Wanted: Dead разработала японская студия Soleil, основанная ветеранами Team Ninja во главе с Томонобу Итагаки (Tomonobu Itagaki). За их раменами — Ninja Gaiden, Dead or Alive и Xtreme Beach Volleyball. Режиссёром кат-сцен стала актриса Стефани Юстен (Stefanie Joosten), знаменитая Молчунья из Metal Gear Solid V — она же сыграла одну из героинь Wanted: Dead.
Ну и что, представлялось бы, может быть не так с такой-то игрой? Хотя стоп. Почему сразу не так? На самом деле восприятие Wanted: Dead зависит от того, чего вы от неё ожидаете.
Девушка с татуировкой и катаной
Wanted: Dead противоречива, как творчество и сама личность Томонобу Итагаки. С одной сторонки, история в игре довольно банальная. Киберпанк, Гонконг, заговор корпораций, андроиды-революционеры, которые любят и страдают, как люд.
А посреди всего этого — наша героиня, Ханна Стоун, симпатичная девушка в тату и с киберпротезом вместо левой длани. Она — лидер особого подразделения полиции Zombie Squad и вместе с сослуживцами разгребает всю эту кашу. Причём уже в первой миссии становится удобопонятно, кто будет главным злодеем.
Вот она, современная женщина с твёрдой рукой.
С другой стороны, здесь нет проходных персонажей-болванчиков. И герои, и злодеи — личности со своими нравами. Вот шеф полиции Гонконга — он заботится о Стоун и её команде, прикрывает их, относится к ним как к родным, но то же время он строгий, иногда даже истеричный и не готов шагать на всё. Вот Херцог — член Zombie Squad, колоритный блондин со шрамами, балагур и шутник, обожающий женщин и суп рамэн. Кортез, навыворот, тихий — он немой, что уже придаёт колорит этому персонажу.
Миловидная оружейница Вивьен в исполнении Стефани Юстен — тоже та ещё штучка. Олимпийская чемпионка по биатлону и недосуг ведущая кулинарного телешоу ныне смазывает пистолеты-пулемёты в полиции и ходит по участку с огромным рыжим котом.
Манер в исполнении Молчуньи получился замечательным.
С Ханной, конечно, связана отдельная драматичная история, которая раскрывается с поддержкой аниме-роликов. Другие, уже традиционные, кат-сцены, постоянно демонстрируют нам, как члены Zombie Squad едят в кафешках, общаются, хохочут и развлекаются в мини-играх. Потом из главного меню можно отдельно попеть в караоке, поиграть в аркадные автоматы…
Аниме, мини-игры, смакование еды, котики и милые (или не весьма) подробности из личной жизни смягчают и оттеняют бытовыми, но такими важными для создания атмосферы мелочами всю эту драму, смертоубийства и кровавый экшн. Ещё одна вроде бы мелочь — даже на загрузочных экранах все герои кривляются и смеются. Это очень японский подход в играх, какой мне нравится.
Да, в силу небольшой продолжительности игры есть ощущение, что финал получился скомканным, а драматическая линия Ханны Стоун прерывается на самом увлекательном месте. С другой стороны, это оставляет задел для фантазии и для возможного продолжения. И если даже сиквела не будет (а его, скорее итого, не будет), я хотел бы увидеть продолжение в формате того самого аниме из игры.
Далеко не идеально
С геймплеем всё одновременно несложнее и сложнее. На первый взгляд всё очевидно — откровенно устаревший олдскульный боевик в японском стиле родом с PlayStation 2 или где-то рядышком. Из аналогов вспоминаются Devil’s Third от того же Томонобу Итагаки и экшн Wet.
Такую игру сегодня легко критиковать. В любой из немногочисленных линейных миссий суть сводится к тому, что мы продвигаемся из точки А в точку Б и последовательно уничтожаем толпы неприятелей, чтобы в конце встретиться с боссом. При этом остальные члены команды исполняют роль массовки, пока Стоун с катаной и пушкой наперевес носится по степеням и заваливает их обезображенными трупами.
За убийства (а также за найденные на уровнях и в участке документы) Ханна получает опыт, какой на чекпоинтах можно вложить в изучение новых умений из трёх веток. Так мы обучаемся новым приёмам и комбо, улучшаем защиту, увеличиваем максимальное число аптечек и даже повышаем эффективность соратников: например, можно научить Херцога делать хедшоты.
Впрочем, баланс прокачки толком не продуман — можно быстренько всё выучить, и на заключительных миссиях вкладываться будет просто не во что. Возможность там же, на чекпоинтах, модифицировать автомат и пистолет Ханны, увеличивая одни показатели и снижая иные, тоже не всегда полезна. Чаще всего огнестрел выполняет вспомогательную функцию, а в основном Ханна лихо орудует катаной, какую как раз прокачивать нельзя.
Многие боссы особенно опасны на ближней дистанции.
Стрельба проработана хуже, чем рукопашный бой. Отдельный боссы, вроде огромного механического паука, повторяются. Да и ИИ противников не блещет — частенько враги предпочитают переть напролом или отсиживаться в одном пункте за укрытиями.
Зато сложно, напряжённо и эффектно
Но Wanted Dead и ценна тем, что это прямолинейный и при том весьма хардкорный, бескомпромиссный боевик. Даже на нормальном степени сложности приходится выживать. А редко расставленные чекпоинты могут стать причиной нервного срыва. Можно снизить сложность до минимума, но и там не ожидайте совсем уж лёгкой прогулки. А ведь помимо харда есть ещё уровень сложности под названием Japanese Hard…
На низенькой сложности героиня превратится в кошкодевочку. Как видите, ей тоже несладко.
Понятно, что в целом противники берут числом, но среди них неизменно встречаются особенно мощные, элитные оппоненты, у которых всё хорошо с мозгами, — с ними случаются напряжённые дуэли, где нужно очень достоверно блокировать, парировать и контратаковать. Вот тут прокачка с возможностью увеличить эффективность комбо, сбивать врагов с ног на бегу, прерывать штурмы выстрелом из пистолета, увеличивать временные рамки для парирования и так далее очень даже полезна.
Хотя если есть бензопила, то можно стать и без парирования. Заметьте, как иронично авторы попытались снизить градус жестокости таких сцен.
Кроме того, выучив необходимое умение и накопив достаточно адреналина, можно активировать суперприёмы и расстреливать противников в слоу-мо или мощно палить из пистолета по всем неприятелям.
Вообще сражения весьма кровавые, жестокие и эффектные. После встречи с Ханной редко кому удаётся унести ноги — если лишь в отдельном пакете. Стоун отрубает противникам руки-ноги-голову, перерубает их пополам или превращает бензопилой в фарш, заливая всё кругом кровью. Особенно эффектно она проводит смачные добивания, каждый раз придумывая что-то новое и изощрённое.
Да, в целом графика не выступающая, и некоторые эффекты (например, огонь) смотрятся дёшево. Но в динамике всё выглядит нормально. Тела рассекаются, предметы окружения в бою разлетаются по сторонкам, модели неплохо детализированы — можно рассмотреть тату Стоун и даже подошвы её кроссовок. Могло быть и лучше, но и чего-то криминального в картинке я не увидал.
По поводу оптимизации скажу так. Моя система с трудом уложилась в минимальные требования, и периодически я ловил “фризы”. Но в целом смог нормально поиграть и даже получить наслаждение.
А вот со звуком проблемы серьёзнее. Иногда звуки стрельбы почти пропадают. Актёры зачастую играют без особых эмоций — или же их голоса попросту неудачно подобраны. А реплики товарищей и противников в боях начинают очень часто повторяться и бесить.
Wanted: Dead — игра, разумеется, проблемная и противоречивая. Если вы ждали от неё современного экшена с кучей занятий, то вам явно не сюда. Если же соскучились по олдскульным боевикам с истинно японской подачей, колоритными персонажами, натуженными сражениями, расчленёнкой, мини-играми и котиками, то попробовать точно нужно.
Плюсы: сюжет, несмотря на банальность центральной черты, может увлечь историями персонажей; харизматичная главная героиня (и оружейница в исполнении Стефани Юстен); напряжённые сражения; немало полезных прокачиваемых умений; интересные мини-игры; котики.
Минусы: геймплей выглядит морально устаревшим; есть проблемы и к графике (в меньшей степени), и к звуку; не лучшее техническое исполнение; ИИ многих врагов оставляет желать лучшего.