World of Horror приметно выделяется на фоне других современных ужастиков. И дело не только в том, что здесь подчёркнуто олдскульная однобитная картинка. Игру создал польский разработчик-одиночка Павел Козминьский (Paweł Koźmiński), какой не скрывает, что вдохновлялся творчеством других художников-одиночек с больным (в хорошем, творческом смысле) воображением — Говарда Лавкрафта и Дзюндзи Ито. Отчего больным? Смотрите картинки ниже.
О Дзюндзи Ито
Ито — едва ли не самый известный в Японии автор манги в жанре ужасов. Также он совместно с Гильермо дель Торо и Хидео Кодзимой был соавтором отменённой Silent Hills и принимал участие в создании культового тизера P.T.
Сам Ито вдохновляется творчеством всё того же Лавкрафта и японских мангак, но я также видаю влияние Франца Кафки. В работах Ито много хтонического, иррационального ужаса, который испытывает человек, обнаруживший поутру, что он обратился в муху — или что его волосы превратились в гусеницу, червя или что вы видите вот на этой картинке:
Также у Ито, который, как и многие мангаки, начинал с изображения симпатичных девиц, многое построено на диссонансе между красивым и ужасным, между женской красотой и тем кошмаром, в который она может обратиться или который за ней скрывается. Героиня его самого известного графического романа, «Томи» (Tomie), выпущенного в 1987 году, — гибельно красивая девушка, в которую все влюбляются, а она пожирает их, как самка богомола. Ведь на самом деле это самое древнее на Земле чудовище.
Томи — слева. По этой манге в Японии вышло масса киноадаптаций.
Дзюндзи также любит городские легенды. Одна из его работ рассказывает о пугающих серийных убийствах, когда люд обнаруживали крепко пришитые друг к другу трупы — они складывались в разные картины и сцены.
И да, Ито обожает Лавкрафта. Повесть Ито Uzumaki повествует о свалившемся на маленький городок древнем проклятии из космоса. Жители начали грезить спиралями, а те пришли и начали исподволь расчленять людей, которые пытались и дальше жить обычной жизнью.
Боги не ждут
World of Horror выглядит как очередная манга Дзюндзи Ито, лишь интерактивная. Это касается и внешнего вида, и содержания — перед нами сборник городских легенд, шокирующих историй, какие разворачиваются на фоне лавкравтовского ужаса, надвигающегося на японский городок где-то в 80-х годах прошлого века. Естественно, выговор идёт о пришествии древних богов.
Чтобы помешать им, нужно проникнуть на маяк и остановить ритуал призыва богов. Но вначале придётся расследовать четыре или пять дел (зависит от уровня сложности) и получить за каждое ключи от маяка.
Вся графика однобитная и сделана в MS Paint.
Дела не запутанные, а, скорее, удивительные и пугающие безумием. И это вполне соответствует атмосфере, царящей в городе, на который, как перед библейским апокалипсисом, обрушились бедствия и кошмары — одни люд бесследно исчезают, другие сходят с ума, появляются призраки и чудовища и так далее.
Одна история рассказывает о человеке, одержимом русалками, — он похищал девиц и проводил над ними кровавые хирургические эксперименты. Другой персонаж был одержим угрями, которые, как оказалось, пожирают человечью плоть. Мы также расследуем загадочную гибель женщины, на теле которой нет ни одного признака насилия, выясняем, отчего многие жители города не могут проснуться, ищем пропавшего мальчика, описывающего в своём дневнике страшную даму с ножницами и детали ритуала по её изгнанию.
Здесь, в отличие от работ Ито, можно включать разные цветовые фильтры.
Итого в World of Horror два десятка дел, которые открываются постепенно и становятся доступны в следующих прохождениях. У каждого расследования есть различные концовки, на которые мы влияем своими более или менее успешными действиями. Также мы постоянно сталкиваемся с более тонкими, но не менее шокирующими событиями и сценами. То увидим приятную женщину, которая отвесит комплимент: «Какое у вас красивое лик!», а потом достанет нож и спросит: «А можно я его отрежу?» То из коридора выползет трёхглавое чудище с вопросом «Я красивая? Я очень прекрасная?».
Как в это играть
На самом деле World of Horror — это пошаговая RPG с элементами рогалика. На старте мы выбираем персонажа и его историю, бэкграунд. Это может быть 20-летняя девица, пережившая встречу с призраками, парень-курильщик, который неудачно ограбил дом и потерял друга, и много кто ещё. На первых порах доступно итого несколько персонажей, но, как и положено в рогаликах, постепенно открываются новые герои — всего их 14.
Выбор влияет на бонусы и штрафы к характеристикам — в присутствии сила, ловкость, внимательность, харизма, знания, удача. Кроме того, персонажи могут начать прохождение с каким-либо полезным предметом в инвентаре. Например, у курильщика, что логично, в кармане есть пачка сигарет, которые повышают степень рассудка. А если выбрать бэкграунд медика, то персонаж сразу получит бинты, снимающие раны.
Кто-то также получает бонус к скорости штурмы или начинает игру с одним рандомным напарником. На условия прохождения и на сложность влияет и выбор одного из древних богов, какой будет для вас не покровителем, а, скорее, надзирателем. И главное, что это повышает или понижает не только силу врагов, но и скорость прироста показателя рока (Doom) — когда он достигнет 100 %, боги пришагают, город погибнет, а игра закончится.
Два других важнейших показателя — это здоровье и уже упомянутый рассудок. На него сильно воздействуют случайные события. Увидели вы, например, странную картину или статую обнажённой женщины в маске и решили прикоснуться к ней (или к личине) — в итоге можете получить опыт и новые знания или, наоборот, увидите что-то страшное, у статуи отвалится башка, и она даже нападёт на вас — рассудок снизится. Когда разум уйдёт в минус, вы попадёте в дурдом, а игра закончится, — почти непременная механика для игр по Лавкрафту.
Во всех этих ивентах идёт проверка параметров персонажа, а в некоторых случаях на исход события воздействует наличие определённого навыка. Всё это прокачивается и изучается при получении новых уровней. Интересно, что опыт в World of Horror не лишь повышается, но и убавляется — зависит от наших действий и опять же от исхода событий. А ещё его можно обменять. Например, если поделиться информацией в филиале полиции, то вы потеряете энное количество опыта, но получите несколько банкнот, чтобы прикупить предметы и оружие в здешних магазинах.
Вообще, в городе разрешают посещать множество мест — в школе можно нанять напарников (или попытаться их принудить к поддержки), послушать сплетни и сходить в библиотеку, чтобы выучить заклинание (правда, это увеличивает уровень рока); в госпитале врачуют травмы; в том же полицейском участке можно попросить усилить охрану того или иного места (это снизит шанс повстречать там врагов). Игра подсказывает, куда нужно отправиться, чтобы расследовать текущее дело, а куда — чтобы получить одно из достижений (они подают бонусы в следующих прохождениях).
Время бить
В сражениях есть разные группы действий — атакующих, защитных, поддержки и спиритических. Заключительные предназначены для целебной молитвы и сражений с призраками, которых можно изгонять в том числе с помощью ритуалов. В целом всё удобопонятно и знакомо по японским RPG и играм жанра dungeon crawler. С видом из глаз смотрим на врага и выбираем в свой ход, что мастерить, как и чем атаковать. Можно и сбежать.
Но тут больше вариантов действий — изучить противника, увеличить шанс попадания или уклонения, подготовить вытекающую атаку, чтобы она гарантированно попала в цель, или приказать всем союзникам бить монстра. Вы вольны даже осмотреть окружение в розысках предмета, который можно использовать как оружие, экипировав его, или просто кинуть в цель.
И большинство этих телодвижений расходуют установленное время на общей шкале — по сути, это аналог очков действий. Нам нужно грамотно распределить их, учитывая, что шкала узка.
Страшно не успеть
World of Horror — игра в целом хардкорная, но именно в сражениях я редко проигрывал. При всей своей навороченности (а буквальнее, перегруженности), они проходят примерно по одной схеме, и у рядовых врагов практически нет шансов. Тем более что практически всегда можно вернуться домой, чтобы зачислить ванну и отдохнуть — это восстанавливает часть здоровья и рассудка, а иногда даже даёт бонус к опыту.
Куда вяще проблем доставляют потеря рассудка и увеличение уровня «дума». Часто я не успевал провести все расследования, чтобы добраться до маяка и застопорить ритуал — город и моего персонажа настигала кара древних богов. Дело в том, что уровень рока увеличивается утилитарны за каждый чих — в результате случайных событий, за применение заклинаний, посещение и исследование некоторых локаций, даже за обновление списка доступных навыков и товаров. Потому очень важно планировать свои действия и перемещение.
Кроме того, после окончания каждого дела лукавые древние боги накладывают на город определённый негативный эффект — вы, например, не сможете принимать в своём доме ванну или отдыхать.
Иные проблемы (влияние рандома и повторяемость многих дел/событий) на самом деле являются частью опыта, необходимым худом во многих рогаликах. И я бы не слишком корил за них автора. Тем более что практически в каждом прохождении вы обязательно увидите пару новоиспеченных расследований и ивентов.
В любом случае реиграбельность в World of Horror на высоте. Во многом она связана с обилием героев, степеней сложности и настроек каждого прохождения. Потом открывается бесконечный режим, где мы не расследуем дела, а пытаемся выжить и сбежать из осуждённого города.
Ещё появится режим испытаний — здесь заранее выбрана сложность, персонаж и его предыстория, а главное, действуют различные ограничения и условия. Например, запрещают атаковать руками и оружием в сражениях, но дают заклинание, которое наносит урон и при этом снижает максимальную планку рассудка.
Основной вопрос: бывает ли в World of Horror действительно страшно? Учитывая, что в основном всё подаётся текстом и монохромными статичными картинками, между какими мы просто перемещаемся под чиптюн-музыку, тут не страшно, а напряжённо — атмосфера японской хоррор-манги передана идеально. Но иногда даже на статичной картинке вдруг начнёт ходить ходуном дверь, раздастся грохот — это некто ломится в неё. Вот тут можно от неожиданности и произвести пару кирпичей на нужды народного хозяйства…
Вот вам на сон грядущий ещё из Дзюндзи Ито — это фэшн-модель, какую сам автор считает своим самым страшным монстром.
World of Horror, безусловно, отличная игра. Истинно авторская, вылитая одновременно на арт-инсталляцию и интерактивную мангу, она показывает, как в довольно консервативном жанре можно сделать действительно необычный свежий ужастик — несмотря на тяни его олдскульный вид.
Плюсы: интересные и безумные расследования; увлекательный геймплей на стыке рогалика, RPG и визуальной новеллы; высокая реиграбельность; обилие испытаний, событий и настроек сложности; атмосфера и стилистика трудов Дзюндзи Ито.
Минусы: громоздкий интерфейс; недостаточно сбалансированная боевая система.