Живо для платформы: NSW

Как только мы не спасали мир в видеоиграх: и могущественные корпорации уничтожали изнутри, и вооружались мечом для смертоубийства жутких монстров. А вот главный герой Wandersong решает все проблемы с поддержкой песни. Это 10-часовое приключение, созданное почти в одиночку канадцем по имени Грег Лобанов (Greg Lobanov), нравится и запоминается собственно благодаря своей оригинальности. В нём затрагиваются необычные темы, используются нестандартные механики и всё так крепко друг с другом сочетается, что после прохождения хочется лишь рекомендовать игру всем и любому.

[embedded content]

Проснись и пой

В роли чудаковатого барда игрок пытается предупредить конец света. Для этого ему нужно встретиться с несколькими, произнесём так, божествами и выучить особую песню. В противном случае все обитатели планеты погибнут и зародится новоиспеченная жизнь, чего никому из ныне живущих не хочется. В то, что какая-то песня способна предупредить катастрофу, почти никто не верит, но бард (чьё имя вы придумываете сами, выбирая из нескольких литеров) настаивает на своём — раз уж он умеет петь, надо использовать эту способность, даже если шанс на спасение ничтожен.

Пение осуществляется движением правого стика — если к нему прикоснуться, на экране покажется колесо с разными цветами, обозначающими интонации. Поначалу Wandersong представляется простеньким платформером, в котором главный герой прогоняет призраков из небольшого поселения — именно на них игрок и «тренируется» в первой главе. Чтобы победить призрака, необходимо повторять за ним мелодию, состоящую из трёх нот. То есть три раза подвигать стик в разные стороны, напевая песенку, — эта механика используется тут постоянно.

Но после этого оказывается, что игра значительно масштабнее и поделена на несколько крупных эпизодов, а история о спасении вселенной постоянно радует неожиданными поворотами и забавными ситуациями. При этом основная идея остаётся неизменной вплоть до финала — хоть несообразно танцующий бард, на лице которого всегда сияет усмешка, и не похож на настоящего Героя, с помощью других людей ему удастся добиться успеха — им всем довольно лишь объединиться ради общей цели.

При посещении новоиспеченной локации бард не может сразу выучить фрагмент песни — ему необходимо пообщаться с опоясывающими, выслушать их и помочь, а взамен они его обязательно отблагодарят. И с этим связано масса трогательных эпизодов: то вам встретится закомплексованная аккордеонистка, так ни разу и не выступившая на сцене со своей мамой, то на улице в одном из городов бард познакомится с рыдающим, никому не необходимым парнем, которому даже собаку приласкать не удаётся.

Wandersong обзор игры

Стиком не вечно удаётся попасть в нужную тональность, но игра за это не наказывает.

Спозаранок или поздно все эти люди понадобятся для доступа к фрагменту песни. В какой-то момент вы скопите команду из самых недовольных жизнью и отправитесь с ними на фабрику, загрязняющую атмосфера, чтобы положить ей конец. В другом эпизоде поможете коллективу музыкантов сочинить композицию. И вы подлинно будете её сочинять — на протяжении нескольких секунд предстоит подвигать стик в разные стороны, создавая мелодию, которую после удастся изменить и прослушать в живом исполнении.

Незабываемое приключение

И это — вдали не единственные моменты, когда пение пригодится барду. Нередко ему придётся скакать по платформам и решать нетрудные головоломки, и сюрпризов Wandersong преподносит так немало, что не перестаёт удивлять ни на минуту. Даже спойлерить и портить впечатление не охота, назову лишь самые банальные примеры, вроде вырастающих в разные стороны стеблей и возможности изменить направление вихри с помощью музыки. При этом никакими новыми умениями герой не обзаводится — всё выходит с помощью всё того же колеса.

Но и за пределами моментов с загадками разработчики постарались сделать так, чтобы любой новый эпизод из жизни барда был непохож на предыдущий. Потому в одной из глав вы путешествуете в открытом море на корабле, распевая пиратские песни со своей новоиспечённой командой, а в товарищем оказываетесь в городке ведьм, где в одном углу расположен лавка с мётлами, а в другом находится библиотека с горами книг о магии. Являются даже новые механики, но лучше увидеть их самостоятельно — кое-каких из них вообще не ожидаешь.

Во многом Wandersong получилась столь примечательной за счёт того, как много внимания было уделено любому персонажу. Они все абсолютно разные и порой уморительно смешные. Основной звездой, конечно, стал бард — глуповатый, наивный, изумляющийся любой мелочи, но такой забавный, добрый и всегда оптимистичный. Компанию ему составляет Мириам — рассудительная и весьма ворчливая ведьма, которая никогда не раздражает своим брюзжанием, а, навыворот, вызывает симпатию как у барда, так и у игрока. Для второстепенных героев, каких здесь больше сотни, написаны тонны диалогов — их можно игнорировать, но среди этих людей нередко встречаются интересные личности. Увы, без минимального знания английского многие шутки вряд ли будут удобопонятны.

Wandersong обзор игры

Если барду неуютно, он на время перестаёт улыбаться.

Музыка тоже удалась, и это можно произнести не только о мелодиях, но и о текстах. Иногда бард поёт без слов, и в таких случаях надо вовремя подвигать стик в нужном направлении — игра даёт несколько подсказок, так что промахнуться трудно. А в некоторых случаях, когда герою надо передать иному персонажу информацию или он просто сидит около костра с иными людьми, вы точно так же выбираете интонации, но без ограничений по времени. Любое слово бард пропевает в другой тональности, и музыка вечно подгоняется под строчки, поэтому диссонанса никогда не возникает.

Упрекнуть Wandersong можно лишь в отсутствии какой-либо сложности. Вечно корректно наклонять стик не требуется — даже за пару промахов не накажут. В крайнем случае игроку придётся начать пение наново, но это отнимет буквально несколько секунд. То же самое с головоломками и скачками с платформы на платформу — точки сохранения расставлены на каждом шагу, и даже если бард проваливается в исчезнуть, то он тут же возрождается прямо рядом с ней. Иными словами, до Celeste игре в плане хардкорности нескончаемо далеко, она не об этом.

Некоторые могут придраться к визуальному манеру: при взгляде на скриншоты игра напоминает сильно упрощённую двухмерную версию Tearaway — тут тоже всё будто вырезано из цветного картона. Но когда видаешь этот забавный мир у себя на экране, понимаешь, что ни пиксель-арт, ни нынешнее 3D сюда бы не подошли. На физиономию барда и его гримасы смотреть без смеха и умиления невозможно, равновелико как и на многих других персонажей. Вдобавок для каждого из сотни героев бывальщины нарисованы уникальные анимации, которые можно увидеть, спев рядышком с ними какую-нибудь песенку. Жаль, что на Switch модели порой окружены «лесенками» и прочими артефактами, особенно если они стоят на беспросветном фоне, — на компьютере таких проблем нет.

Wandersong обзор игры

И охотники за призраками не нужны.

***

Осенью многие игроки увлечены блокбастерами, какие ждали на протяжении нескольких лет, и для небольших инди-игр не остаётся ни поре, ни денег. Но потратить пару вечеров на Wandersong обязательно стоит — это уникальное и умиротворяющее приключение, о каком большинство наверняка никогда не слышало и не узнало бы без подсказки. Прекрасная, добрая и чертовски милая история о дружбе, взаимовыручке, стремлении к невозможному и о том, что собственно означает слово «герой».

Плюсы: запоминающаяся история; обаятельные основные герои и забавные второстепенные персонажи; разнообразный игровой процесс с уникальными локациями и головоломками в различных главах; замечательная музыка.

Минусы: полное отсутствие «челленджа»; небольшие проблемы с графикой на Switch.