Живо для платформы:
Ранг отражает могущество вашей фракции и даёт определённые бонусы его обладателю.
Живо для платформы:
Ранг отражает могущество вашей фракции и даёт определённые бонусы его обладателю.
Сложно? А ведь это лишь весьма короткий пересказ событий этой эпохи! В игре, которая начинается в разгар восстания Жёлтых повязок, не обошлось без подобной неразберихи, особенно в первой половине кампании, когда крупные герцогства ещё не сформировались. Каждый ход кто-то объявляет войну или заключает мир, провинции переходят из рук в длани, вассалы меняют сюзеренов, а военачальники и министры — своих хозяев.
Учитывая специфику китайских имён, разобраться в выходящем с непривычки сложновато: например, меня как-то угораздило объявить войну не тому соседу из-за невнимательно прочтённого задания (действительно, невелика разница — Юань Шу или Юань Шао?). Зато для интересующихся историей есть возможность хоть немножко прояснить непростую политическую ситуацию тех времён — в игре всё куда нагляднее.
Конечно, стопроцентно достоверных сведений обо всех этих запутанных событиях у нас не сохранилось, и есть лишь два относительно полных источника информации об эпохе Троецарствия: «Записи о Трёх царствах» — это исторические хроники, написанные в III столетье; и тот самый роман «Троецарствие» — художественное произведение с весьма вольной трактовкой отдельных моментов, созданное на основе этих хроник в крышке XV века. Такое же разделение есть и здесь: в начале кампании можно выбрать один из двух вариантов прохождения — «Роман» или «Хроники», что воздействует на сюжет и тактические битвы.
В первом случае геймплей сражений становится более простым и ориентированным на умения генералов. Тут они — настоящие супергерои, которые могут в одиночку справиться с целой армией. Личный счёт уничтоженных противников в одном бою порой переваливает за несколько сотен, а встреча с вражьим войском, в котором нет подобных персонажей, практически всегда оканчивается победой даже при численном меньшинстве.
Изредка игрока занимают подобными событиями.
Получилось что-то вроде героев из TW: Warhammer, но с несколькими нюансами. Например, полководцев можно возбуждать на дуэль: это не только попытка убить вражеского генерала, но и возможность на какое-то время вывести его из боя — увлечённый схваткой персонаж не атакует иные отряды и не может помочь соратникам. Учитывая разделение персонажей на классы (кто-то хорош в дуэлях, кто-то вяще пригодится в гуще битвы рядом с обычными солдатами), приходится строить план боя в соответствии с тем, какие генералы служат в нашем армии и у противника.
Складывается ощущение, что ИИ не лучшим образом пользуется возможностями персонажей в режиме «Роман» — и генералов берёт неохотно, и в бою их потенциал раскрывает далеко не полностью. Самый беспроигрышный вариант — с помощью своих героев обратить в бегство стрелков неприятеля, а затем разбивать отряды противника по очереди, фокусируя урон на тех, у кого ниже боевой дух. Генералы врага в это пора занимаются какой-то ерундой — гоняются за конницей либо вступают в затяжной бой против строя копейщиков или мечников.
Для тех, кому не по душе подобные нововведения, подойдёт вариант прохождения кампании «Хроники». Полководцы, при сохранении индивидуальности, уже не будут такой сокрушительной силой — перед нами обыкновенные генералы с отрядом телохранителей. Однако в любом случае персонажи здесь остаются в центре внимания — эта игра во многом собственно о них.
Судя по последним Total War, Creative Assembly, похоже, не прочь позаимствовать хорошие идеи у собратьев по жанру — я имею в облику глобальные стратегии Paradox Interactive. «Троецарствие» — не исключение: каждый персонаж обладает целым набором дьявол характера, от которых зависит многое — от поведения в бою до возможности выбрать тот или иной вариант в возникающих время от времени событиях (привет, Imperator: Rome и Crusader Kings II).
Пока партия развивается сообразно историческим канонам — Вэй и У примерно так и располагались на карте Китая.
Героям можно выдать особое оружие, коня, советника и амуниция, у них есть особые умения (как военные, так и гражданские), а ещё они дружат и враждуют между собой, что порой приводит к весьма увлекательным последствиям. Например, друзья-полководцы, принимающие участие в одном сражении, получают бонусы.
Иногда возникают ситуации куда занятнее. Раз после победного боя я казнил пленённого генерала — на службу ко мне идти он не захотел, а выкуп был слишком маленьким. Война вскоре закончилась и всё бы ничего, да лишь убитый оказался родичем предводителя соседней страны, на которую спустя пару лет я напал в надежде по-быстрому отнять чету провинций и замириться. Но именно с последним пунктом возникли сложности: отношения между моим правителем и вражеским (реализовано это опять же по манеру и подобию стратегий Paradox) были безнадёжно испорчены не только вероломным нападением, но и личными разногласиями из-за уложенного родственника — в итоге противостояние закончилось вовсе не так, как я планировал.
В мирной жизни особенности персонажей не менее важны: та же самая брань, затянувшаяся из-за ненависти соседа, едва не стала для меня концом всей партии. Я назначил на должность правящего провинцией прославленного генерала, а тот, как выяснилось, давал солидный минус к приросту продовольствия. Заметил я это слишком поздно — лишь после потери в ходе боевых действий основных сельскохозяйственных районов. Оказавшись на грани голодных бунтов, я прибрал злополучного генерала подальше от управления провинцией, а войну срочно завершил на весьма невыгодных условиях.
Правящий — далеко не единственная должность при дворе. Их несколько, но доступны не все сразу, а в зависимости от титула правителя, который, в свою очередность, складывается из очков престижа (получаемых главным образом за счёт развития столиц провинций). Советники и министры, относящиеся к правящей семье, не требуют больших затрат на своё содержание, но часто могут обладать не лучшими качествами, потому иногда выгоднее воспользоваться услугами кандидатов со стороны.
Мои генералы действуют в отрыве от основных войск, в одиночку уничтожая цельные отряды.
Персонажей можно уволить или изгнать — в таком случае они со временем имеют шанс пойти на службу к иной фракции. Есть и придворные, занимающиеся внутренней политикой в провинциях, и любимые многими шпионы — это целая система с состоятельным спектром возможностей, от банального наблюдения до саботажа и внесения раздора в отношения других героев.
А вот от дипломатических возможностей ощущение двойственное — в наличии переговоры на любой вкус, включая заключение династических браков, или провокации, приводящие к войне между иными фракциями (это уникальное умение фракции Цао Цао), но порой ими неудобно пользоваться из-за особенностей интерфейса. Когда во время хода ИИ союзники упрашивают присоединиться к войне, а у тебя нет возможности сходу посмотреть, с кем дружит предполагаемый соперник, или освежить память о своих армиях, приятного мало.
К интерфейсу вообще много вопросов: да, он красиво стилизован «под Китай», но по информативности и удобству уступает своим аналогам из Warhammer или Thrones of Britannia. Сюда же можно добавить те считаные баги, с какими я столкнулся, — пару раз пропадали значки городов и отрядов на глобальной карте.
Несмотря на внешнее сходство различных фракций товарищ с другом, разница всё-таки присутствует — как правило, это несколько особых юнитов и зданий плюс специальные особенности династии, какие могут задавать тон действий во время игры. Кто-то ориентируется на действия в союзе с другими правителями, а другие мастерят ставку на быструю экспансию или дипломатию — используется привычная уже для Total War схема.
Женщины тоже могут сражаться и побеждать в дуэлях генералов — такое вот древнекитайское равноправность.
***
Сама игра, несмотря на наличие двух совершенно разных способов прохождения кампании, тоже смотрится вполне стандартно для серии. Положительных геймплейных изменений ровно столько, сколько необходимо для поддержания интереса к свежему проекту, а основные новшества заключаются собственно в китайском сеттинге и сюжете. С последним получилось весьма неплохо — атмосфера масштабной гражданской войны присутствует, а азиатский колорит добавляет оригинальности. Если проверенная порой формула работает, то зачем рисковать? Creative Assembly своё дело знает — студия снова сделала очередную неплохую стратегию.
Плюсы: система дипломатии и шпионажа; возможность выбрать режим игры по вкусу; особенности персонажей и их воздействие на геймплей; отличная реализация китайского антуража и сеттинга.
Минусы: плохая оптимизация; неудобный интерфейс; слабый ИИ противника в тактических сражениях.