Живо для платформы: PC
По «Вархаммеру» — и фэнтезийному, и «сорокатысячнику» — чуть ли не еженедельно сходит столько игр, что, кажется, ими охвачены уже все жанры, кроме квестов, визуальных новелл и порнохорроров. И если об отсутствии заключительных жалеть могут лишь такие извращенцы, как я, то обнаруженный недавно факт, что по Warhammer 40,000 ещё не было полноценных 4X-стратегий, огорчал немало — в том числе сотрудников Proxy Studios, которые и решили восполнить этот досадный пробел. А поддержать им взялось издательство Slitherine Software, за плечами у которого уже есть две недурственные стратегии на тему — Warhammer 40,000: Armageddon и Warhammer 40,000: Sanctus Reach.
Любому своё!
Как следует из названия, действие Warhammer 40,000: Gladius — Relics of War разворачивается на колонизированной Империумом планете Гладиус Прайм в, мягко сообщая, не самый приятный момент её истории — с неба падают космические станции и орки, начинается мощный варп-шторм, из-под земли вылезают пробудившиеся от долгого, ну очень долгого сна некроны.
Космодесант мужественно воевал с ордами зеленокожих, но потом вынужден был усмирить свою гордость и адресоваться за помощью к Астра Милитарум, то есть к Имперской гвардии. Как лишь гвардейцы прибыли, начался варп-шторм, имевший самые разрушительные последствия — большинство штатского населения уничтожено, а по поверхности теперь бродят чудовищные порождения Ксеноса.
Если вы поразмыслили, что в Gladius — Relics of War играть придётся только за силы Империума, то заблуждаетесь. Я описал только завязку двух историй, которые авторы придумали для Космодесанта и Астра Милитарум. Причём собственно так, раздельно — в этой игре они представлены отдельными фракциями. А ведь есть ещё и орки, и некроны, для каких тоже придуманы свои истории.
Кому драться, а кому — просыпаться!
Некроны пробуждаются после 60 миллионов лет спячки, в какую они впали после вымотавшей их войны с Древними, и видят, что на поверхности творится сущий хаос. Они обнаруживают гробницы, пробуждают своих патриархов и криптеков, сражаются с обезумевшими сородичами-культистами и разыскивают артефакты, с помощью которых можно изучить технологию, встроенную Древними в саму планету, и рассеять варп-шторм. Ну а орки… орки, удобопонятно, постоянно орут Waaagh! и хотят драться — первые задания к этому и склоняют.
Воевать за победу на одной карте может множество игроков и фракций.
Все эти разрозненные истории четырёх фракций складываются в целую картину, но не подаются как какая-то большая кампания с пафосными роликами: бюджет у Gladius — Relics of War всё-таки не подобный большой, как у Dawn of War III, например. Когда вы начинаете играть за избранную фракцию, вам выдают соответствующие этой группе квесты — исследуй столько-то артефактов Древних, победи армию культистов, посети Библиарием три отмеченные на карте точки и так дальше. Но никто при этом не мешает вам просто замочить остальных участников состязания и одержать досрочную победу без выполнения каких-либо заданий.
Не Civilization, но весьма похоже
В любом случае каждой фракции приходится заниматься образцово одним и тем же: строить города, расширяясь и оттяпывая всё новые и новоиспеченные плитки (они же клетки) под застройку, копить ресурсы, проводить изыскания, открывающие новые постройки и типы «юнитов», возводить здоровые здания, которые увеличивают приток ресурсов, позволяют брать разные виды войск, пехоты, техники и так далее. Нанятые армии перемещаются по клеткам, уничтожают врагов, захватывают новые города и клетки с здоровыми бонусами или новыми ресурсами. В общем, «Civilization встречает Warhammer 40,000» — это как раз про Gladius!
Истина, Civilization эта весьма упрощённая. Дипломатического или научного пути к победе нет — брань, война и только война (ну, или выполнение квестов), что, впрочем, немало чем логично для вселенной «сорокатысячника». Древо технологий реализовано простенько: они рассчитаны необыкновенно на открытие новых построек, солдат, героев и эдиктов. Отворили две на первом уровне — можете переходить к исследованию второго и так дальше. Ресурсов не так уж много (хотя и немало) — пища для снабжения армий, руда для строительства и создания «юнитов», очки исследования и воздействия, которое тратятся на разные полезные действия вроде вызова особенно мощных героев или сканирования избранного участка местности.
Происходящее можно разглядеть в приятных глазу деталях.
Также нужно следить за уровнем производства и лояльности в городах — заключительная влияет на эффективность всего, что изучается и создаётся в поселении. Но, природно, ни о каких караванах, прокладках дорог, обеспечении и охране черт снабжения речь не идёт.
Подходы разные, а Варп одинешенек!
Есть и различия между фракциями. Например, для механических, сменявших душу на бессмертные тела некронов руда заменяет и еду, и материалы для строительства. Также их солдаты могут мгновенно телепортироваться к избранному городу — это помогает спасти отряд, даже когда он угодил в окружение и растерял почти всех бойцов. Орки накапливают воздействие, просто когда сражаются (остальные фракции вынуждены для этого строить дома и изучать технологии), зато оно же у них тратится и на содержание армии.
Стратегия орков, удобопонятно, строится на накоплении уровня Waaagh! Труднее всего, пожалуй, резаться за Астра Милитариум — войска у них слабые и сильно зависят от нравственности (космодесантники, напротив, никогда не падают духом). А имперцы, популярные своими бюрократическими традициями, умеют издавать полезные эдикты, какие по одному приказу во славу Императора увеличивают эффективность казарм, поднимают темпы производства еды или руды.
Отличий между фракциями достаточно много, но чересчур уж кардинальной разницы в тактике и стратегии прохождения я всё-таки не приметил — это вам не терраны, зерги и протоссы. А многие вроде бы недостатки по сравнению с иными либо компенсируются уникальными способностями, либо почти дублируются вылитыми — аналоги эдиктов, например, есть у некронов.
Перед начином игры можно настроить её сложность, скорость, определить размер вселенной и даже такие детали, как плотность лесов на карте.
Тактическая брань
И всё же, несмотря на все оговорки, Warhammer 40,000: Gladius — Relics of War затягивает не на шутку — а на сутки, двое, трое или вяще. Здесь очень интересно исследовать карту, а некоторую упрощённость экономической и строительной доли игра компенсирует военной, то есть увлекательным противостоянием «юнитов». Фактически тут на глобальной карте разворачиваются полноценные сражения, как в какой-либо пошаговой тактике.
Отряды должны прикрывать друг товарища, отступать, когда становится жарко, всегда держать включённой функцию наблюдения, чтобы вовремя перехватывать ходы и штурмы врагов, и по возможности захватывать заставы — заняв такую точку, «юниты» не лишь соберут что-нибудь полезное, но и получат бонусы к защите и штурму. В итоге такую точку можно превратить в местную Прохоровку, подолгу сдерживая отряды противников, так, на подступах к своему городу. Кроме того, по карте раскиданы особые артефакты, какие при активации дают бонус к урону всей вашей армии — за них тоже всегда ведутся сражения, в том числе с участием нейтральных монстров, какие в Gladius — Relics of War как-то особенно назойливы.
При этом все бойцы имеют свои особенности, штрафы и бонусы, какие зависят и от типа местности, на которой расположены отряды. Отдельный клетки с какой-нибудь гадостью вроде колючих зарослей или проволоки и вовсе всегда наносят урон тем, кто на них стоит, — приходится их предварительно расчищать. С иной стороны, есть войска, которые игнорируют штрафы за движение по пересечённой места.
Здесь всегда можно прикинуть, какой урон наметёт ваша атака.
Герои и генералы
Наконец, в Gladius — Relics of War огромное смысл придаётся героям разных специализаций, которые обладают своим комплектом способностей — как и персонажи любой RPG, они могут прокачиваться, торговать и мерить на себя найденную экипировку. Герои способны «баффать» союзников и «дебаффать» неприятелей, лечить себя или товарищей, призывать элитную поддержку (после достижения установленного уровня) и наносить особенно мощные удары, но в одиночку разбрасывать гурьбы врагов не могут — баланс тут выдержан грамотно.
В итоге выживать и побеждать в Gladius — Relics of War подлинно непросто. При игре за некронов меня одновременно прессовали культисты, каких нужно уничтожить по квесту сверху, космодесант, в тылу всегда досаждали нейтралы, то и дело нападающие на города. А потом я ещё сглупа забрёл куда не следует (до поры до времени) и обнаружил армии Астра Милитарум, после чего к разборкам присоединились и они, — грамотная рекогносцировка и осторожное перемещение по местности тут имеют значение!
В итоге пришлось менять стратегию, отходить, где-то формировать ударные кулаки, где-то организовывать оборону. И можете представить эмоция глубокого удовлетворения, которое я испытал, когда отбился и перебежал в массированное наступление по всем фронтам, уничтожив заодно базу космодесанта. Истина, потом пришёл огромный ксенос Владыка Черепов, какой атаковал всех подряд, и пришлось совсем туго…
Если в сражениях с ботами вы можете избрать сложность игры и врагов, то когда в сетевых схватках против вас выступают необыкновенно живые противники, полагаться приходится только на собственное мастерство — но так лишь интереснее. Как вариант, можно объединяться с другими игроками и товарищами в альянсы и сражаться, помогая друг другу.
Размер в этом случае имеет значение!
***
К Warhammer 40,000: Gladius — Relics of War можно предъявлять притязания — до Civilization, мол, недотягивает, рас мало, нет эльдаров и хаоситов. Хорошо хоть, излюбленные и давно ожидаемые многими в качестве начальной фракции (чуть ли не со пор Warhammer 40,000: Dawn of War — Dark Crusade и Soulstorm) некроны наконец пробудились и вылезли из своих гробниц. Но всё это мелочи (легко поправляемые дополнениями с новоиспеченными расами) на фоне того факта, что мы действительно впервые получили полноценную 4X (ну, почти) во вселенной 40K. Наверняка можно было сделать лучше, но и от Gladius — Relics of War вы гарантированно получите свою дозу стратегического и тактического наслаждения.
Плюсы: увлекательный игровой процесс; все четыре фракции подлинно во многом отличаются друг от друга; атмосферная музыка; симпатичная картинка.
Минусы: пока в игре немного рас; экономика и строительство упрощены; несколько запутанный интерфейс города.