Ныне состоялся релиз полной версии  Hades II. Так уж получилось, что незадолго до этого вышла  Towa and the Guardians of the Sacred Tree, какую многие называют японской Hades. Однако в работе Brownies Inc. и Bandai Namco и собственных интересных идей немало. Вышло ли из них собрать интересную игру?

Восемь самураев и машина времени

Наличие слова «японская» обычно означает, что в игре как минимум будут две предметы — налёт анимешности, а также свойственная этому жанру чудаковатость в сюжете. В Towa and the Guardians of the Sacred Tree есть и то и иное, но особенно нужно отметить историю. Вроде всё стандартно — мы выступаем в роли божественной хранительницы (титульная Това), призванной отстаивать важную и почти священную деревню от другого божества, только очень злого, распространяющего миазмы и порождающего чудовищ, какие захватывают земли.

Для этого наша хранительница собирает восемь смелых жителей деревни (их называют Детьми молитвы), чтобы совместно остановить приближающихся демонов. Тут вспоминается классика, в том числе классика японского кино вроде шедевра Акиры Куросавы «Семь самураев». Тем немало что защитники деревни в игре тоже оказываются не безликими воинами, а личностями, которые по мере прохождения раскрываются в забавных или печальных беседах друг с другом.

К этому классическому сюжету сценаристы Towa and the Guardians of the Sacred Tree добавили мистику и заигрывания с пространственно-временным континуумом. Хранительница что-то там не рассчитала — все восемь самураев бывальщины отправлены злым божеством в конец времён и теперь вынуждены постоянно сражаться с чудищами в подобие чистилища. Това и сама всегда разрушала ткань пространства-времени, воскрешая избранных воинов и создавая тем самым множество временных линий. Всё это только укрепляло демонов.

В итоге хранительница проделывает финальные манипуляции со порой, возвращает всех в тот момент и то состояние, когда они готовы дать бой злодеям. Но взамен после каждой важной победы некто из избранных защитников должен собой жертвовать. И это шокирующее и неприятное открытие — узнать, что больше этого персонажа я вроде как не увижу. Игра разом заиграла другими, довольно тёмными, красками.

Сюжет подаётся в том числе такими колоритными рисунками.

Сюжет подаётся в том числе такими колоритными рисунками.

Это при том, что наша божественная хранительница вылита на 12-летнюю школьницу-косплеершу, а среди выбранных ею защитников и жителей деревни попадаются прямоходящие собачки, птицы и прочие зверушки, какие в беседах между собой могут рассказывать о том, как они балдеют, когда Това ест. Получается свойственная многим японским играм и аниме смешение кринжа и настоящей драмы.

Атмосферно, но медлительно

В любом случае такое внимание к сюжету выделяет Towa and the Guardians of the Sacred Tree среди многих рогаликов. Истина, сценаристы Hades умудрялись рассказывать интересную историю и раскрывать персонажей без особой потери ритма, который столь значителен в этом жанре. А здесь обилие свойственных многим японским играм длинных планов, кат-сцен и диалогов о еде будет быстро начинает раздражать.

Безусловно, тот факт, что по возвращении в деревню почти каждый раз становишься свидетелем новых подмостков, общаешься с жителями и так или иначе участвуешь в их жизни, важен для сюжета, атмосферы и вызова чувства причастности. Мы начинаем ощущать, что отстаиваем не кучу пикселей, а нечто живое и меняющееся. К тому же участие в бытовых сценках приносит ресурсы.

Towa and the Guardians of the Sacred Tree: Обзор рогалика в духе Hades

Но в экшн-рогалике охота поскорее окунуться в драку, чтобы исправить ошибки прошлого забега, опробовать новый билд и разделаться, наконец, с боссом. А в Towa авторы пунктами перегибают палку — персонажи во время забега могут подробно обсуждать, ожидали ли они увидеть здесь очередного торговца или нет. А перед боссом очередного этапа мы любой раз долго бежим по красивым, но абсолютно неинтерактивным локациям.

С другой стороны, кто-то скажет, что так оно и задумано для создания медитативной атмосферы, присущей многим японским играм. Да и национальный колорит необходимо же передать при помощи шикарных пейзажей с обязательным участием сакуры. В общем, дело вкуса, но замечу, что в Hades таких проблем не возникало.

А зачем нам кузнец?

Интересно, что авторы умудряются сбивать нас с ритма и прямо во время игрового процесса. В целом геймплей схож с тем, что мы видели в Hades, — зачищаем небольшие локации, а потом выбираем, в какую горницу двигаться дальше, ориентируясь на список наград. Это могут быть ценные ресурсы, бонусы и карты разной раритеты, добавляющие новые свойства основным приёмам (это сильно влияет на прохождение), возможность поторговать, подкрепиться или даже сходить в здешнюю баньку, чтобы получить прибавки к атаке, уклонению, критическому удару и так далее.

А в деревне в перерывах между забегами мы прокачиваем за организованные ресурсы своих персонажей: в одном месте покупаем печати, амулеты и эмблемы с бонусами, в другом — экипируем ими подопечных, в кузнице изготавливаем новоиспеченные мечи. Кроме того, ходим по торговцам и ресторанам, чтобы получить прибавку к характеристикам от еды. Есть даже плотник, у какого можно заказать возведение полезных построек.

Towa and the Guardians of the Sacred Tree: Обзор рогалика в духе Hades

Так вот, ковка новых мечей — а это очень важно для прохождения — реализована в крайне увлекательном формате и отчасти напоминает то, что мы видели в  Kingdom Come: Deliverance II. С помощью мини-игр мы должны лично менять конфигурацию лезвия, разжигать огонь и правильно бить молотком по раскалённому металлу. Здесь больше 10 этапов ковки — вплоть до того, что необходимо выбрать имя меча, раскрасить его и в конце заточить. И практически всё это влияет на характеристики клинков. Здорово, но опять же очень медлительно. Да, есть вариант довериться кузнецу, который сделает практически всё за нас, но игра считает его опциональным — нужно ещё догадаться, что такое вероятно.

Towa and the Guardians of the Sacred Tree: Обзор рогалика в духе Hades

Найди свою пару

Ещё одна ключевая особенность Towa связана с тем, что мы управляем не одним, а парой героев. Перед любым забегом нужно выбрать, кто из Детей молитвы будет выполнять роли Цуруги и Кагуры. Первый — это «танк», основной нападающий. А Кагура обеспечивает магическую поддержку — семенит за «танком» и периодически кастует заклинания. Мы их сами активируем и при жажде можем включить прямое управление магом, но в «сингле» это превращается в мороку.

Кроме того, Цуруги, то есть атакующий персонаж, орудует разом двумя мечами — хондзаси и вакидзаси. Каждый клинок имеет свой запас прочности, и после его опустошения упадает урон, поэтому мы вынуждены постоянно переключаться между мечами — под этот приём выделен отдельный вид урона. Вроде бы увлекательные механики, но получается, что в сражениях нужно следить за несколькими дополнительными факторами — тут и смена клинков, и не очень удобный поначалу контроль за бойцом поддержки и его заклинаниями. В итоге к военный системе, скажем так, нужно привыкнуть. А у кого-то, возможно, так и не получится синхронизироваться с ней и войти в поток.

Towa and the Guardians of the Sacred Tree: Обзор рогалика в духе Hades

Естественно, проще это сделать в локальном или онлайн-кооперативе, где вторым персонажем правит игрок. Но и в «сингле» сражения, о которые я поначалу спотыкался, мне в итоге понравились — после нескольких попыток я вошёл в ритм и оценил систему с двумя персонажами.

Основное достоинство системы двух персонажей — обилие билдов, с которыми мы вольны экспериментировать. Ведь каждый из восьми избранных заступников — уникальный персонаж, и каждый может выполнять роль как Цуруги, так и Кагуры. И в том, и в другом качестве им доступны индивидуальные умения, а мы ещё можем разучивать новоиспеченные и менять активные. То есть, по сути, нам выдали 16 классов, которые можно свободно сочетать друг с товарищем в поисках идеальной пары.

Правда, не все персонажи представляются уникальными — некоторые не сильно отличаются друг от друга. Уникальность они обретают именно в разных комбинациях друг с товарищем — есть пары, которые ощутимо разнятся по темпу, стилю и эффективности. Для меня первый такой идеальный дуэт образовали Мицуми и Коро, едва-едва ли не самые мелкие, но очень проворные бойцы. И радовался я вплоть до того момента, когда понял, что Коро, избранная в качестве Кагуры, должна будет погибнуть ради общего блага. Так что тут ещё нужно продумывать, кого выбирать в магические помощники — собственно они должны приносить себя в жертву.

 Towa and the Guardians of the Sacred Tree ощущается как амбициозный рогалик рослого класса, с японским колоритом и с рядом собственных интересных фишек. Другое дело, что не все они кажутся удачными для этого жанра, а отдельный и вовсе могут раздражать. Получить удовольствие можно, но где-то придётся привыкать и преодолевать.

Плюсы: интересный сеттинг; сюжет, сочетающий традиционную героику с мистикой и фантастикой; масса ярких персонажей, которые постепенно раскрываются и становятся ближе; обилие возможностей для прокачки и выстраивания билда; успешный кооператив; авторы постарались привнести свои фишки и в сражения, и в билдостроение; с точки зрения графики и звука игра сделана на высшем степени; японский колорит.

Минусы: не все идеи сработали; игра порой вязнет в диалогах и кат-сценах и кажется слишком тихой; к боевой системе надо привыкнуть.

Оценка игры