в сценарии хватает нестыковок, глупостей и нелогичностей; отдельный персонажи прописаны слабо и откровенно раздражают; много порожний болтовни о прописных истинах и банальностей.