Afterlove EP — это третья и заключительная игра индонезийского разработчика Моххамада Фахми (Mohhamad Fahmi), который ушёл из жизни в 2022 году. Автору не удалось увидать, как его детище выходит в свет, но благодаря студии Pikselnesia его идеи о самопознании, созерцании мира, безграничности творческого самовыражения, влюбленности к себе и прощении будут жить дальше. Как и тема принятия смерти, ранее поднятая в What Comes After, предыдущей игре команды.
Поспеть за 30 дней
Главный герой Afterlove EP приходит в себя после ухода из жизни его девушки. Спустя год скорби в одиночестве Рама наконец-то готов подвигаться дальше: он хочет возродить свою музыкальную группу и отношения со старыми друзьями, начинает ходить на терапию и пытается зачислить уход Синты. Последнее проще сказать, чем сделать, — Рама слышит голос погибшей девушки в своей башке, ведь всё ещё не готов осознать произошедшее и отпустить её. Та ещё тема для игры, которая вышла в День всех влюблённых, неизменно?..
Сразу стоит предупредить, что в Afterlove EP нет захватывающих приключений, крышесносных сюжетов или экшена — это визуальная новелла про повседневность с вкраплениями необязательной ритм-игры и симулятора жития. Даже игрой проект назвать сложно — это скорее срез жизни человека, который справляется с ужасной утратой, потому для такой истории нужно особенное настроение.
Авторский визуальный стиль тоже не самый обычный. Поначалу это всё представляется детскими каракулями, но с каждой секундой я всё больше влюблялась в простенькие рисунки и изумлялась умению художника так точно изображать эмоции и передавать расположение всего парой линий и цветов.
Ещё за год до основных событий игры у главного героя всё было хорошо: Рама выступал на сцене совместно с товарищами по музыкальной группе, писал песни и встречался с обаятельной художницей по имени Синта. Вся его жизнь пошла кубарем после её внезапной смерти от болезни: деятельность группы была поставлена на паузу, а сам Рама провалился в яму самокопания и сожалений на длинный год, игнорируя друзей и постоянно меняя работы.
Синта была не только подругой Рамы, но ещё и его музой. И всё ещё остаётся ею, существуя в качестве голоса в его голове.
Вдохновлённый поддержкой голоса, Рама решил, что период скорби позади, поэтому тут же снёсся с друзьями и попросил о возрождении их группы. Да, может, перерыв был внезапным и долгим, но теперь у него есть куча идей для новоиспеченных песен, и он готов снова рвать сцены!.. Только вот Рама не учёл, что в то время, пока он скорбел, члены группы продолжали существовать и они уже не так уверены ни в своём вокалисте, ни в камбэке.

Они ждали весь год и уже не надеялись на возвращение Рамы — гитаристка Таша устроилась трудиться в кафе, а барабанщик Адит нашёл своё призвание в кулинарии.
Их уверенность тает ещё сильнее после того, как ребята опять начинают играть вместе. Они постепенно понимают, что новые песни Рамы не вяжутся с прежним стилем группы и отданы Синте. Это вскрывает кучу старых обид и проблем.
Таша, например, всё ещё не простила героя за его внезапное исчезновение, а ещё Синта была их всеобщей подругой — без Рамы все они скорбели в одиночестве, так ещё и гитаристке пришлось взвалить на себя обязанности менеджера умирающей группы. И Таше, и Адиту представляется, что новые песни Рамы — не о настоящем человеке, которым была Синта, а об идеальном образе преданной девушки, какой герой нарисовал в своей голове.

Да и Синта в голове главного героя тоже не призрак или слепок жившей девицы — она лишь плод воображения Рамы, воплощение его обид, поддержка и одновременно якорь, который тянет его на дно.
Высказавшись, Таша в крышке концов ставит герою ультиматум — она забронировала на конец месяца сцену для их выступления, и если Рама не возьмёт себя в длани за это время и не придумает хороших песен, то гитаристка уйдёт играть к другим ребятм. Путь к возрождению группы несложным не будет, ведь непроговоренные обиды никуда не исчезли, а Рама не настолько проницательный, чтобы это осознать, и не настолько спелый, чтобы их обсуждать.
С этого и начинается его тридцатидневный тур по городу. За это время парню предстоит отыскать старые воспоминания, создать новоиспеченные, познакомиться с интересными людьми, сходить к терапевту, устроиться на работу и найти вдохновение для песен. Ну и понять, что делать с голосом Синты в башке, конечно.
Попытки эскапизма
И так как действие происходит в Джакарте, родном городе разработчиков, во время путешествий Раме предстоит учить красоты современной Индонезии. Каждая локация в игре — это статичные, но очень красочные и длинные панели, которые меняются в соответствии со порой суток.

Afterlove EP не особо ценит личное время игрока, поэтому стоит приготовиться к бэктрекингу и бесцельному блужданию по городу — это приключение могло бы быть в два раза куцей, если бы не приходилось искать персонажей для беседы и обшаривать каждый уголок. К счастью, Рама может бегать и ездить на таксомотор, а на карте отмечено приблизительное местоположение героев, что немного упрощает поиски.

Днём Раме доступны два любых поступки: он может общаться с новыми людьми, устраивать спонтанные выступления для прохожих или искать места для фотографий. Иногда попадаются значительные запланированные события вроде репетиций, походов к терапевту, работы или сюжетных встреч, которые желательно не пропускать. Ведь от того, как Рама прочертит месяц, зависит финал игры.

Если Рама не приложит достаточно усилий, после выступления в конце месяца группа может распасться.
Несмотря на элементы симулятора существования, до какой-нибудь Persona 5 игре далеко — мир не настолько живой и интерактивный. Конечно, Рама может каждый день декламировать новые реплики жителей, гулять или подрабатывать музыкантом в местном кафе, но по-настоящему жить в Джакарте не получится, да и невесело оказалось все восемь часов игры ходить по одним и тем же пустым локациям просто ради очередного разговора.

Степени очень красивые. Я читала, как игроки родом из Индонезии хвалят игру за репрезентацию современной Джакарты и радуются груде отсылок, но сама их оценить не могу.
Никогда не был один
Полностью уйдя в работу, Рама не сразу замечает, что с ним определённо что-то не так, и дело не лишь в голосе Синты. После её смерти он стал отстранённым, и даже его друзья заметили, что Рама слишком много содержит в себе. Усугубляется всё тем, что Синта не только разговаривает с ним — она влезает в каждый диалог и личную жизнь героя, а тот частенько отвечает ей вслух, ловя недоумённые воззрения окружающих.

Рама может попытаться двигаться дальше и завести новые отношения, но как же это странно и неловко, когда голос неживой девушки беспардонно вторгается даже в такие моменты…
И хотя отношения Рамы и Синты, а также попытки героя пережить утрату и подвигаться дальше — это основная тема игры, их истории любви уделено слишком мало времени. Путешествуя по городу, герой может собирать престарелые воспоминания, но их недостаточно для того, чтобы сформировать в голове образ Синты и по-настоящему осознать, как сильно Рама томится по своей девушке.
Отношения Рамы и Синты напоминают мне о Теде и маме из ситкома «Как я встретил вашу маму». Тед всегда вскользь упоминает о мёртвой жене, но никогда не рассказывает прямо, из-за чего зрителям оказалось довольно тяжело полюбить и принять Трейси, когда она наконец-то появилась на экране.
То же происходит и с Синтой, ведь засевший в голове у героя голос — это даже не она, а манер девушки, который Рама создал в своей голове. Она бывает эгоистичной и иногда ревнивой, всегда занимает сторонку героя и частенько раздражает своими комментариями. Из-за такого подхода к повествованию мне часто казалось, что основной посыл игры проходит мимо меня, ведь блаженствовать жизнью музыканта, собирать тёплые воспоминания о Синте и полюбить друзей Рамы оказалось сложно.

Шли дни, Рама надвигался на одни и те же грабли в общении с друзьями, а они продолжали отпускать колкости о том, что он бросил их на целый год, и обесценивали его горе. Ситуация с группой до самого финала представлялась неразрешимой — уж не знаю, каким чудом (и зачем вообще) я её сохранила. С другой стороны, правильных ответов в этой игре нет, так что любой может выбрать концовку по вкусу — даже терапевт Рамы говорит, что иногда, когда что-то разбилось, не необходимо собирать осколки.

Сеансы у терапевта оказались лучшей частью игры, ведь окружение Рамы, за неимением иных слов, довольно неприятное. Как-то даже грустно осознавать, что доктор Санти — единственный человек, которому очутилось не наплевать на чувства главного героя. Другой такой персонаж — шиза в лице Синты, что грустно вдвойне.
И желая Рама неоднократно выражает желание заниматься музыкой, не видно, что ему или кому-то из группы это приносит удовольствие. Каждая репетиция оборачивается дебошем, а сами друзья раз за разом критикуют подход героя к написанию песен и лишь сильнее загоняют его в яму страданий, самокопания и скорби. С таким окружением неудивительно, что голос Синты в башке — единственный настоящий союзник главного героя.

Меня путало и смущало биполярное отношение участников группы к основному герою — в один момент они вместе смеются и шутят, потом искренне переживают, что Рама может покончить с собой, а уже спустя пять минут безжалостно комментируют его песни, попрекают и ноют, что «ранее было лучше». Надо было дать им номерок психотерапевта!
Кстати, о репетициях и ритм-игре: как думаете, почему я припомнила о них только сейчас? Дело в том, что музыкальная карьера Рамы ощущается второстепенной частью повествования: успешное прохождение ритм-игр ни на что не воздействует, а в настройках мини-игру вообще можно отключить (что я и сделала, когда увидела субтитры к песням, — узнать их резон мне показалось важнее, чем следить за кнопками на экране). Рама посещает сюжетные репетиции раза четыре — я не умею резаться на инструментах, но мне кажется, что так хорошее выступление не получится. Музыка должна присутствовать в жизни героя гораздо чаще, особенно такая прекрасная.
В игре звучат композиции индонезийской инди-группы L’Alphalpha — приятно вот так находить неизвестных исполнителей и расширять кругозор. Парочку песен я даже унесла себе в плейлист.
Если Afterlove EP — это игра не о влюбленности или музыке, тогда что остаётся? Остаётся скорбь, Рама, который пытается принять и осознать смерть своей девицы, раздражающий голос в голове, неубедительные конфликты в духе худших сюжетов Life is Strange и рутина, которая разбавляется сеансами у соображающей терапевта. Это в первую очередь история о поиске смысла жизни после тяжёлой утраты и о попытках двигаться дальней, рассказ об одиночестве и медленном исцелении. Всё это делает Afterlove EP хорошим терапевтическим эссе, но, к сожалению, не самой увлекательной игрой.
Плюсы: уникальный визуальный манера; атмосфера; свобода действий; несколько концовок; музыка.
Минусы: незрелое и агрессивное поведение многих персонажей; дырявое повествование; много бэктрекинга и пустой мир; ритм-игра и элементы симулятора жизни кажутся лишними.