Живо для платформы: PC

Наверное, многие из нас в детстве любили играть в «больницу». Сложные «операции» над родимыми, сверстниками и домашними животными, подражание настоящим и киношным докторам — было весело. Те, кто постарше, наверняка косплеили доктора Айболита, нынешние дети, наверное, играют в какого-нибудь «доктора Плюшеву» — да немного ли детских героев в белых халатах было во все времена?

А вот блаженные обладатели компьютера (или консоли PlayStation) два десятка лет назад могли отведать свои силы уже в роли главврача — всё благодаря великолепной игре от Bullfrog Productions и самого Питера Молиньё (Peter Molyneux) под наименованием Theme Hospital. Как ни странно, у этого тайкуна так и не нашлось достойных подражателей — попытки создать что-то подобное бывальщины, но популярности основателя жанра им достичь так и не удалось.

Two Point Hospital от Two Point Studios — положительная заявка на удачный ремейк стратегии 20-летней давности. Среди разработчиков есть выходцы из Bullfrog Productions и Lionhead Studios, потому пропустить такое мы просто не имели права. Добро пожаловать в больницу округа Две Верхушки — и не забудьте надеть бахилы!

[embedded content]

У вас волчанка

Жанр Tycoon, как все мы ведаем, подразумевает непрямое управление некоей экономической единицей с мишенью извлечения максимальной прибыли. Лечение людей — тоже бизнес. Нам, разумеется, более привычна та система здравоохранения, которая целиком и целиком находится под государственным управлением, но в капиталистических странах (да и в современной России тоже) частные клиники не являются чем-то необычным. В Two Point Hospital мы занимаем место заведующего как раз такой больницей. Наша главная задача — врачевать так, чтобы пациенты оставили как можно больше наличных в кассе. Звучит несколько цинично и, может быть, несерьёзно — но вся игра такая.

Открыто шуточный антураж заметен во всём: что нарочито карикатурные персонажи, что их поступки, но самое забавное здесь — это болезни и способы их лечения. Как вам цветотерапия, заключающаяся в буквальном раскрашивании утерявших цвет пациентов, или лаборатория декастрюльтивизма, в которой с помощью магнита у нездоровых удаляют застрявшую на голове кухонную утварь?

О прочих мелочах, вроде наименований населённых пунктов, и говорить нечего. Как ни странно, юмор содержит довольно высокую планку и не скатывается в банальное зубоскальство. На этом поле особенно заметен труд переводчиков. Локализаторы отработали на изумление неплохо — шутки не только не теряют остроты, но и в некоторых случаях получают отличную адаптацию для отечественного игрока.

Смех смехом, а обеспечивать пациентов лечением и попечением необходимо, несмотря на самые нелепые заболевания. Заниматься этим придется в округе Две Верхушки, благо различных лечебных учреждений здесь хватает.

Two Point Hospital обзор игры

Порой сотрудники подкидывают небольшие задания. Заниматься ими особого резона нет, к тому же нередко они завершаются успешно и без участия игрока.

И тебя излечат!

Кампания в Two Point Hospital представляет собой цепочку линейных заданий, открывающихся одно за иным. В каждой главе под наше управление выдают определённую клинику, а руководство устанавливает различные задачи, выполнение которых позволяет повысить рейтинг больницы. Как правило, для разблокирования вытекающей клиники необходимо выполнить задания на одну звезду рейтинга в льющейся главе.

Цели весьма разнообразны: вылечить определённое число страдающих той или иной болезнью, обеспечить персонал необходимыми условиями труда, накопить необходимую сумму денег… Всего и не упомнишь.

Больница начинается с регистратуры — собственно этот кабинет будет первым в списке строительства. В регистратуре посетители отмечаются и получают курс к конкретным докторам. Врач общей практики, диагност, хирург, аптекарь — это из привычных нам специальностей, но по мере развития больницы и диагностирования новоиспеченных заболеваний приходится строить новые и новые кабинеты для лечения самых экзотических хворей. Вот тут людей исцеляют от излишней пикселизации (это заболевание такая), а здесь выкручивают лампочку, что вдруг появилась вместо башки.

Кроме непосредственного лечения больных необходимо заботиться и о том, чтобы им было комфортно быть в стенах клиники. Доступные туалеты и автоматы с газировкой, батареи отопления (или, навыворот, кондиционеры), цветы и прочие украшения — всё для того, чтобы посетитель предпочёл собственно нашу больницу.

Two Point Hospital обзор игры

Очереди, грязь, тесные коридоры… Где-то я это уже видал.

Не меньше внимания требуют и сотрудники — им нужны комната передышки, кабинет повышения квалификации и кафетерий, где можно перекусить.

Помимо докторов есть младшие медработники, администраторы и санитары. Первые занимаются прямо лечением, вторые им помогают, третьи нужны для работы в регистратуре и отделе маркетинга, а на рамена санитаров ложатся все заботы по поддержанию порядка в клинике. У любого сотрудника есть не только общая специализация, но и показатель эксперимента, а также пять ячеек для обучения. Они нужны как для различных бонусов, вроде немало быстрой постановки диагноза, так и для специализации в конкретной области — так, для проведения операций требуется хирург.

Для открытия новых образов кабинетов можно воспользоваться услугами исследовательского центра, в каком трудятся доктора с научным образованием, а покупка соседних аграрных участков позволяет клинике расширяться, чтобы справиться с наплывом пациентов.

Наконец, пожалуй, самое симпатичное занятие, что есть в игре, — это планировка больницы и оформление интерьера. Различных объектов, как чисто декоративных, так и имеющих определённое значение (например, стойка с брошюрами развеивает тоску, а картины повышают привлекательность кабинета), — великое масса. Можно смело пробовать воссоздать свою районную поликлинику. Жалко только, что все больницы в TPH — одноэтажные.

Two Point Hospital обзор игры

Обратите внимание на описание заболевания. Локализация — на высоте.

Ай, болит!

Если присмотреться внимательнее, то и геймплей в этой игре тоже какой-то «одноэтажный». Несерьёзность в антураже просочилась в самые основы тайкуна — на стратегическом степени всё уж слишком легко. Интерес присутствует, пока есть куда расширяться, — всё независимое время проводишь за планированием новых кабинетов и наймом сотрудников. Больница же, такое ощущение, трудится сама по себе — главврачу нет надобности вмешиваться в ход событий. Удалиться в минус по деньгам практически нереально — несмотря на все жалобы пациентов на долгие очереди или скуку, они продолжают посещать клинику. Сотрудники тоже не особо строги к условиям труда и не спешат увольняться.

Если полностью забить на то, чем существует больница, ничего и не изменится. Ради эксперимента я пробовал затворить туалеты и запретил санитарам убираться, а саму игру покинул работать в фоне. Что вы думаете, из-за грязи поток пациентов истощился, а доктора массово написали заявления по собственному желанию? Ничего подобного — несколько игровых лет вся больница ликующе скакала по нечистотам, сигнализируя о беспорядке, но все продолжали заниматься своими делами. Даже удалось получить чету наград по итогам года, в том числе и за самую любимую больницу среди посетителей. Повысил до максимума цены — то же самое! Клиника перестала приносить барыш, но до банкротства было ещё далеко.

Конечно, если ставить перед собой мишень добиться двух или трёх звёзд в рейтинге, то с подобным касательством успеха не достичь. Но всё-таки хочется побольше «челленджа» и возможности остаться ни с чем, а сейчас для рослого рейтинга требуется скорее монотонное повторение одних и тех же поступков. Очень не хватает случайных событий — точнее, они есть (удар молнии, землетрясение или эпидемия), но воздействие их сведено к минимуму. Ко всему прочему добавьте сюда излишек микроконтроля — копировать кабинеты нельзя, для повышения привлекательности необходимо застраивать все горницы кучей объектов, а уж процесс обучения сотрудников и исследовательские проекты спрашивают постоянного внимания со стороны игрока. Стратегического планирования и управления, по сути, нет.

TPH напоминает The Sims, причём в той её доли, которая касается обустройства собственного жилища, — лишь здесь мы планируем интерьер целой больницы. Заниматься этим можно как душе угодно, беспокоясь лишь о внешней привлекательности кабинетов и зданий, — каких-то сверхусилий для повышения производительности труда не необходимо.

Two Point Hospital обзор игры

Самые передовые технологии на страже вашего здоровья!

***

С первого взора Two Point Hospital радует и глаз, и душу. Всё симпатично, чинно-благородно, представляется, что вот он — тайкун про больницу моей мечты. Но уже через пару часов игры от былых восхищений не остаётся и следа. Да, в наличии отличное оформление, неплохой юмор, спокойный в целом интерфейс, но не хватает главного для жанра — здесь просто-напросто нет нужды заниматься стратегическим управлением предприятия. Нет и ощущения хорошо выполненной труды после того, как решаешь очередную логистическую или экономическую задачку, какие хороший тайкун должен создавать самостоятельно, без участия сценаристов. Порядок «песочницы» отсутствует, а открытие новых глав кампании с поддержкой звёзд рейтинга — лишь способ увеличить продолжительность прохождения.

Разумеется, всё это решается патчами и дополнениями — но вот будут ли они? Судя по статистике и отзывам, игру недурно приняли и в текущем виде. А вот тем, кто хочет заниматься чем-то немало сложным, чем расстановка горшков с цветками в коридорах, наверное, стоит обождать более серьёзных проектов.

Плюсы: великолепный стиль и дизайн; отличная локализация; юмор.

Минусы: недостаточно глубины для полноценного тайкуна; излишний микроконтроль в отдельных моментах; не хватает автоматизации однообразных поступков.