На сегодняшний день всемирная индустрия настольных игр развита как никогда прежде, и каждую минуту темпы ее роста становятся все интенсивнее. Каждодневно на рынке появляются все новые и новые проекты совершенно различных форматов, механик и жанров. Экономические и военные стратегии, варгеймы, ролевые, семейные и логические игры — все это лишь небольшая доля того, что вам может предложить современный «настольный» мир. Но ныне я затрону лишь один из многих классов настольных игр, а собственно — Коллекционные Карточные Игры или, если сокращенно, ККИ.

Что же такое ККИ?

ККИ — это огромный пласт настольных (а ныне и компьютерных) игр, в каких игроки во время игрового процесса используют специальные карты, обладающие различными свойствами и особенностями, так или по-иному помогающими выиграть игру. Карт — невероятно огромное число. Новички жанра или просто непопулярные проекты обычно имеют в арсенале несколько сотен таких карточек. Популярные же ветераны индустрии могут располагать тысячами. В любой ККИ подразумевается, что игроки будут собирать эти карты для составления собственных уникальных игровых колод, тем самым убивая двух косая — наращивая собственную игровую «мощь» и удовлетворяя древнюю как мир человечью потребность в собирательстве (отсюда и приставка «коллекционные»). Разумеется, мишени и правила в каждой ККИ разные, но чаще всего они реализованы в формате скоротечных дуэльных единоборств, где противниками могут двигать желания расслабиться, «словить дзен» или даже первобытное стремление как можно смачнее надрать оппоненту задницу. Можно весьма долго обсуждать весь данный класс игр в целом, но в этом обзоре я бы хотел выделить их самого известного и популярного представителя, можно произнести титана-прародителя всего этого семейства. Именно таковым является MAGIC: THE GATHERING.

В 1993 году никто и не думал, что некая малоизвестная американская компания Wizard of the Cost (на славянском — Волшебники Побережья или же попросту — Визарды) выпустит на рынок уникальный продукт, изобретенный профессором математики Ричардом Гарфилдом, какому суждено будет совершить революцию в мире настольных игр. Этим «революционером» являлась карточная игра Manaclash, какую разработчики очень скоро переименовали в Magic: The Gathering — родоначальницу и образ жанра ККИ.

Что же представляет из себя знаменитая MTG и чем она заслужила свой бешеный успех? Для основы стоит остановиться на самом сеттинге игры. Все действо Magic разворачивается на ширях Мультивселенной — безмерном пространстве, состоящем из бесчисленного количества невообразимых и абсолютно неповторимых фантастических миров. Каждый такой мир населен совсем разными обитателями, имеет уникальную историю, полон собственных конфликтов и интриг, а также таит в себе масса чудес, загадок и мифов. Однако, перемещаться между подобными вселенными могут только особенные и крайне могущественные маги — Planeswalker’ы — Мироходцы. Мастерят они это в самых разных целях, будь то поиск знаний, стремление к воли или жажда приключений. Зачастую путешествия, интриги и желания Planeswalker’ов тянут за собой события, способные менять как судьбы отдельных личностей, так и  народов или даже цельных миров! Однако, даже самым могучим из Planeswalker’ов для успешного сотворения всякого колдунства необходима непрерывная подпитка своего рода «топливом». В роли такового во вселенной Magic выступает мана — независимые потоки магической энергии, струящиеся из каждого мира. При этом потоки эти делятся на пять различных красок, каждый из которых проистекает из разных земель мира: Белоснежный (Равнины), Синий (Острова), Красный (Горы), Зеленый (Леса) и Черноволосый (Болота). По тому, какие цвета маны наиболее излюбленны определенным Planeswalker’ом, порою можно многое понять о нраве, амбициях и мотивах последнего. Так Белый — это цвет света, распорядка и защиты; Синий цвет — цвет разума, обмана и иллюзий; Алый — цвет ярости, свободы и страсти; Зеленый — роста, натуры и первобытных инстинктов; Черный — власти, смерти и тьмы. А какой краска выбрал бы ты, дорогой читатель? Впрочем, это легко можно разузнать, ведь вселенная Magic каждому готова предоставить возможность примерить на себя роль Planeswalker’a.

МТГ Амонхет

ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС

По своей сути партия в MTG воображает из себя быструю (в среднем от 10 до 25 минут) дуэль двух игроков. Это не предельно вероятный лимит участников в одной партии, так как Magic располагает массой форматов игры, в том числе и рассчитанными на большее количество людей. Однако схватка между двумя оппонентами — самый общераспространенный и популярный формат.

Каждый игрок составляет располагает собственной колодой карт, составленной по определенным правилам. Так, так, в ней не должно быть менее 60 карт. Все карты в Magic можно поделить на несколько основных типов: Земли, Существа, Волшебство, Моментальные заклинания, Артефакты и Чары. Все эти типы имеют уникальные особенности. Немало того, большинство игровых карт обладает уникальным наименованием, художественным изображением, цветом (в зависимости от цветов маны, какую необходимо потратить за ее розыгрыш), стоимостью розыгрыша, различными способностями и, порою, художественным текстом.

Также у любого игрока есть 20 жизней. Тот, кто первый опустит счетчик здоровья противника до 0, побеждает в партии. Кроме того, можно выиграть, опустошив колоду противника или при особых условиях, обрисованных на некоторых игровых картах.

В начале каждой партии дуэлянты набирают себе по 7 карт в длань и затем жребием определяется игрок, кто пойдет первым. Дальше весь процесс сводится к тому, что игроки по очереди мастерят ходы во время которых разыгрывают карты с руки для достижения победы.

Как уже было произнесено, почти каждая карта в Magic обладает стоимостью розыгрыша, сформулированной в очках маны. Откуда брать ману во время игры? Для этого есть карты Земель разных цветов. Эти карты разыгрываются даром, но не более одной за ход. При задействовании карты Земли ее владелец получает одно очко маны соответственного цвета, а Земля «отдыхает» до начала следующего хода игрока. Собственно, на эти очки игроки и могут призывать карты из своей длани, и чем больше маны, тем сильнее карты они могут разыграть. Ну или попросту разыграть за ход большее количество карт.

В итоге, при такой механике, игровой процесс сводится к вытекающему — два игрока по очереди выкладывают карты на стол, атакуют Созданиями или блокируют ими же атаки Существ оппонента, разряжают в себя и товарищ в друга абсолютно разные по свойствам заклятия, отправляют использованные или «истреблённые» карты в сброс и еще многое и многое другое, при этом всегда балансируя на грани между количеством имеющейся маны и числом карт на руке. Последнее является очень важным фактором, так как игрок в собственный ход добирает в руку лишь одну карту из колоды, а если нет карт в длани — нечего и разыгрывать.

В конце концов, рано или поздно, одинешенек из игроков наносит сопернику заключительный удар и забирает себе завоёванную победу. Однако, учитывая скоротечность партий в MTG, чаще итого никто не против тут же устроить реванш и сыграть еще одну партейку. А затем еще одну…и еще одну…

МТГ Амонхет

ОБРЕЧЕННАЯ НА УСПЕХ

Представлялось бы, ну что же такого особенного заключено в MTG, раз на протяжении почти 23 лет год за годом армия ее фанатов вырастала и продолжает расти практически в геометрической прогрессии? Ведь чистосердечно говоря, со стороны игра не выглядит уж слишком захватывающей. Ну сидят некие люд за столами, раскладывают какой-то странный двусторонний пасьянс, сваливают туда-сюда карточки, сопровождая это странными комментариями вроде «Антап, юзаю сайкл, тапнул лэнд…» Что тут может зацепить потребителя?

Секрет успеха Magic кроется в нескольких аспектах, совокупность каких сделала эту игру максимально аддиктивной, с которой не так-то легковесно слезть. Первый такой аспект — это очень хорошо отработанный баланс при огромном количестве работающих тактик и стратегий. В Magic можно скопить как слабые так и сильные колоды, но ни одна из них не гарантирует стопроцентный «нагиб» итого и вся на своем пути. На любые ножницы всегда найдется собственный камень, но при этом можно постараться минимизировать количество этих камней.

Другой аспект — коллекционирование. MTG почерпнула одну из главных своих фишек у престарелого американского хобби, а именно из коллекционирования карточек бейсболистов. И это очутилось блестящей идеей, ибо человек с незапамятных времен склонен к собирательству чего либо, будь то бивни мамонта или джазовые пластинки. На льющемся этапе Magic имеет в своем арсенале более 16 тысяч карт, при этом вовсе не собираясь останавливаться на достигнутом. И разумеется среди них есть большое количество жемчужин.

Из первых двух аспектов рождается третий — невообразимое разнообразие как в плане игровой вселенной, так и в плане механики игрового процесса. MTG всегда обновляется, ведь каждый год выходит порядка 700 новоиспеченных карт, которые разбиваются на особые блоки — так называемые сеты. Ранее за год выходило три сета, один основной и нейтральный и два дополнительных, продвигающих историю вселенной и концентрирующихся на конкретном игровом вселенной (мультивселенная этого «картонного пасьянса» наполнена сюжетом, по размаху не уступающим самым ослепительным представителям жанра книжного фэнтези). Теперь же в год выходит лишь два сета.

Система сетов призвана убивать сразу несколько косая. Во-первых, выпуск новых карточек и разработка новых механик ведет к недопущению стагнации игровой системы, при какой неизбежно возникнет ситуация, когда особо потнорукие игроки (в простонародии power’асты) вычленят самые эффективные из вероятных комбинаций карт и поголовно начнут использовать только их, а вдогонку за ними тем же займется все игровое коммьюнити.

Во-вторых, реализация новоиспеченных сетов обеспечивает «Волшебников» постоянными притоками вагонеток золотишка в карманы, так как потребитель желает покупать еще и еще, а в совокупности с запрещением на использование в большинстве турнирных форматов  карт из сетов престарелее двух лет, такая схема начинает работать круче, чем царь Мидас, Золотая Антилопа и МММ совместно взятые.

В-третьих, сеты двигают интересный для многих игроков сюжет, а самое основное создают новые сеттинги миров, которые в совокупности с потрясающими изображениями на картах, не подают  возможности даже самому привередливому игроку остаться недовольным. Фанатеете от вампиров, оборотней и Трансильвании? Тогда сет Иннистрад — ваш выбор! Обожаете все, что связано с Японией? Тогда вам в Камигаву. Охотникам Ренессанса и политических интриг стоит обратить свой взор на Фиору. Ну а если вы неравнодушны к Древнему Египту, то Добросердечно ПОЖАЛОВАТЬ В АМОНХЕТ.

МТГ Амонхет

Амонхет — последний сет, выпущенный на текущий момент, заключающийся из 264 новых карт. Его релиз состоялся 28 апреля и по нему уже отгремели первые турниры.
 
В основе сета возлежит идея перемещения Magic в мир, подобный Древнему Египту. Тут игроки познакомятся с бескрайней и жаркой пустыней, населенной мумиями, огромными песчаными червями, бессердечными демонами и полчищами ужасающих кошмаров. В Амонхете есть жуткий феномен — Анафема Скитальцев. Благодаря ему, трупы умерших на Амонхете не ведают покоя и восстают из могил, гонимые неутолимым голоданием и желанием уничтожить все живое на своем пути. Этот феномен мог бы обратить весь мир в один огромный некрополь, но на его пути встал величавый город, расположенный посреди пустыни — Нактамун.

Нактамун есть под защитой магического барьера, оставленном жителям неким Богом-Фараоном, благодаря чему город процветает и есть в зените своего величия. Колоссальные монументы, покрытые золотом, высятся над речной долиной. Пять могущественных и милостивых божеств ходят среди тленных обитателей. Живые жители соседствуют с зачарованными трудолюбивыми мумиями, какие и взяли на себя все их мирские заботы. Казалось бы, вот он рай на земле! Но не все так попросту.

Бог-Фараон вот-вот вернется и дарует верным последователям загробную существование. Жители Нактамуна все свободное время проводят в приготовлениях и суровых тренингах, ибо каждый из них желает пройти пять испытаний богов дабы взять место среди достойных и получить Загробную жизнь, прежде чем пробьет заключительный час. Однако что-то зловещее притаилось за внешним фасадом. Кто или что такое Бог-Фараон? И что на самом деле собой являет Загробная житье? Ответы будут даны очень скоро…

Cет «Амонхет» пять подойдет для любителей древнеегипетской культуры и мифологии. Здесь вам и боги с башками животных, и многочисленные мумии всех видов и мастей, скарабеи, сфинксы, пирамиды и многое иное. Из новых игровых механик стоит выделить Бальзамирование — способность, благодаря какой очень многие Существа в сете могут фактически подняться из мертвых и продолжить сражение в виде мумий с новыми характеристикам. Арты на новоиспеченных картах, разумеется, не подкачали — они просто восхитительны! Египетская тематика передана на все сто, а сами рисунки можно, без преувеличения, рассматривать часами…
 
МАМА, Я Желаю ИГРАТЬ

Возможно, прочитав весь этот опус о колдовских карточках, вам захочется взглянуть на Magic поближе или даже отведать поиграть. Для начала можно попробовать скачать Magic Duels — даровую электронную версию игры в Steam. В ней подробно и наглядно объясняется как резаться в MTG, и при этом для старта не требуется никаких денежных вложений. Ее сложно наименовать полноценной заменой карточной игры, скорее это просто ознакомительная цифровая версия.

Самый сок MTG — в настольной игре с реальными людьми. Для этого можно легковесно найти единомышленников — на официальном сайте Magic в специальном разделе есть адреса ближайших игровых клубов. В одном из них можно попросить любого здешнего сотрудника провести ликбез по MTG. После этого есть вящая вероятность, что работники клуба подарят бесплатную стартовую колоду. Поигравшись с ней, можно будет уже задуматься о покупке готовой немало профессиональной колоды или пары бустеров (наборы из 15 случайных карт). При жажде вполне можно записаться на какой-нибудь новичковый турнир, коих в сегодняшнее время проводится более чем достаточно. Ну а дальше, держитесь концентрированнее! Оторваться от игры действительно очень сложно.

Если вы желаете начать играть в Magic: The Gathering, то сейчас самое лучшее пора для этого. Российская команда Wizard of the Cost активно расширяется, а это означает, что нас ждет еще вяще продуктов на русском языке и больше разных акций в лавках, которые будут сделаны специально для России.

МТГ Амонхет

Автор: Signor Tramontana, редактирование: ACE, SkyerIst.