Живо для платформы: польская студия MuHa Games продемонстрировала интересное смешение жанров: тут и пошаговая 4X-стратегия, и игра на выживание с кормёжкой подопечных и сбором ресурсов, и карточные сражения, и текстовый квест, и RPG. И всё это — в вселенной славянской мифологии, с Перуном, Сварогом, бабами-ягами, лешими и домовыми.

Мы выбирали одно из славянских языческих божеств и получали в управление крошечную деревню, пытаясь сделать так, чтобы она выжила посреди апокалипсиса — Всемирное Древо сгорело, а вокруг всё поглощает Тьма. Для этого нужно было не только обустраивать деревню, но и снаряжать экспедиции в розысках ресурсов, еды, топлива для обогрева и разнообразных приключений.

Отряд выбранных нами смертных перемещался в пошаговом режиме по карте и всегда попадал в передряги. Ведь на каждом шагу генерировались случайные события — то нужно устроить гному-кузнецу свидание с русалкой, то расколдовать принцессу, то с бабой-ягой пообщаться. Решать ситуации можно было не лишь силой, но и словами. Поэтому в отряде всегда приходилось держать прирождённых дипломатов. Ну и, конечно, куда же без знахарей, волхвов, специалистов по сбору ресурсов и крафту.

Любой подопечный в экспедиции обладал своими характеристиками и талантами в какой-то области, все они в приключениях матерели, прокачивались, обзаводились всё немало крутой экипировкой. И детьми, кстати, тоже — они росли вместе с нами, взрослели и потом становились полноценными членами общины.

Thea 2: The Shattering обзор игры

Наметённый одной карте урон распространяется на все карты этого типа.

И боевые, и мирные испытания были оформлены в облике коллекционной (ну, почти) карточной игры, где мы сначала за очки размещали карты своих подопечных, использовали те или иные эффекты и ауры, а после наблюдали, как они сами дерутся в боевой фазе, пытаясь свести здоровье оппонентов к нулю.

Экспедиция в поисках лучшей жития

В Thea 2: The Shattering основы геймплея остались прежними. Мы перемещаем свой отряд по глобальной карте в пошаговом порядке — одновременно ходят и враги, и нейтральные группы. Вся карта — это пересечённая местность, на которой расположены поселения разных фракций, леса, поля, реки, ключи ресурсов, животные, горы с рудой и так далее.

Можно в любой момент остановиться, разбить лагерь у костра, чтобы кого-то послать собирать мясо, грибы, травы, а кому-то поручить готовить блюда. Другие будут изготавливать полезные объекты, улучшающие характеристики персонажей (например, инструменты для сбора ресурсов или того же крафта), займутся полезными исследованиями или будут выкапывать очутившийся рядом артефакт — в хозяйстве всё пригодится.

С каждым ходом количество еды и топлива уменьшается (всё тратится на привалах), поэтому вечно нужно заботиться о том, чтобы у вас было в достатке мяса, дров и углей. В городах и деревнях можно торговать, лечиться и просиживать штаны в тавернах, где позволяют выпить (бойтесь последствий), поиграть в карты (а точнее, проиграться!) или нанять кого-то новенького в отряд.

Thea 2: The Shattering обзор игры

Периодически тут сменяются погодные условия и даже времена года — это тоже даёт разные эффекты для вашей партии.

Там же выступают простенькие задания по зачистке логова какого-нибудь зверья или уничтожению бандитов. Выполняя их, мы улучшаем репутацию у той или иной фракции, что в первую очередность положительно влияет на цены у торговцев. А нападая на представителей этой группы (даже если они просто шатаются по карте и никого не трогают), соответственно, её ухудшаем.

За все успехи выступают «экспа» (за неё автоматически прокачиваются наши подопечные) и очки исследований, которые в итоге складываются в так называемые advancement points — за них мы обнаруживаем новые рецепты для крафта и разблокируем новые материалы разной степени крутизны, которые смогут собирать подопечные.

В гостях у сказки

Никуда не делись и карточные испытания, и отысканные в капусте детишки, которые потом взрослеют и просят нас сделать выбор, кем им стать — сборщиком, воином, знахарем или кем-то ещё. И случайные события, разумеется, тоже на месте.

Здесь постоянно что-то происходит — и все приключения окрашены чертовщинкой и юмором. Весёлые домовые; сообщающие кошки; знакомый ещё по первой части гном-кузнец, который теперь просит найти сбежавших куда-то дочек от связи с русалкой; про? клятые принцы, какие сразу после расколдования испуганно заявляют, что никого из нашей компании целовать не будут; демоны, предлагающие поучаствовать в оригинальном карточном турнире; жабы, у которых украли болото; дети, воспитанные паучихой, — в Thea 2 ты словно попадаешь в сказку, повествуемую подвыпившим бардом в таверне.

Thea 2: The Shattering обзор игры

Ну вот, опять лягушку целовать!

Но в этой сказке все решения имеют последствия. Каждое случайное событие — это подобный мини текстовый квест, в котором тестируются навыки подопечных (сила, мудрость, интеллект, восприятие и так далее) и предлагаются различные варианты развития событий. Попросились, например, какие-то промокшие гоблины к вам в лагерь обогреться — рискните, пригрейте, расскажите им байку, и, вероятно, получите хороший бонус к характеристикам или ценный предмет. А может, наоборот, заработаете отравление. Или, например, вы встречаете в лесу девочку, какая просит отомстить за гибель своей семьи, а потом оказывается, что это паучиха, — и приходится решать, встать на сторонку торговцев, которые из-за ценной паутины обрекли на смерть целый паучий выводок, или поддержать несчастное насекомое. Награды, соответственно, будут различные.

Решаете вы сражаться, пытаетесь убедить кого-то или, например, снять проклятие — в каждом случае проходят разные испытания. В военных тестируется здоровье и сила, в ментальных — сила интеллекта, мудрости и веры (в случае поражения подопечные впадут в уныние и даже могут покинуть отряд), в магических дуэлях решающую роль играют характеристики мистицизма и судьбины. Поэтому в разных карточных испытаниях на первых ролях будут и разные персонажи, сильные в определённой области.

До рандеву, родная деревня!

В Thea 2: The Shattering уже вовсе не обязательно отстраивать своё собственное поселение. Вы, конечно, можете в любой момент и в любом пункте основать деревню — правда, сначала нужно изготовить идол, и чем круче материалы для него, тем лучше будут бонусы к развитию поселения. Это довольно удобно — сразу появится домовой, которого можно использовать и для защиты деревни, и в экспедициях. Поселение отлично придётся и как склад, и как источник пищи, но главная его задача — с помощью особых построек генерировать очки исследований.

Но при этом никто не помешивает сосредоточиться исключительно на экспедиции и её приключениях на глобальной карте. Более того, космическое семечко, которое мы отвоевали в финале первой доли и получаем от своего покровителя на старте второй, можно перековать в мощнейшее кольцо для себя любимого. И такой эгоистичный герой совместно со своими напарниками и домовыми вполне может пройти весь сюжет. Благо заниматься крафтом теперь позволяют не только в своём поселении, но и во время привала в лагере.

Thea 2: The Shattering обзор игры

Очень характерная для игры ситуация выбора.

Кроме того, в сиквеле мы играем не за господа, а за избранного им человека. То есть на старте нужно выбрать одно из божеств в качестве своего покровителя и получить за это бонусы и штрафы. Так, каждому последователю Сварога выдаётся 20-процентный бонус к крафту, но его навыки в собирательстве снижаются на 10 %. А Стрибог в качестве дара дарует +2 к скорости при перемещении по воде. К тому же у каждого из пантеона свои домены (гармонии, света, магии, интеллекта и так дальше) — это тоже влияет на прохождение и на карточные испытания.

Два — лучше, чем один

Естественно, практически сразу же нашего героя всякие демоны, сообщающие вороны и прочие отпрыски Перуна начинают соблазнять возможностью предать своего бога и попытаться пойти своей дорогостоящий, раскрыть, так сказать, личностный потенциал и использовать его по полной. Как поступить и что отвечать, — мы решаем сами. Естественно, в подобный ситуации следить за развитием истории действительно интересно.

Ну и в целом сиквел получится лучше оригинала — более симпатичным (а уж какая тут истинно славянская распевная музыка!), увлекательным, сбалансированным. Крафт с разделением материалов по степени крутизны и появлением эссенций сделался полезен, а исход карточных испытаний теперь меньше зависит от случайности и больше — от умения и тактики самого игрока. Показалась возможность заниматься дизайном того, какие предметы из каких материалов будут изготавливаться, дети теперь сделались полноправными членами общины — они участвуют в сборе ресурсов, в крафте, в исследованиях и даже в боях. Добавились интересные и значительные детали вроде зависимости эффективности предмета от того, кто им пользуется.

К тому же в The Shattering появились мультиплеер и кооператив, а также редактор событий. Истина, пока по уровню наполнения контентом вторая часть отстаёт первой, но это, понятно, поправляется выпуском дополнений.

Вся торговля проходит по принципам натурального мены.

***

Thea 2: The Shattering, как и первая часть, — это как раз тот случай, когда из смешения разных жанров рождается подлинно уникальная игра, от которой очень сложно оторваться. Это при том, что разобраться в ней поначалу непросто. Но обилие приключений, свобода, нелинейность и «бабки-ёжки» (это всё-таки наше, родимое, славянское) делают своё дело. Не помню, чтобы стратегия, знакомство с которой проходило под лозунгом «Господи, что тут мастерить и как это работает?», в итоге так затягивала и с такой самоуверенной наглостью поселялась на жёстком диске моего компьютера.

Плюсы: увлекательный и многообразный геймплей на стыке стратегии, ККИ, выживания, ролевой игры и текстового квеста; множество дополнений и улучшений по сравнению с первой долей; полная свобода выбора практически во всём; уйма самых разных приключений с участием славянского юмора и славянских же мифологических созданий; похорошевшая графика; завораживающая музыка.

Минусы: элементы ККИ проработаны слабо; нет перевода на русский.