Вы наверняка помните обложку  Hotline Miami 2, на какой изображён Борода с разбитыми очками на фоне огня. Автор иллюстрации — художник Никлас Окерблад (Niklas Åkerblad), немало известный под псевдонимом El Huervo, и он не только нарисовал ту обложку, но и написал несколько музыкальных композиций для сиквела. А годы спустя мы получили  Ultros, метроидванию, основным разработчиком какой выступал именно Окерблад. Не Hotline Miami 3, но тоже хорошо.

Корабль-утроба

Стиль, в котором была нарисована обложка, разом узнаётся в Ultros — игра напоминает оживший витраж с яркими, кислотными цветами, разделёнными чёткими контурами. Если тут встречается зелёный цвет, он особенно выделяется на фоне остальных. Если изображён объект на заднем плане, в половине случаев у него есть одинешенек или два глаза. Настоящая психоделика, но без перегибов, хоть молящиеся статуи и соседствуют здесь с плюющимися кислотой чудовищами, слепленными из долей тел.

Главная героиня просыпается на загадочном космическом корабле, не обладая никакими навыками и способностями. Посетив несколько горниц, она находит меч и узнаёт, что это за место. Оказывается, на судне произойдёт рождение Ультроса, некоего существа, появление которого не сулит ничего неплохого. Наша задача — уничтожить восьмерых шаманов, ведь только это остановит процесс пробуждения Ультроса. Однако есть проблема — смертоубийство каждого шамана приводит к перезапуску временной петли. Персонаж опять просыпается с голыми руками, опять должен подбирать объекты, теряет доступ к разблокированным апгрейдам и так далее.

Сюжет пропитан психоделикой не меньше визуального стиля — особенно когда соображаешь, что корабль служит своего рода утробой, внутри которой растёт разнообразная флора. Многие элементы истории остаются недосказанными, но так даже увлекательнее — здесь возникает желание как минимум читать описания фруктов и растений, которые собираешь по ходу приключения. Есть группа полипов, какую используют для борьбы с когнитивными искажениями. Есть растение, плоды которого похожи на Ультроса, а потому шаманы перестали применять их в пищу из уважения. Есть полезный фрукт, для доступа к которому представители низших сословий должны участвовать в оригинальных гладиаторских боях. Всё звучит странно, но не бессмысленно в контексте Ultros.

Геймплейно же игра представляет собой метроидванию с элементами рогалика. Начинается всё стандартно: вы получаете меч, ходите из горницы в комнату, натыкаетесь на первого босса и побеждаете его. Затем убиваете шамана и узнаёте о связанной с сущностью Ультроса преходящей петле — вы опять переноситесь в стартовое логово, опять ищете меч (на том же месте) и так далее. Такое происходит после любого важного сюжетного момента, и, хотя звучит это не очень весело, на деле вещи удаётся забрать быстро. В том числе экстрактор, в каком хранятся необходимые возможности вроде двойного прыжка и циркулярной пилы, прорезающей заросли.

Ultros: Обзор игры от соавтора Hotline Miami

Чуть сложнее обстоят дела с прокачкой, какой занимаешься в точках сохранения. Приобрести удаётся десятки бонусов, вроде дополнительных боевых приёмов, отскока от стен и удара по земле. Эти бонусы исчезают при перезапуске петли, но отдельный из них можно закрепить с помощью «мнемонического мицелия» (это гриб — ожидаемо в такой игре). Таких штук мало, но обыкновенно очевидно, какие навыки стоят того, чтобы их сохранить. Сильно беспокоиться из-за потери умений не стоит — с любым перезапуском стоимость их покупки становится всё ниже. Однако процесс всё равно не самый увлекательный, да и непривычный для метроидвании — мне в играх этого жанра нравится становиться всё мощнее и иметь доступ к новым механикам всегда. Здесь же приходится играть по другим правилам.

Всё не так, как везде

Что же нужно мастерить, чтобы покупать апгрейды? Тут создатели Ultros тоже решили не копировать других разработчиков, а предложить что-то своё. Поверженные противники оставляют после себя доли тел, которые при употреблении в пищу улучшают какие-то из четырёх характеристик протагониста. Для разных улучшений нужны разные характеристики, так что чем вяще уникальных конечностей и внутренностей вы едите, тем равномернее будут прокачиваться параметры. Загвоздка в том, что эта же еда необходима для восстановления здоровья. Так что при активации контрольной точки (а улучшения покупаются лишь там) нужно решить, хотите ли вы съесть всё здесь и сейчас, чтобы купить апгрейды, либо оставите часть еды в качестве аптечек.

Ultros: Обзор игры от соавтора Hotline Miami

Что самое увлекательное, качество пищи напрямую зависит от того, что вы делаете в сражениях с монстрами. Если вы используете против них одни и те же зачисления, в качестве трофея вы получите либо не очень ценный кусок мяса, либо повреждённую часть тела. Потому желательно уделять дракам больше внимания, чем мы привыкли в других метроидваниях. Атаки в воздухе, апперкоты, комбинации ударов, даже способности экстрактора сгодятся — здоровья у рядовых врагов не так уж много, так что сложностей эта механика не вызывает. Да и необязательно в каждом сражении заострять внимание на разнообразности приёмов — для прохождения не требуется идеально в этом разбираться.

Сами драки не назовёшь захватывающими — есть ощущение, что обрисованную выше механику придумали для того, чтобы побудить игроков использовать не очень нужные приёмы и комбинации. Помимо обыкновенных и заряженных ударов мечом есть перекаты. Если идеально увернуться в тот момент, когда противник собирается налететь и его оружие поблёскивает, появится возможность совершить контратаку. Этой фишкой пользуешься на протяжении всей игры — и против обыкновенных монстров, и против боссов. Она очень эффективна, поэтому всё остальное не имеет большого значения — тот же апперкот в боях используешь весьма редко, в основном он нужен для закидывания семян в лунки, расположенные на потолке.

Ultros: Обзор игры от соавтора Hotline Miami

Да, тут ещё и элементы садоводства есть! То тут, то там находишь семена, усаживать которые нужно в определённых местах. Там вырастают деревья или кусты. Одни служат платформами, другие уничтожают преграды. Сажать можно что угодно и где угодно, так что неизбежно возникнут ситуации, когда вы закинули в лунку не то семя и из него вытянулось бесполезное дерево. К счастью, это не навсегда — со временем у экстрактора появится способность исправлять такие ошибки.

Если рассматривать Ultros как метроидванию, то тут есть всё, чего ожидаешь от игры такого жанра. Появлению новых умений всегда радуешься, поскольку они обнаруживают возможность добраться до недоступных ранее локаций. Регионы отличаются друг от друга и внешне, и механиками. Боевая система, пускай она и простовата, не раздражает, и при получении новых приёмов их сразу хочется протестировать на монстрах. А вот элементы рогалика всё же кажутся не весьма уместными или как минимум не продуманными до конца. К примеру, первый апгрейд в этой игре — двойной прыжок, механика, какую в платформерах хочешь получить как можно скорее. И когда после первого цикла у тебя отнимают двойной скачок и вынуждают бежать куда-то, чтобы забрать его, а потом это повторяется вновь и вновь, смысл этой механики теряется. Даже с учётом того, что по сюжету объясняют, отчего так происходит.

Ultros: Обзор игры от соавтора Hotline Miami

Несмотря на недостатки, в Ultros всё равно хочется проводить время. Необычная вселенная, нестандартные геймплейные фишки и уникальная графика помогают игре оставаться загадочной и непредсказуемой на протяжении итого прохождения. Здесь и персонажи есть, с которыми можно поговорить, и описания фруктов хочется читать, и секретные хода искать интересно — карта достаточно удобная и показывает неизученные закутки. Идея с добавлением элементов рогалика неидеальна, но впечатление она не калечит. В списки лучших метроидваний  Ultros не войдёт, однако любителям жанра она понравится. Да и много времени не отнимет — итого около 10 часов.

Плюсы: психоделика в сюжете и графике; оригинальные геймплейные механики; забавная идея с садоводством; атмосферный саундтрек.

Минусы: несложная боевая система; элементы рогалика кажутся неуместными даже с учётом сюжетных объяснений.

Оценка игры