Мы существуем на тихом островке невежества посреди тёмного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далёкие расстояния.
В градостроительных симуляторах недостачи нет, и каждый их поклонник точно проходит путь от классических Anno, Tropico или SimCity в декорациях современных миров до постапокалиптического выживания во Frostpunk и полётов в космос в IXION и Surviving Mars. И всюду игроков ожидает плюс-минус одинаковый геймплей — строительство условной развалюхи заканчивается гигантским красивым мегаполисом, какому сможет позавидовать сам Эль Президенте.
Worshippers of Cthulhu за счёт необычных декораций на их фоне оказалась глотком свежего атмосферы. А ещё в ней совсем не нужно вести свою страну в светлое будущее. Да и кому оно нужно, когда вы живёте на загадочном мглистом острове в океане, в режиме строительства есть комната боли для еретиков и храм с функцией телесных увечий, а в лесу можно отыскать дыру в самые недра земли, откуда вещает щедрое подземное божество?..
С чего начинается секта?
Герои книжек Лавкрафта нечасто сталкиваются с неописуемыми ужасами, немногие из них смогут пережить встречу с древними божествами и уж точно никто не сделается искать хтонические «чудеса» нарочно. Но протагонист этой игры — совсем другое дело, ведь после вещих снов и дней скитания он, верховный жрец ещё совсем маленького культа, наконец находит среди недружелюбных вод остров, куда его призывали сновидения. На этой обетованной земле и предстоит высадить паству, ведь в глубинах острова находится город Р’льех, где ожидает своего часа их долгожданный повелитель…
Судя по глобальной карте, в полной версии игры локаций будет ещё немало.
Начинается всё довольно скромно — хижины для жилья, домик лесоруба и лесопилка. Совсем и не скажешь, что вскоре это место сделается сектой, которая будет наводить ужас на весь мир. За первыми шагами маленькой общины наблюдал из земных недр и сам Ктулху. В какой-то момент он, видимо, постиг, что более серьёзных последователей не дождётся, а потому предложил сделку — вера и ресурсы в обмен на знания и развитие. А так как у ещё молодой секты нет никаких ресурсов кроме досок и дерева, разрешил брать вместо дани их, по крайней мере пока последователи не встанут на ноги.
Так как деньги — это устаревший социальный конструкт и ни Ктулху, ни его верховный жрец на них всё равно ничего не купят, один-единственной достойной валютой на острове считается вера. В самом начале у игрока есть небольшое её количество для того, чтобы заложить основы секты, но запоздалее веру придётся добывать самостоятельно — посредством молитв, усиления фанатизма, вербовки новых последователей и улучшения условий их существования. Накопив достаточно веры и ресурсов, жрец сможет запустить ритуал вырезания деревянной фигурки, по желанию обеспечить её продуктами собственного производства (чем лучше подношения, тем больше награда) и оставить их на алтаре.
Взамен Ктулху дарует поселению своё мистическое благоволение. Жрец расходует его на изучение и стройка новых зданий, улучшает поселение, снова копит веру и меняет ресурсы на знания. Но не всегда всё так просто: игроку придётся владеть дело со случайными ивентами, иноверцами, капризами божества и его заданиями, через которые разблокируются особые здания и возможности. Словом, с Ктулху не заскучаешь!
Я добралась до продукции второго и третьего степеней, что заняло у меня три часа. Наиграла бы больше, если бы строительство скотобойни и пивоварни не вешало игру намертво. Ранний доступ, что поделать.
Нормальность сравнительна
Чтобы секта не стагнировала, а вера в божество росла, необходимы последователи — несколько человек жрец привозит с собой на корабле, но «пролетариев мест» вскоре окажется гораздо больше. Пополнять культ помогает небольшая игровая условность — согласно таймеру, любые десять минут на остров будут прибывать новые верующие. Это немного ломает погружение, так как постоянный приток гостей никак не подкрепляется сюжетно.
И весьма жаль, ведь прочие случайные ивенты содержат свою жуткую мини-историю, в которой игроку придётся поучаствовать и избрать исход с разными наградами.
Подключив фантазию, можно решить, что каждый новоприбывший — это невезучий моряк вроде Йохансена, какой причалил к острову по воле всемогущего божества. А когда в городе станет доступно строительство маяка, частоту несчастливых случаев вблизи острова можно увеличить, проводя ритуалы. С помощью потерпевших бедствие маленькая община вскоре вытянется в гигантский производственный улей, а подарки для Ктулху будут лучше и щедрее.
После ритуала фонарь светит ослепительнее, а «туристов» на острове благодаря ему становится больше! Только вот экскурсовод у нас какой-то странный…
Ещё один замечательный источник прихожан — перевоспитание невольников. Со строительством гавани появится возможность спускаться на воду, чтобы атаковать чужие корабли и захватывать беззащитные города, целые свежего мяса иноверцев. Морские сражения из-за их однообразия и неповоротливого «судна» кажутся неинтересными и ненужными, по крайней мере на обучающем степени. Да, на карте отображаются вражеские морские юниты, а для защиты самого города можно построить сторожевые башни, но за пора игры на меня так никто и не напал.
А каких ещё «кораблей» вы ожидали от последователей Ктулху?..
С захватом вражеского города секта получает все его ресурсы, людей и ещё вяще места для строительства, поэтому в дальнейшем набегами придётся заниматься часто. К примеру, для зданий третьего уровня необходимы камень и железная руда, какие находятся на соседнем острове — надо захватывать его, ведь Ктулху вдруг захотел изысков вроде стейков и пива. Неплохо ему, наверное, живётся в Р’льехе…
Социальный класс — сектант
Кем бы ни были люди — истово верующими сектантами или перевоспитанными пленными, им всем необходим дом, иначе они не смогут работать. Вместо подклассов из Anno здесь профессии — каждый нанятый человек происходит из семейства, которая определяет его способность и эффективность. Соответственно, людей со специализацией лесоруба можно посадить варить кукурузу, но их производительность будет мучиться. Если в городе набралось слишком много людей одной специальности, их можно принести в жертву переквалифицировать. В мочь науки и школу последователи Ктулху не верят, поэтому всё обучение сотрудников сводится к символам, которые можно вырезать у них на горбе.
На эффективность трудящихся влияют и другие факторы: фанатичность, рвение и базовые надобности в еде и одежде. Если человек накормлен, одет, а из его окна виден храм, то он даже в компании менее квалифицированных людей будет подавать максимальную эффективность производству. Заниматься таким микроменеджментом весело, но ещё веселее было бы видеть истории своих подчинённых, их семейств или личные квесты, как, например, в Cult of the Lamb.
Случайные ивенты здесь есть, но их не хватает, чтобы разбавить тоску в ожидании ресурсов, — чаще приходится включать третью скорость и ждать, залипая в телефон.
Некоторые процессы пока что представляются недостаточно автоматизированными и удобными — так, приходится вручную загружать каждый ресурс для изготовления идола. Странно, что в этом же меню есть кнопка самодействующего завершения ритуала, а вот автозаполнение отсутствует. К неудобствам хочется отнести и невозможность переселить специалиста определённой профессии на иной остров.
Это я собираюсь дать человеку дом, разрушить у него на глазах и депортировать его в шахту.
То, что можно было бы сделать одной кнопкой, достигается костылями — доводится вручную искать дом нужного человека, разрушать его и всю его жизнь и затем депортировать бездомного на другой остр… Когда я поразмыслила об этом, способ вдруг обрёл куда больше смысла, но это ведь секта — последователи и так должны делать всё, что сообщает их пастырь. Зачем прибегать к репрессиям?!
Пусть в Worshippers of Cthulhu ещё не так много контента, на дождливом острове уже приятно коротать время: приносить жертвы, резать спины своим последователям, вызывать существ из «Некрономикона» и заниматься более повседневными делами, обустраивая свою скромную секту церковь. А баги, местами неудобный интерфейс и отсутствие автоматизации кое-каких процессов простительны для игры, которая только вышла в раннем доступе.