С  Turbo Overkill ситуация образцово такая же, как с  Baldur’s Gate III: игру называют чуть ли не лучшей в своём жанре — 96 % положительных отзывов в Steam и 88/100 на OpenCritic не дадут соврать. Ретрошутер так росло задрал планку, что повторить это будет очень сложно. Хотел здесь вопросить традиционное «Насколько же оправданны эти восхищения?», а потом понял, что вопрос глупый. Ну как не восторгаться игрой, где можно превращать в фарш толпы врагов с поддержкой бензопилы, вмонтированной в ногу?!

Замыкая круг

Turbo Overkill издала компания Apogee, которая значит для жанра мясных шутеров ещё вяще, чем Larian Studios для RPG. Она очень тесно связана с 3D Realms (когда-то это вообще была одна компания) и имеет самое ровное отношение к серии Duke Nukem. А сейчас Apogee в основном издаёт платформеры и ретрошутеры — в частности, она выпустила  Rise of the Triad: Ludicrous Edition, о какой мы совсем недавно рассказывали. И очень символично, что именно эта компания издала игру, которая стала вершиной нынешней моды на бумер-шутеры.

Хотя на самом деле это ещё вопрос, стоит ли относить Turbo Overkill к ретро. Да, здесь есть «пиксели» (игра выглядит прекрасно, особенно в неоновом свете и в каплях дождя!), безостановочная пальба по толпам безмозглых врагов, а протагонист напоминает классического героя боевиков из 90-х.

В отличие от Дюка, он всегда молчит, но его действия в кат-сценах говорят, что Джонни Турбо переполнен брутальной харизмой, — он может прямо во пора стрельбы показывать фак своим металлическим пальцем, приземлиться бензопилой на голову врага, запустить себе под ноги ракету или во пора разговора выстрелить в лицо злодею, не дав тому договорить свою пафосную речь.

Но помимо типичных примет ретрошутера в Turbo Overkill есть немало чего ещё интересного — в частности, позаимствованного из современных игр.

Киборг против киборгов

Начинается же всё классически. Место действия — типический киберпанковый мегаполис Парадайс. В качестве архангела в этом «раю» выступает безумный ИИ Syn, который хочет всех поработить с поддержкой армии киборгов. Для нашего героя Парадайс — родной город, поэтому, вернувшись, он хочет очистить его от зла. И для начала, подгоняемый директивами загадочного собеседника, отправляется на поиски «нулевого артефакта».

История разбита на три больших, насыщенных событиями эпизода. Мы воюем на улицах города и в голографических ночных клубах, зачищаем какие-то токсичные заводы, отстреливаем врагов, прыгая по кровлям несущихся машин, и даже оказываемся в космосе.

Прохождение Turbo Overkill вполне может отнять часов 10.

Прохождение Turbo Overkill вполне может отнять часов 10.

Но суть при этом не меняется. Гоняемся за злодеями, прослушиваем их монологи (с Syn, естественно, тоже придётся потолковать) и снова спешим в бой. Есть неожиданный поворот, периодически узнаём увлекательные подробности о прошлом Джонни, но в целом всё довольно предсказуемо. Очевидно, что сценарий, несмотря на забавные отсылки к  Duke Nukem 3D и иным играм и фильмам, — не лучшая часть Turbo Overkill.

Игра переведена на русский.

Игра переведена на русский.

Сила и воля. Скорость и оружие

Тут следует не менее предсказуемая фраза про то, что сюжет в таких играх не главное и всё искупается самим геймплеем. И это чистая истина. С первых секунд становится понятно, что перед нами очень изобретательный шутер со своими фишками. Первая — это безумный темп. Сражения проходят на таких скоростях, что представляется, будто в игре по умолчанию включено тройное ускорение. Со стороны прохождение выглядит так, словно спидраннер пытается побить предшествующий рекорд.

Вторая фишка— оружие. Изначально нам выдают двойные пистолеты, которые в альтернативном режиме выделяют масса врагов и одним залпом превращают всех в кровавый фарш. И практически у всех пушек в Turbo Overkill есть крутые альтернативные порядки, которые мы покупаем за собранные деньги в торговых автоматах.Так, двойные УЗИ плавно превращаются в скоростной дробовик, огромный миниган — в огнемёт, а шотган — в гранатомёт.

Ну и в цельном тут много интересного оружия. Не всегда чувствуется должный брутальный импакт, но эффектность и эффективность на высоте. Например, с поддержкой ионного бластера можно вызвать орбитальный удар, а снайперская винтовка позволяет разрывать врагов на куски, телепортируясь в них (это именуется «телефрагментация»). Для пушек также можно приобретать улучшения — скажем, та же снайперка превратится в ультрамощный рельсотрон.

Руки-ракеты и нога-бензопила

Но, разумеется, визитная карточка Turbo Overkill — это встроенная в ногу Джонни бензопила. Стелясь на бегу в подкате, он может выкашивать цельные полчища недругов, которые словно специально выстраиваются в линию. Получается очень брутально — бежит на тебя гурьба киборгов, уходишь в подкат, оборачиваешься, а на месте противников только груды остывающего мяса и струи крови. С поддержкой одной только ноги-бензопилы можно проходить целые уровни, и в этом как дар, так и проклятие Turbo Overkill.

Дело в том, что, помимо альтернативных порядков для оружия, в торговых автоматах также можно покупать аугментации для тела. И вот если приобретать чипы для ноги-бензопилы, то она сделается практически узаконенным читом, позволяющим при каждом убийстве увеличивать броню и здоровье. Учитывая толпы мяса, какое само ложится под пилу, с базовых 100 единиц ваш запас жизни быстро расширяется до 200.

А ещё тут можно выпускать ровно из рук самонаводящиеся мини-ракеты, которые наносят мощный урон. И точно так же их разрешают всячески улучшать и модифицировать чипами, чтобы, так, ракеты перезаряжались быстрее. Хорошо хоть, слоты под аугментации ограниченны — приходится думать, что брать с собой.

Turbo Overkill: Обзор

Но в любом случае сложность изначально заниженная. И даже на «харде» (третий степень из пяти) выживать довольно легко — во всяком случае, пока не встретишь особо опасного босса. А повышать сложность во пора прохождения нельзя — разрешают только понижать.

Поэтому лучше начинать играть на максимальной сложности — это не только повышает скорострельность неприятелей и наносимый ими урон, но и ограничивает покупки в магазинах, а также позволяет подбирать аптечки только с трупов. Также для хардкорщиков есть нескончаемый режим, где точно придётся нелегко.

Turbo Overkill: Обзор

Мне бы в небо

Поначалу Turbo Overkill напоминает классический ретрошутер, приправленный фишками в облике аугментаций и ноги-бензопилы. Бегаем по уровням, убиваем врагов, собираем выпадающие из них монетки, находим аптечки и боеприпасы, панцирь, суперздоровье или сверхурон, а также разноцветные ключи от дверей.

Иногда также попадаются ящики с сильными и притом даровыми аугментациями, но, чтобы их открыть, нужен спрятанный ключ. Плюс есть коллекционные, тоже хитро припрятанные, кассеты и чипы. Если отыскать три кассеты, то откроется секретный уровень, а три чипа позволят включить модификатор, меняющий условия игры.

Но довольно скоро Turbo Overkill превращается в  DOOM Eternal на амфетаминах. Джонни Турбо изначально может далеко прыгать, и авторы начинают это деятельно использовать, заставляя нас сигать на большие расстояния, прилипать к далеко расположенным лестницам или аккуратно приземляться на трамплины, чтобы, взлетев росло, в воздухе включить ускорение и несколькими прыжками добраться до другого здания.

 В полёте, естественно, можно палить по врагам.

 В полёте, естественно, можно палить по неприятелям.

Дальше — больше. Появляются аугментации, позволяющие бегать по стенам и использовать крюк-кошку, а найденные или купленные чипы вводят возможность отпрыгивать от стен или даже останавливаться во время бега по ним.

Поэтому в воздухе проводишь столько же времени, сколько на земле, а пунктами и больше. И умираешь едва ли не чаще, чем от пуль, после падений на какие-нибудь запитанные электричеством поверхности или под несущиеся машины. Да, зачастую это будет сложные участки, где далеко не всегда понятно, куда прыгать и как вообще добраться до здания напротив.

Turbo Overkill: Обзор

Но это и хорошо — из ведущего вас под ручку линейного шутера игра превращается в будет просторный экшн, где нужно думать, подключать фантазию и пространственную ориентацию. Плохо то, что герой нередко сам норовит свалиться — управление персонажем не вечно точное. Но к этому можно привыкнуть.

А ещё Turbo Overkill периодически превращается в симулятор боевого такси будущего, когда мы летаем и расстреливаем неприятелей на вооружённом такси из «Пятого элемента». Да и в целом авторы стараются разнообразить геймплей, подбрасывая новые ситуации. Есть эффектная погоня на мотоцикле, возможность залезть в меху и весьма сильный уровень в космосе, где мы прыгаем по обломкам огромных кораблей, одновременно сражаясь и уворачиваясь от лазеров.

Turbo Overkill: Обзор

Авторы Turbo Overkill сообщают, что это игра мечты, в которую они бы хотели рубиться сами. Что ж, у них получилось создать лучший на сегодня ретрошутер, успешно соединяющий классику с новыми идеями. Да, многие всё равно считают таковым  Ultrakill, но он ещё в раннем доступе. А Turbo Overkill всё-таки добралась до релиза — и её минусы с лихвой компенсируются разнообразностью оружия, врагов и ситуаций, а также турбоскоростью и бешеным адреналином, который вы получаете во время прохождения.

Плюсы: нога-бензопила; максимально драйвовый геймплей; адреналиновый платформинг; обилие оружия с увлекательными альтернативными режимами; многочисленные аугментации, дающие новые возможности; много врагов и боссов со своими тактиками; разнообразность ситуаций и декораций; сочная картинка.

Минусы: сложность изначально кажется заниженной; в платформинге управление не всегда буквальное; музыка могла бы быть более разнообразной и бодрой.

Оценка игры