21 мая


21 мая

15
15K

Первоначальный шаг к Arma 4

У каждого из нас, наверное, есть та самая, единственная любовь в мире видеоигр, которой остаёшься верным, несмотря на годы, минувшие с первого знакомства; та, которая всегда найдёт чем порадовать, несмотря на то что ты изучил её наизусть; та, к которой всегда возвращаешься после бурливых встреч с модными новинками. У меня такой игрой (точнее, серией игр) стала Arma.

 Operation Flashpoint очаровывала с первого взора: в то время, больше 20 лет назад, используемые разработчиками технологии казались чем-то неземным — одни размеры карт чего стоили, не сообщая уже о редакторе, превращавшем игру в песочницу с почти бесконечными возможностями. Потом Bohemia Interactive рассталась с издателем Codemasters и отправилась в самостоятельное плавание, создав трилогию Arma. С первой долей мне удалось ознакомиться лишь вскользь, зато второй и третьей я отдал солидный кусок жизни: тратил (и продолжаю этим заниматься) на неё как минимум несколько часов любую неделю на протяжении последнего десятка с лишним лет.

Но из  Arma III, при всём уважении, выжать что-то большее, чем смогли разработчики, вряд ли уже выйдет: движок исчерпал свои возможности, а разрастающаяся функциональность песочницы радует настолько, насколько огорчают вечные попутчики серии — баги, плохая оптимизация и не самые удобные инструменты для творчества. Нужна была революция.

Эту революцию ожидали вместе с четвертой частью, а дождались чего-то совсем непонятного: BIS неожиданно выпустила в ранний доступ  Arma Reforger. Что это такое, где моя Arma 4 и как дальней жить? Сохраняйте спокойствие — сейчас разберёмся.

Это не Arma 4

Строго говоря, анонс четвёртой части всё-таки состоялся — в презентации Arma Reforger разом сообщили, что это лишь промежуточный шаг на пути к Arma 4. Сама следующая часть серии обязательно будет… когда-нибудь после. Сейчас же можно попробовать новый движок, познакомиться с инструментами для разработки модификаций и всячески помогать разработчикам поправлять ошибки, которых в творениях чехов традиционно много.

По словам Марека Спанела (Marek Španěl), ведущего гейм-дизайнера и директора Bohemia Interactive, новинка для того и необходима, чтобы сразу выпустить Arma 4 в готовом виде без детских болезней и сопутствующих любому крупному релизу проблем. Однако вытекает понимать, что в плане модели распространения Reforger — самостоятельный проект: это не бета-версия четвёртой части и обладание игрой не подаёт никаких преференций при покупке Arma 4. С другой стороны, все наработки и исправления, полученные за время нахождения Reforger в раннем доступе, будут использованы в вытекающей игре: проекты полностью совместимы, а доступный создателям модификаций инструментарий точно такой же, каким пользуются сами разработчики.

На этом моменте трейлера так и охота сказать: «Дождались!» «Подождёте ещё», — наверняка где-то за кадром добавляет Марек.

Уточнение насчёт модов весьма важно: со времён OFP львиную долю контента создавали сами игроки, пользуясь возможностями движка и преодолевая при этом порядочные трудности, связанные с «костыльными» решениями и ограничениями. Теперь эти неудобства должны остаться в прошлом.

В прошлом останется и тот самый движок — Real Virtuality, используемый в предыдущих долях серии, отправляется на заслуженный отдых, а на смену ему приходит Enfusion, частично уже знакомый нам по  DayZ. У новинки много плюсов по сравнению с предтечей, но не буду повторяться: о возможностях движка мы рассказывали в новостях.

Освещение на новом движке должно быть заметно лучше.

Ещё одно из значительных нововведений — Arma становится кросс-платформенной. Reforger вышла и на Xbox; скорее всего, не избежит этой участи и четвёртая доля. Скептически настроенных к такому решению разработчики успокаивают тем, что переход на консоли никак не скажется на традиционной для франшизы хардкорности. Звучит неплохо, а вот верится с трудом: признаки типичного консольного интерфейса на фоне, мягко говоря, скудного контента несколько запугивают.

Возвращение на Эверон

В текущем виде, даже по меркам раннего доступа, выглядит работа BIS более чем скромно. Судите сами: одинешенек остров, три фракции, десяток видов стрелкового оружия, пять основных моделей колёсной техники (плюс модификации, отличающиеся типом кузова), три режима и… всё. Самое большое разочарование — нет редактора миссий. Режимы игры тоже не особо впечатляют: Conflict, масштабное противостояние с захватом полевых станов по всему острову, и ориентированный на ближний бой Capture & Hold, посвящённый штурму и удержанию ключевых точек.

Почти весь парк техники. Негусто.

Почти тяни парк техники. Негусто.

Что-то отдалённо похожее на редактор можно найти в последнем режиме — Game Master, воображающем собой сильно урезанный аналог Zeus из  Arma III: один из игроков берёт на себя роль сценариста миссии, получая возможность на ходу менять объекты окружения, время, погодные условия, добавлять и убирать противников, развлекая подобным образом себя и товарищей. Порядок доступен и для одиночного прохождения: можно устроить перестрелку с ботами (или стравить их между собой) либо просто учить остров и вооружение, лишний раз сокрушаясь по поводу бедного арсенала.

Game Master — слабое подобие Zeus. Ждём полноценного редактора.

Game Master — слабое подобие Zeus. Ожидаем полноценного редактора.

Судите сами: из тяжёлого ручного оружия доступны только два гранатомёта (РПГ-7 и M72A3 LAW), а из тяжёлой техники (если это можно так наименовать) — одинокий советский БТР-70. Важное уточнение: бронетранспортёр именно советский, а не российский — серия вновь возвращается к истокам, и Reforger отдана событиям времён холодной войны, переросшей в настоящий конфликт с участием СССР и США.

OFP многие полюбили не только за разнообразность возможностей песочницы, но и за сеттинг — где-то клюквенно-карикатурный, где-то серьёзный, но запоминающийся надолго. Генерал Губа, капрал Армстронг, партизан Виктор Трошка — героев оригинальных кампаний помнят и обожают в Arma-сообществе по сей день. Логично, что BIS решила эксплуатировать эти ностальгические чувства, отойдя от футуристического сеттинга третьей доли и возвратившись в 80-е. Сюжета как такового, кроме масштабного противостояния Советского Союза и Соединённых Штатов, в Reforger пока неприметно, но нам обещают развитие истории оригинальной OFP, а единственный доступный пока остров — тот самый Эверон, вдоль и поперёк измеренный ветеранами серии.

Ремейк острова получился что надо — давно знакомые пункты смотрятся узнаваемо, но вместе с тем современно, технологично и красиво. То, что 20 лет назад дорисовывало воображение, теперь показывает игра во всём своём великолепии. Благодарю Мареку за наше счастливое детство — и не меньшее спасибо ему же за то, что позволил к кусочку этого счастья вернуться.

Наконец-то не тормозит

По сравнению с третьей долей графика в новой Arma похорошела. Есть вопросы к отображению объектов на дальних расстояниях, но если не придираться, то в цельном Эверон выглядит просто великолепно. Новый движок показывает себя замечательно: не верится, но при достойной картинке нам подарили не немного достойную оптимизацию — для серии это внове. Игра больше не упирается в возможности одного из процессорных ядер, а использует мощности железа на целую. И не сказать, что системные требования завышены — мой компьютер на околомаксимальных настройках графики выдавал стабильные 60 fps в Full HD, забирая забавные 10 % ресурса процесса. Конечно, в масштабных перестрелках частота кадров падала, но это скорее вина старенькой видеокарты, да и о том, что перед нами лишь первая версия «беты», забывать не стоит.

В ливень одежда намокает, а капли дождя могут попасть в дом сквозь разбитое окно или открытую дверь.

В ливень платье намокает, а капли дождя могут попасть в дом сквозь разбитое окно или открытую дверь.

Отдельного упоминания заслуживают анимации персонажей. Их сейчас много, и выглядят они довольно реалистично, а динамика и инерция движений стали более тягучими и за счёт этого ближней ко второй части, чем к третьей, что лично меня радует. Есть полноценная анимация посадки в технику и высадки из неё, в том числе такая сложная, как с использованием бокового люка БТР, а скорость ходьбы и поза тела во время приседания можно плавно регулировать с помощью колёсика мыши.

Аудио тоже не подкачало. Сами звуки выстрелов и взрывов в модификациях для Arma случались и лучше (вспомнить хотя бы мод JSRS), но позиционирование работает должным образом — особенно хорошо это заметно, когда в порядке Game Master перемещаешь свободную камеру во время перестрелки. Звучит бой реалистично, на мой взгляд.

Тем не менее если прикасаться технического аспекта, то на данном этапе разработки Enfusion явно не раскрывает все свои возможности. Например, разрушаемость условная — разламывать можно только деревянные заборы и мелкие объекты вроде дорожных знаков. Модель повреждений у машин тоже не поражает: нет деформации кузова (что было ещё в OFP), а при пальбе по транспорту тот просто взрывается и начинает гореть, причём огонь не причиняет никакого ущерба персонажам.

Анимации внутри транспорта, кроме погружения, добавляют реалистичности: моментально тронуть с места теперь не выйдет — необходимо завести двигатель и переключить передачу.

Зато на машинах стало куда увлекательнее кататься. Водитель крутит руль и жмёт на педали, переключает передачи, а автомобиль ведёт себя на дороге приметно адекватнее, чем те же сверхбыстрые и сверхманёвренные авто из  Arma III. Соответствующий звук в виде кряхтенья коробки передач, визга тормозов и рокота движка — в присутствии. Получаешь удовольствие даже от простых поездок по Эверону, позволяющих вдоволь налюбоваться окрестными красотами. К тому же чего греха таить — кроме этого заняться тут, по сути, и нечем. Перестрелки с ботами без нормального редактора миссий быстро надоедают, а в мультиплеере пока ещё не побеждены лукавые баги первого дня, редко позволяющие оставаться в гуще боя дольше нескольких десятков минут — с сервера может скинуть без объяснения причин.

Динамические тени от облаков. Красиво, почти как в Red Dead Redemption 2.

Динамические тени от облаков. Красиво, почти как в Red Dead Redemption 2.

Подарок не для всех

И тут мы наконец пришлись к главному вопросу: зачем это выпустили в продажу и кто будет покупать недоделанный продукт за немалую цену, который к тому же является лишь прологом для полноценного проекта, чьи перспективы неотчетливы? Ответ простой: это не игра, а лишь платформа для модификаций и полигон для работы над ошибками, а её основная целевая аудитория — фанаты и созидатели контента (а эти множества здесь тесно пересекаются). Да и заработать денег на создание Arma 4 таким образом тоже можно — ход рискованный, но при присутствии устойчивой фан-базы вполне логичный.

Сеттинг холодной войны прямиком из OFP выбран неспроста. Здесь BIS убивает двух косая разом: повышает привлекательность проекта для ветеранов, воротящих нос от фантастики третьей части, и позволяют себе немного схалтурить на старте, добавляя лишь необходимый минимум контента, — всё же в 1989 году ведущие армии вселенной воюют далеко не таким разномастным набором оружия, техники и снаряжения, как в 2035-м (время действия  Arma III).

Утерянные технологии геймдева прошлого: следы от выстрелов остаются почти на любой поверхности, а каждый материал имеет свои параметры пробития и прочности.

Не стоит изумляться и тому, что разработчики открыто говорят, что путь к четвёртой части им предстоит пройти совместно с сообществом. Так было вечно: фанаты сами создавали контент, превращая базовую версию в нужную для себя игру — начиная от добавления моделей и анимаций, заканчивая созданием собственных миссий, кампаний и мультиплеерных порядков. Напомню, что во многом именно гибкости движка и редактора Arma мы обязаны появлением целых жанров — королевских битв и выживачей образа  DayZ.

Внедрение в официальную игру «фич», изначально созданных мододелами, — ещё одна давняя традиция серии. Приметно это и здесь — например, анимации преодоления препятствий и радиопереговоры (теперь без использования сторонних программ вроде TeamSpeak), показавшиеся ранее в модах, доступны «из коробки».

Теперь персонажи умеют прыгать — как через заборы, так и просто так. Серьёзные инновации!

Ещё одинешенек подарок от разработчиков, оценить который смогут все создатели контента, — это обширный инструментарий, облегчающий работу над модификациями. В раздельно скачиваемом приложении Arma Reforger Tools есть всё необходимое для творчества, причём используемые программы идентичны тем, какие используются в самой Bohemia Interactive. Результат не заставил себя долго ждать — уже спустя пару дней после выхода во внутриигровой студии появились десятки модов самой разной направленности. Этот контент, кстати, доступен и на Xbox, а вот сами инструменты останутся эксклюзивом ПК.

Если покопаться в инструментарии, то можно обнаружить много интересного. Например, авиации здесь ещё нет, но среди файлов игры прячутся изображения Ми-8МТ и UH-1H — видимо, эти вертолёты появятся в ближайших обновлениях.

Если покопаться в инструментарии, то можно заметить много интересного. Например, авиации здесь ещё нет, но среди файлов игры прячутся изображения Ми-8МТ и UH-1H — видимо, эти вертолёты покажутся в ближайших обновлениях.

С Xbox связаны основные опасения сообщества по поводу судьбы проекта: чрезмерная ориентация на консоли мощно упростит игру, которая может многое потерять как в своей знаменитой хардкорности, так и в гибкости настройки геймплея. Сложно представить редактор миссий, адекватно трудящийся на консолях, ведь сейчас в  Arma III это отдельный серьёзный инструмент, требующий навыков программирования для раскрытия всех его возможностей.

Моё касательство к новинке, как вы могли заметить, сильно предвзято и явно отличается от мнения большинства: сейчас у  Arma Reforger «смешанные» отзывы в Steam. Вящая часть недовольных — из числа тех, кто совершил покупку для того, чтобы насладиться новым шутером прямо здесь и сейчас, а вместо этого получил небольшой кусочек грядущей игры. Обидно, но ничего удивительного — вас предупреждали.

Поэтому не советую тратить деньги тем, кто впервые знакомится с серией: желаете хороший милитари-сим — к вашим услугам третья часть. Пока перед нами совсем не игра, и далеко не факт, что даже сквозь год в раннем доступе её можно будет таковой назвать. Делайте рефанд, пока не поздно!

Всем остальным — добросердечно пожаловать!  Arma Reforger — для фанатов: тех, кто хочет следить за разработкой, держа руку на пульсе; тех, кто сам занимается созданием контента; наконец, тех, кто желает помочь сделать «игру мечты», тестируя и находя баги или просто проспонсировав любимого разработчика.