Есть несколько сценариев, как люд справляются с потерей родного человека. Один из них показал Ларс фон Триер (Lars von Trier) в «Антихристе», а другой продемонстрировали сценаристы Under The Waves. И если героиня Шарлотты Генсбур (Charlotte Gainsbourg) увечила своё тело, то протагонист игры, изданной Quantic Dream, добровольно отправляется в ссылку на дно океана, где начинает измываться над собственным разумом. Ну, или разум — над ним.
В глубинах подсознания
Да, Under the Waves — это прежде всего личная драма, “повествовательная приключенческая игра о всепоглощающей мочи горя” (это написано в первом же предложении в стимовском описании), а потом уже игра про море-океан. Конечно, в роли подводника Стэна, трудящегося на крупную нефтедобывающую компанию, мы постоянно плаваем на батискафе по океанскому дну, выполняем ежедневные задания, поддерживаем работоспособность оборудования, собираем ресурсы, фоткаем китов и акул и так дальше. Но главным тут является конец каждого рабочего дня, когда Стэн ложится спать в своём маленьком жилом модуле и видает кошмары, создаваемые подсознанием.
Другой вопрос, что сама драма считывается почти сразу — она не раз описывалась в книгах, кинофильмах и играх. Например, в Heavy Rain от той же Quantic Dream. Да вы и сами догадаетесь, если я скажу, что в этом уравнении есть он, она и дитя. Это почти запрещённый приём и удар ниже пояса, который в любом случае выводит на эмоции и слёзы.
Но глядя на переживания Стэна, желаешь увидеть сквозь эти неизбежные слёзы более нетривиальное, интересное развитие привычной ситуации — если не вариативной трагедии на грани нервного срыва в духе Heavy Rain (ждать этого от небольшой игры про одинокого подводника сложно), то желая бы намёка. А в Under The Waves поначалу всё сводится к вялой, предсказуемой рефлексии и кошмарам, появление которых в таких случаях вообще можно находить классикой жанра.
Мистика, нефть и экология
И всё это сопровождается не менее банальными экологическими рассуждениями и тезисами про то, что нефть — это зло, а нехорошие люди засоряют океаны своими отходами. Дело в том, что Under The Waves сделана в сотрудничестве с европейским неправительственным фондом Surfrider, занимающимся защитой береговых черт и воды.
Поэтому в игре можно найти много информации из экологических листовок — например, о том, как пластиковые отходы пагубно воздействуют на океаны. Всё это правильно и похвально, но опять же слишком банально. Вы и сами можете понять, что здесь произойдёт — это даже невозможно считать спойлером. А мы будем разбираться с последствиями под рассуждения о том, что порождённая смертью нефть сама её и умножает.
Нефтяные отпечатки тут напоминают чудовищ, тянущих к нам свои лапы.
Но то, что хорошо для профинансированного экологами воспитательно-образовательного проекта, вряд ли может почитаться достаточным для полноценной видеоигры, которую издаёт Quantic Dream.
К тому же есть вопросы к самому сценарию. По сюжету Стэн и его ровный начальник Тим когда-то выступали против этой самой нефтяной компании. И мотивы, почему они теперь работают на неё (желая сам герой постоянно твердит, что с него хватит), прописаны не слишком убедительно.
Но, слава богу, в итоге вся эта тягомотина рвётся мистикой, связанной как с личной драмой и кошмарами главного героя, так и с деятельностью нефтяной компании. Появляются динамика, интрига и даже нотки хоррора, тем немало жуткого, что всё происходит на чёрном океанском дне.
А самое главное, что в финале появляется тот самый намёк на Heavy Rain: нас устанавливают перед очень важным выбором, который заставляет напрочь забыть о том, что всё это мы уже где-то видели — настолько сильно и драматично, как раз в духе лучших трудов Quantic Dream, это подаётся.
Попытка выжить
И всё-таки Under The Waves — это не только сюжет о горе и принятии, это ещё и игра с геймплейными механиками. Истина, подводный выживач в духе Subnautica из неё не получился – да и изначально явно не было такой цели.
Мы можем собирать груду всяких ресурсов — водоросли, пластик, уголь, металлолом, электронные детали и другие. А потом на верстаке из этого изготавливаем различные расходники — в том числе кислородные баллоны (тут они вместо аптечек), ускорители для рывка при подводном плавании, мины для взлома заржавевших дверей, ремонтные комплекты и топливо для батискафа.
Некоторые ресурсы восполняются без нашего участия.
Таким же образом нужно апгрейдить костюм, повысив запас кислорода, и подводную лодку, которой в какой-то момент очень понадобится лазер для уничтожения нефтяных отпечатков. Некоторые чертежи доступны сразу, а другие придётся искать.
Но на деле вся эта возня с крафтом интересна лишь в самом начине, когда действительно может ощущаться дефицит чего-либо. В дальнейшем игра и важные чертежи выдаёт, и забрасывает нас ресурсами и расходниками. О дефиците тех же кислородных баллонов или топлива для батискафа вообще можно позабыть. Лишь один раз я почувствовал нехватку ремнаборов — во время очень затянутой и замороченной миссии, которую трудно отнести к лучшим моментам игры.
Тут нужно постараться, чтобы утонуть от нехватки кислорода.
А вот если у вас кончатся мины, необходимые для открытия дверей во пора одного из заданий, то они обязательно найдутся где-то в шаговой доступности. И это нормально именно для сюжетной игры — не заставлять же пользователя прерывать ключевую миссию и собирать металл и детали.
Океанами сделались
Но если выживач из Under The Waves так себе, то как медитативная игра про плавание одинокого человека среди рыб и затонувших кораблей она отлична.
Да, здесь полно обязательных миссий, но, как правило, никто Стэна не подгоняет. И даже если вы взялись за них, всё равно можно устремить свой батискаф совсем не туда, куда требуется по заданию. Более того, и после окончания миссий, перед тем как герой уляжется спать, а сюжет двинется дальше, нам, как правило, дают свободное время.
И его можно потратить на то, чтобы поискать стикеры для костюма, чертежи или сундуки с декоративными объектами или же с гитарой и боксёрской грушей, которые потом появятся в жилом модуле Стэна.
На гитаре можно играть — придётся также разыскивать песни.
Такие ценности, как правило, лежат на затонувших кораблях и самолётах. И их, естественно, не так-то просто обнаружить (даже несмотря на спокойную систему сканирования океанского дна). И выглядят эти места очень живописно.
Кроме того, здесь можно исследовать протяжённые пещеры и небольшие тоннели в полуразрушенных подводных комплексах, склониться в пугающую черноту огромных впадин или, следуя за змеями-трубопроводами, обвивающими океанские горы, подняться почти к самой поверхности.
А ещё вы можете проведать морских обитателей, с какими подружился Стэн, сфоткаться на фоне акул, касаток или синего кита — от этого вообще дух захватывает.
Однажды я очищал с поддержкой лазера кита, уничтожая нефтяные следы, окутавшие его тело. И это было совсем не по сюжету. А в другой раз увидел небольшого спрута, который начал явно куда-то меня выманивать. Поплыв за ним, я нашёл ещё один затонувший самолёт с кучей ценностей. Собственно такие моменты делают подводный мир живым — его действительно хочется исследовать.
Важно и то, что в процессе исследования управлять батискафом и Стэном, когда он плавает сам, будет удобно и аутентично. Здесь даже есть вид из кабины, где висят какие-то безделушки, как в машине, — если на него переключиться, Стэн начнёт распевать моряцкую песню.
Аутентично реализован и жилой модуль, который мы постепенно украшаем фотографиями и найденными в сундуках раритетами. Здесь мы каждое утро смотрим в зеркало и идём варить кофе, а потом звоним начальству и получаем задания.
В своём подводном домике Стэн всё мастерит медленно. И всё только подчёркивает его одиночество и душевное состояние, при котором хочется залечь на дно и общаться только с рыбами, какие, слава богу, не умеют говорить.
Ещё есть искусственный помощник «Меркурий», но с ним много не пообщаешься.
После этого переключаться на миссии, где нас замыкают внутри подводных комплексов, заставляют крутить вентили, что-то чинить и перезапускать, физически трудно. Они, конечно, весьма важны для истории, добавляют в геймплей пазлы и QTE, а в атмосферу — напряжение. Но всё же в такие моменты почему-то очень скучаешь по облику из кабины ставшего родным батискафа.
Порой тут становится очень жутко и неуютно.
В 2010 году вышла Heavy Rain от Quantic Dream. Сейчас компания стала издателем игры, герой которой оказался примерно в той же ситуации, что и архитектор Итан Марс, и переживает вылитую драму. Но обстоятельства у него другие, и вся ситуация рассматривается под другим углом — речь не о поиске виновного, а о поиске вселенной внутри себя. И если Under The Waves поможет найти этот мир кому-то из реальных людей, то это куда значительнее, чем её экологические послания или поиски ответа на вопрос, почему это не новая Subnautica.
Плюсы: сюжет поначалу выглядит известным и предсказуемым, но в итоге способен удивить и вызвать сильный эмоциональный отклик; увлекательное и медитативное исследование подводного вселенной; шикарные графика, звук и музыка.
Минусы: не очень понятные и логичные моменты в сценарии; как подводный выживач с крафтом игра неубедительна.