Живо для платформы: NSW
Как только мы не спасали мир в видеоиграх: и могущественные корпорации уничтожали изнутри, и вооружались мечом для смертоубийства жутких монстров. А вот главный герой Wandersong решает все проблемы с поддержкой песни. Это 10-часовое приключение, созданное почти в одиночку канадцем по имени Грег Лобанов (Greg Lobanov), нравится и запоминается собственно благодаря своей оригинальности. В нём затрагиваются необычные темы, используются нестандартные механики и всё так крепко друг с другом сочетается, что после прохождения хочется лишь рекомендовать игру всем и любому.
Проснись и пой
В роли чудаковатого барда игрок пытается предупредить конец света. Для этого ему нужно встретиться с несколькими, произнесём так, божествами и выучить особую песню. В противном случае все обитатели планеты погибнут и зародится новоиспеченная жизнь, чего никому из ныне живущих не хочется. В то, что какая-то песня способна предупредить катастрофу, почти никто не верит, но бард (чьё имя вы придумываете сами, выбирая из нескольких литеров) настаивает на своём — раз уж он умеет петь, надо использовать эту способность, даже если шанс на спасение ничтожен.
Пение осуществляется движением правого стика — если к нему прикоснуться, на экране покажется колесо с разными цветами, обозначающими интонации. Поначалу Wandersong представляется простеньким платформером, в котором главный герой прогоняет призраков из небольшого поселения — именно на них игрок и «тренируется» в первой главе. Чтобы победить призрака, необходимо повторять за ним мелодию, состоящую из трёх нот. То есть три раза подвигать стик в разные стороны, напевая песенку, — эта механика используется тут постоянно.
Но после этого оказывается, что игра значительно масштабнее и поделена на несколько крупных эпизодов, а история о спасении вселенной постоянно радует неожиданными поворотами и забавными ситуациями. При этом основная идея остаётся неизменной вплоть до финала — хоть несообразно танцующий бард, на лице которого всегда сияет усмешка, и не похож на настоящего Героя, с помощью других людей ему удастся добиться успеха — им всем довольно лишь объединиться ради общей цели.
При посещении новоиспеченной локации бард не может сразу выучить фрагмент песни — ему необходимо пообщаться с опоясывающими, выслушать их и помочь, а взамен они его обязательно отблагодарят. И с этим связано масса трогательных эпизодов: то вам встретится закомплексованная аккордеонистка, так ни разу и не выступившая на сцене со своей мамой, то на улице в одном из городов бард познакомится с рыдающим, никому не необходимым парнем, которому даже собаку приласкать не удаётся.
![Wandersong обзор игры](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2018/10/wandersong_review_igry-1539409459-s.jpg)
Стиком не вечно удаётся попасть в нужную тональность, но игра за это не наказывает.
Спозаранок или поздно все эти люди понадобятся для доступа к фрагменту песни. В какой-то момент вы скопите команду из самых недовольных жизнью и отправитесь с ними на фабрику, загрязняющую атмосфера, чтобы положить ей конец. В другом эпизоде поможете коллективу музыкантов сочинить композицию. И вы подлинно будете её сочинять — на протяжении нескольких секунд предстоит подвигать стик в разные стороны, создавая мелодию, которую после удастся изменить и прослушать в живом исполнении.
Незабываемое приключение
И это — вдали не единственные моменты, когда пение пригодится барду. Нередко ему придётся скакать по платформам и решать нетрудные головоломки, и сюрпризов Wandersong преподносит так немало, что не перестаёт удивлять ни на минуту. Даже спойлерить и портить впечатление не охота, назову лишь самые банальные примеры, вроде вырастающих в разные стороны стеблей и возможности изменить направление вихри с помощью музыки. При этом никакими новыми умениями герой не обзаводится — всё выходит с помощью всё того же колеса.
Но и за пределами моментов с загадками разработчики постарались сделать так, чтобы любой новый эпизод из жизни барда был непохож на предыдущий. Потому в одной из глав вы путешествуете в открытом море на корабле, распевая пиратские песни со своей новоиспечённой командой, а в товарищем оказываетесь в городке ведьм, где в одном углу расположен лавка с мётлами, а в другом находится библиотека с горами книг о магии. Являются даже новые механики, но лучше увидеть их самостоятельно — кое-каких из них вообще не ожидаешь.
Во многом Wandersong получилась столь примечательной за счёт того, как много внимания было уделено любому персонажу. Они все абсолютно разные и порой уморительно смешные. Основной звездой, конечно, стал бард — глуповатый, наивный, изумляющийся любой мелочи, но такой забавный, добрый и всегда оптимистичный. Компанию ему составляет Мириам — рассудительная и весьма ворчливая ведьма, которая никогда не раздражает своим брюзжанием, а, навыворот, вызывает симпатию как у барда, так и у игрока. Для второстепенных героев, каких здесь больше сотни, написаны тонны диалогов — их можно игнорировать, но среди этих людей нередко встречаются интересные личности. Увы, без минимального знания английского многие шутки вряд ли будут удобопонятны.
![Wandersong обзор игры](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2018/10/wandersong_review_igry-1539409460-s.jpg)
Если барду неуютно, он на время перестаёт улыбаться.
Музыка тоже удалась, и это можно произнести не только о мелодиях, но и о текстах. Иногда бард поёт без слов, и в таких случаях надо вовремя подвигать стик в нужном направлении — игра даёт несколько подсказок, так что промахнуться трудно. А в некоторых случаях, когда герою надо передать иному персонажу информацию или он просто сидит около костра с иными людьми, вы точно так же выбираете интонации, но без ограничений по времени. Любое слово бард пропевает в другой тональности, и музыка вечно подгоняется под строчки, поэтому диссонанса никогда не возникает.
Упрекнуть Wandersong можно лишь в отсутствии какой-либо сложности. Вечно корректно наклонять стик не требуется — даже за пару промахов не накажут. В крайнем случае игроку придётся начать пение наново, но это отнимет буквально несколько секунд. То же самое с головоломками и скачками с платформы на платформу — точки сохранения расставлены на каждом шагу, и даже если бард проваливается в исчезнуть, то он тут же возрождается прямо рядом с ней. Иными словами, до Celeste игре в плане хардкорности нескончаемо далеко, она не об этом.
Некоторые могут придраться к визуальному манеру: при взгляде на скриншоты игра напоминает сильно упрощённую двухмерную версию Tearaway — тут тоже всё будто вырезано из цветного картона. Но когда видаешь этот забавный мир у себя на экране, понимаешь, что ни пиксель-арт, ни нынешнее 3D сюда бы не подошли. На физиономию барда и его гримасы смотреть без смеха и умиления невозможно, равновелико как и на многих других персонажей. Вдобавок для каждого из сотни героев бывальщины нарисованы уникальные анимации, которые можно увидеть, спев рядышком с ними какую-нибудь песенку. Жаль, что на Switch модели порой окружены «лесенками» и прочими артефактами, особенно если они стоят на беспросветном фоне, — на компьютере таких проблем нет.
![Wandersong обзор игры](https://dplayer.ru/wp-content/uploads/2018/10/wandersong_review_igry-1539409461-s.jpg)
И охотники за призраками не нужны.
***
Осенью многие игроки увлечены блокбастерами, какие ждали на протяжении нескольких лет, и для небольших инди-игр не остаётся ни поре, ни денег. Но потратить пару вечеров на Wandersong обязательно стоит — это уникальное и умиротворяющее приключение, о каком большинство наверняка никогда не слышало и не узнало бы без подсказки. Прекрасная, добрая и чертовски милая история о дружбе, взаимовыручке, стремлении к невозможному и о том, что собственно означает слово «герой».
Плюсы: запоминающаяся история; обаятельные основные герои и забавные второстепенные персонажи; разнообразный игровой процесс с уникальными локациями и головоломками в различных главах; замечательная музыка.
Минусы: полное отсутствие «челленджа»; небольшие проблемы с графикой на Switch.