Китайцы в массовом разуме известны тем, что обожают всё подделывать и копировать — машины, бытовую технику, игрушки, видеоигры и так далее. И вот вопрос на засыпку: что будет, если у них самих выйдет сделать относительно оригинальную (хотя и навеянную The Legend of Zelda: Breath of the Wild) и при этом крайне популярную во всём вселенной игру, которая приносит миллионы долларов выручки? Правильно, будут миллионы китайских же клонов Genshin Impact. Очередная такая снимок — Wuthering Waves, но она очень старательная и амбициозная, и её авторы собирались если не сместить с трона игру от HoYoverse, то желая бы пристроиться где-то рядом.
Найди пять… да хоть сколько отличий
Фритуплейная гача от китайской Kuro Games оглушительно заявила о себе во время бета-тестов и собрала более 30 миллионов предзаказов. И так же громко чуть было не схлопнулась разом после релиза из-за многочисленных технических проблем в первые пару дней. Но не схлопнулась — только за неделю мобильная версия Wuthering Waves заработала немало $10 миллионов. Но значит ли это, что с игрой всё хорошо?
Я писал про несколько клонов Genshin Impact, но только в случае с Wuthering Waves очутился в таком ступоре. Чуть ли не один в один похоже почти всё, включая прокачку, гача-механику, кулинарию, даже интерфейс и шрифты. Это ещё одинешенек пример воровства, аналогичный тому, что мы видели в Arena Breakout: Infinite, авторов которой (естественно, это китайская MoreFun Studios) обвинили в краже кода Escape from Tarkov?
Прекрасные аниме-девочки в интересных позах есть, а официальной русской локализации пока нет. В Genshin Impact она была на старте. Пока же можно на собственный страх и риск найти русификатор, сделанный с помощью ИИ.
Впрочем, если приглядеться поближе, то обнаружатся и различия. Даже в картинке, какая на первый взгляд идентична и соответствует определению «анимешная милота в стиле Genshin». Но если параллельно запустить игру от HoYoverse, то разом видно, что в «Геншине» более яркая, сочная графика, создающая атмосферу этакой детской сказки. А в Wuthering Waves немало сдержанный и иногда даже тёмный цветокор — атмосфера более взрослая, сравнимая скорее с Honkai: Star Rail, иной суперпопулярной гачей от HoYoverse.
Местами игра мрачная, но всё равно ну очень красивая.
«Геншин» для взрослых
Это отражено и в сюжете. Да, в игре от Kuro Games тоже есть девочка или мальчишка из другого измерения (мы выбираем пол на старте), которые сами не поняли, как оказались в новом для них мире. Мир этот когда-то пережил ужасную крушение под названием Плач, а теперь ему грозит новое бедствие.
Мы, естественно, ничего не помним даже о своём прошлом, зато разом попадаем в настоящий цветник.
Наш герой или героиня (я, естественно, выбрал девочку) как раз обладает уникальными способностями. Например, может всасывать в себя нездоровую энергию, которая ещё и норовит общаться с нами — тут сразу напрашиваются сравнения со Стеллароном из Honkai: Star Rail. Удобопонятно, что мы становимся центром всеобщего внимания и чуть ли не единственной надеждой на спасение.
А ещё спасители мира (их тут называют Резонаторами) периодически могут терять контроль над собой, совершенно как героини Honkai Impact 3rd.
Но при этом в Wuthering Waves, в отличие от Genshin Impact, нет ощущения сахарной сказки — всё немало серьёзно. До уровня печали Honkai: Star Rail игра от Kuro Games не доходит, не говоря уже о местами весьма депрессивной Honkai Impact 3rd или Tower of Fantasy, где на наших глазах периодически умирают персонажи. Но здесь есть свои мощные моменты и очень харизматичные герои. Так, почти в самом начале один из главных злодеев, местный Джокер по кличке Шрам, устраивает грандиозное представление и пытается доказать нам, что главное зло — сама человеческая природа.
У него и своя Харлей Квин есть.
Связанный с этим эпизодом квест частично даже напоминает «Догвилль» Ларса фон Триера. Говорит Шрам так убедительно, что, когда он в какой-то момент спрашивает, с ним мы или нет, охота выкрикнуть: «С тобой!» Сделать это здесь нельзя, но зерно сомнения заронили. Свою поучительную историю Шрам подаёт в конфигурации притчи, которая сопровождается необычным артом. И вообще графика в Wuthering Waves поинтереснее, чем в «Геншине».
Во многих побочных квестах тоже сплошь всё про печаль, печаль и «чуйства». Часто задания связаны с тяжёлыми воспоминаниями людей и с их отношениями в семье. Поссорившийся с сестрой юноша, желая реабилитироваться в её глазах, пускается убивать огромного монстра, и наше участие не ограничивается его спасением: нужно ещё и саму сестру привести в чувство, разобравшись в её прошедшем.
Задание помочь девушке найти подарок её сестры выливается в длинный, разбитый на несколько частей квест, в ходе какого она вспоминает свои отношения с родственницей и пытается определиться со своим будущим. А обычная, казалось бы, просьба помочь старцу сфотать несколько мест в городе превращается в экскурсию по его воспоминаниям.
Город, в которой мы попадаем, намного больше стартового поселения из Genshin Impact — тут цело магазинов, точек для крафта, кафешек и нуждающихся в помощи.
Авторы пытаются периодически разбавлять всё это юмором. Поэтому тут есть глазастые малышки, юморная и немножко гиперактивная подруга, а в самый разгар драмы неожиданно появляется очень милое и смешное существо. Но главное, что нет здешней Паймон — глуповатой феи-помощницы из Genshin Impact, которая поначалу умиляет, а потом раздражает.
Тем не менее некоторые после релиза плакались не только на технические проблемы, но и на «диалоговый ад». Авторы даже сделали отдельное заявление о том, что в ближайших патчах позволят чуть ли не целиком пропускать диалоги.
Загвоздка в том, что зачастую авторам изменяет чувство меры. Одно дело, когда мы выслушиваем мемуары старика или мысли об отношениях с сестрой. И другое, когда рядовое задание из серии «Почини три радара» неимоверно растягивается из-за того, что на любой чих персонажи выдают длиннющие полотна текста, суть которых всё равно сводится к тому, чтобы мы пошли и починили эти три радара…
Нередко хочется пропускать диалоги и в финальной части доступного на сегодня сюжетного отрезка (это первая глава, разбитая на шесть актов). В отличие от первой половины, где есть свои интриги, связанные в первую очередность с харизматичным «Джокером», в конце всё скатывается в прямолинейное спасение мира, и выслушивать эти рассусоливания совсем не хочется.
Зато степень эпичности в финале зашкаливает.
Те же плюс покемоны
А вот играть, исследовать мир и сражаться очень даже хочется. И в первую очередность сражаться. Ведь боевая система — это лучшее, что есть в Wuthering Waves. И вообще она лучшая в жанре красивых условно-бесплатных гач. Частично битвы похожи на то, что мы видели в Genshin Impact. Они проходят в реальном времени в стиле слэшера, управляем мы одним персонажем, но в любой момент вольны переключиться на иного — а всего в отряде может быть трое. Все герои точно так же относятся к разным стихиям (только называются тут они по-другому) и прокачиваются по тем же принципам, что и в игре от HoYoverse.
Но сами свалки устроены интереснее и выглядят более динамично и эффектно. Прежде всего — благодаря тому самому постоянному переключению между персонажами. Если мастерить это в нужный момент (когда загорится иконка), то вылетевший из воздуха герой тут же проведёт зрелищный мощный приём. Иконки загораются нередко, поэтому и сигаем мы из одного тела в другое регулярно.
А вот взаимодействию между стихиями уделено меньше внимания, чем в «Геншине». Но всё равновелико каждая драка тут очень зрелищная.
Кроме того, наши мальчишки и девчонки анимешной наружности довольно скоро накапливают энергию для применения своих красочных «ульт». Да ещё и периодически призывают на пару секунд ранее побеждённых ими неприятелей. Дело в том, что в игру добавили элементы «покемонов». Во время исследования мира после побед над новым противником, вводя боссов, мы можем сканировать его данные в свой банк, чтобы потом призывать «эхо» монстра в бою.
Банк данных мы исподволь прокачиваем и получаем за это награды.
Только сначала нужно снарядить его в инвентаре. Мы вольны улучшать «эхо» и добавлять эффекты с поддержкой других захваченных противников, помещенных в дополнительные ячейки. Чем больше их относится к одной стихии, тем больше бонусов получаем.
По сути, так мы используем связанное с монстром умение. Пуще всего это нанесение урона, но есть и лечение, и заморозка, и возможность парировать или прерывать атаки противников. Именно возня с «эхо» — одна из лучших сторонок боевой системы. Интересно экспериментировать, подбирая персонажу такой набор «покемонов», чтобы они, например, усиливали основную его стихию или добавляли какую-то иную. Поэтому динамика и зрелищность сочетаются здесь с необходимостью играть грамотно.
В итоге может показаться, что дерутся вместо нас собственно призванные монстры, хотя это не так.
Правда, в рамках основных сюжетных и многих дополнительных заданий проблемы в сражениях возникают негусто. С боссами посложнее, конечно, но даже в специальных испытаниях и подземельях, где нас предупреждают, что уровень отряда не соответствует требованиям, я чету раз всё равно побеждал. В этом смысле Genshin Impact и Honkai: Star Rail жёстче — если там говорят, что степень мал, то, скорее всего, пиши пропало.
Особенно странным выглядит решение в финальной части сюжета отобрать твоих бойцов и переменить их на мощных пробных. В итоге просто проезжаешь по врагам катком, лишь изредка — в финальном бою — испытывая напряжение.
Любая схватка с боссами — отдельное художественное произведение.
А вот после первого акта, когда ваш общий уровень (Union level) сделается где-то 23-25-м и вы захотите попробовать свои силы в ежедневных и еженедельных испытаниях, подземельях и охоте на боссов, — вот там завяжутся трудности. Их добавляет тот факт, что целебные расходники в бою нельзя применять постоянно — перезарядка идёт после каждого использования. А материалов для прокачки персонажей и оружия частенько не хватает — их дефицит представляется более ощутимым, чем в Genshin Impact и Honkai: Star Rail.
К концу сюжета у меня только главная героиня перебежала на второй ранг, что повысило её максимальный уровень до 50-го.
Путешествие в прекрасное и опасное
Можно подумать, что так авторы склоняют нас донатить. Частично это верно. Кстати, за всё прохождение первого сюжетного акта в местном казино мне выпал только один 5-звёздочный персонаж и совершенно мало попадалось крутого оружия. В играх HoYoverse с этим как будто лучше.
Здесь практически идентичная гача-механика, немало вариантов боевых пропусков под разными названиями, куча валют, встроенный магазин, та же система достижений.
Но верно и то, что нас стимулируют исследовать мир, чтобы прокачиваться и промышлять материалы. После завершения сюжетной линии у меня был 23-й уровень Union, я не мог одолеть большинство боссов в подземельях и испытаниях, но при этом и степень исследования всех доступных регионов не превышал 20 %.
Между тем, мир в Wuthering Waves очень красивый и живописный. Можно уже было свыкнуться к красоте в таких гачах, но я всё равно снял штук 500 скриншотов и два десятка гифок.
Само исследование организовано как в «Геншине». Вокруг полно активностей, можно побеждать сильных врагов и решать пазлы, чтобы открывать сундуки и получать иные награды. Загадки несложные, но механик и вариантов много, и они не всегда копируют сами понимаете какую игру.
Вот подобный тут аналог тетриса.
Есть и прямые цитаты из Genshin Impact. Можно бегать за светлячками, которые приведут к чему-нибудь ценному, поднимать и кидать огненные шары в колючки, летать на планере или крюк-кошке и проходить испытания — например, нужно пробежать, пролететь или проплыть на скорость. А вот то, что в кой-каких ситуациях игра переходит в формат платформера с боковой прокруткой или даже шутера от первого лица, стало симпатичным сюрпризом.
В процессе исследования можно набрести на новое поселение или на интересный квест. Однажды я встретил обычного вроде бы неприятеля, который не стал нападать, а начал кричать, чтобы я не подходил. Естественно, я подошёл и получил…новое задание.
Возможностей и контента для эндгейма тоже хватает. По вселенной разбросаны подземелья, где предлагают в кооперативе с другими игроками (совместный режим открывается после достижения 21-го уровня Union) или одному воевать с боссами. Есть также Башня (Tower of Adversity), где нужно пройти как можно больше этажей. И даже присутствует этакий аналог виртуальной вселенной из Honkai: Star Rail, а собственно роуглайт-режим в локации «Призрачные царства». Правда, как и во всех таких гача-играх, возможности получать награды ограничены каждодневными запасами «выносливости».
В роуглайт-режиме с прокачкой нам помогает кот.
Несмотря на стартовые технические проблемы, Wuthering Waves оказалась подлинно красивой и вполне увлекательной гачей. Да, полно заимствований и цитат из Genshin Impact, но и своё есть. Главное, тут немало взрослые повествование и атмосфера, более интересные, зрелищные и динамичные сражения.
Но убийцей «Геншина» игра точно не сделается. И дело не только в том, что даже те заработанные за первую неделю $10 миллионов не сравнятся с показателями главного конкурента. Попросту уже через месяц, 4 июля, выходит новая большая гача от HoYoverse — Zenless Zone Zero. Ведь основная проблема Wuthering Waves не в том, что она копирует интерфейс у кого-то — да и чёрт с ним! А в том, что ей не хватает оригинальности в настроении, сеттинге и стилистике. Там, где по расположению она отличается от Genshin Impact, начинаются параллели с Honkai: Star Rail или Tower of Fantasy. И в этом смысле драйвово-молодёжная Zenless Zone Zero выглядит немало перспективно.
Плюсы: это очень красивая игра; более взрослый по сравнению с Genshin Impact сюжет; есть нетривиальные квесты; большенный мир с кучей активностей и точек интереса; зрелищные и динамичные сражения; обилие механик и элементов других жанров; немало контента для эндгейма; прекрасная музыка и озвучка.
Минусы: технические проблемы на старте, некоторые из которых не решены до сих пор (так, с оптимизацией и пропадающим звуком); слишком много откровенных цитат и заимствований из Genshin Impact и Honkai: Star Rail; увлекательно начинавшийся сюжет просел в финале первого акта.