Живо для платформы:
Новые интересные места на карте мы отыскиваем сами, или же нам их указывают «квестодатели».
Живо для платформы:
Новые интересные места на карте мы отыскиваем сами, или же нам их указывают «квестодатели».
Однако вскоре по целой начинает раскручиваться маховик местного Comedy Club и «Аншлага». И вот мы уже встречаем в цирке уродов девушку, разговаривающую с собственной похотливой вагиной, убеждаем других циркачей-мутантов сняться в порнофильме с жеманным генералом Противноффым (да и самому можно сняться!), изобличаем группу извращенцев, прикрывающихся шашлычниками, играем в лотерею с Лёней Голубковым, слушаем рассказы о легендарном охотнике на мутантов Ривлине из Силезии. И сочувствуем пареньку, какой по совету «целителя Веселовского» прокачивал ловкость, а теперь вот никому не нужен и не интересен, потому что у него «харизмы нет».
У того самого бункера № 317 можно повстречать Вицина, Моргунова и Никулина, одним из наших сопартийцев становится писатель Трудов по кличке Гексоген (отсылка к роману Александра Проханова), какой, словно дед Мазай, набрал из зайцев собственную армию. В центральном городе Пустошей к нам подойдёт странно одетый «гость из грядущего», который попросит рассорить пару молодожёнов, чтобы они не смогли родить некоего Илью Кузнецова — в противном случае тот сделается деспотом и тираном. Там же еврей-книготорговец попросит уничтожить секту книгоненавистников — чтобы их выманить, нужно ходить по пустошам с целым собранием сочинений Ленина в инвентаре.
У каждого второго NPC тут есть за пазухой какая-нибудь забавная байка (вроде вестей о настоящем мышином королевстве под сводами местного замка), главную роль в которой, как правило, играют алкоголь и бурливая фантазия, этим самым алкоголем стимулируемая. И каждый третий — обязательно фрик, сумасшедший (естественно, на фоне алкоголя), советский пенсионер — ветеран сражений за Берлинскую стену. Или представитель Алой гвардии, который утверждает, что Ленин вовсе не гриб, а сущность, эссенция величайших умов человечества, переродившихся в его теле.
Да и сам сюжет ATOM RPG, повествующий о заговорах и грибах-гипнотизёрах, — откровенная пародия на типичные истории про тайные общества, секретные эксперименты и попытки завладеть власть, поработив мозги окружающих.
Господи, чего тут только не наслушаешься!
И так всю путь — серьёзные квесты, зачистка бункеров, помощь наркозависимым, охота на работорговцев и маньяков, жестоко убивающих женщин и детей, в ATOM RPG соседствуют с чистосердечно комедийными заданиями. Можно, конечно, пожурить авторов и посетовать на то, что таким образом они разрушают атмосферу постапокалипсиса. Тем немало что комедийные ситуации и все эти «генералы Противноффы» проработаны на уровне поста в теме «Какой бы смешной квест вы придумали для Fallout» на фанатском форуме.
Однако журить особенно не охота — ты понимаешь, что авторы просто оттягивались по полной, не думая особо о том, как к этому отнесутся критики. И выдали очень русскую, местечковую игру-анекдот про секс, СССР и водку, какая никогда не выйдет за пределы наших палестин, так как там просто не заметят, что на портретах некоторых NPC изображены Агутин, Галустян или Леонид Якубович. Или что отпущенную из плена рабыню зовут Гюльчатай.
Поэтому и критиком особо быть не хочется — хочется просто расслабиться и получать наслаждение от этого местами действительно уморительного цирка, выполненного в формате диковатого, но ядрёного коктейля из треш-комедии, похмельных баек и классической постапокалиптической RPG в духе Fallout.
В порядке прицельной атаки можно наносить точечные повреждения.
Эти Fallout-традиции в ATOM RPG лезут отовсюду, вплоть до интерфейса и цветовой гаммы, — авторы этого даже не таят. Всё предельно знакомо: путешествуем по глобальной карте (сначала только на своих двоих, потом можно будет разжиться и собственной машиной), «рандомно» встречаем караванщиков, иных сталкеров, бандитов, участвуем в пошаговых сражениях, где высчитываются очки хода. И, конечно, прокачиваем персонажа, разучивая новоиспеченные умения и вкладывая очки в общение, взлом, карманные кражи, технологии, ремесло, выживание, ближний бой и так далее.
Эти показатели (а также степень развития базовых характеристик персонажа) постоянно проверяются в многочисленных диалогах и квестах. Сила позволяет угрожать, харизма и общение — убеждать (природно, они повышаются распитием тройного одеколона), ловкость — первым вступать в бой и так далее. Как работают взлом и карманные кражи, размышляю, объяснять не нужно. Если проверка навыка прошла успешно, то вы получаете дополнительные очки опыта.
Соответственно, квесты можно выполнять по-разному. Выкупить рабыню и сделать её своим даровым инвентарём, таскающим хабар, или отпустить? Убить лидеров двух конфликтующих фракций по просьбе третьей стороны или уверить их мирно сотрудничать друг с другом? Уговорить циркачей-мутантов самим покинуть пустоши или просто вырезать всех? Совратить женщину — лидера религиозного культа, от которой наш работодатель хочет избавиться, заманить её в бордель и там по-тихому прирезать? Или уверить, чтобы она сама бежала из города? Или сначала переспать, а потом уже убить?
К слову, зачастую проблемы тут решаются собственно сексом — получится убедить, например, сбежавшую дочурку большого начальника бросить своего ухажёра, оценить «натурального мужчину» и вернуться домой. Хотя можно оставить эту парочку в покое и позволить ей уйти.
Даже в финале всей этой истории при раскрученном навыке общения есть вариант избежать кровопролития. Но и после мирного разрешения какого-нибудь квеста никто не воспрещает вам напасть на любого персонажа и попытаться всех перебить (благо кармы тут нет). В ATOM RPG царит дух свободы и нелинейности — можно позабыть про сюжет, вольно исследовать пустоши, нападать на караванщиков, ходить по борделям и казино, делать ставки в собачьих сражениях и шантажировать извращенцев или мутантов из числа власть предержащих.
Ржавое оружие может заклинить в самый неподходящий момент.
Впрочем, вашего героя (или героиню) достоверно так же могут очень быстро отправить к праотцам. Особенно поначалу, когда персонаж мало чем отличается от бомжа и потому вырван копаться в каждом мусорном баке в поисках материалов для изготовления самопального ружья, заточки, «розочки» или патронов. Крафт осуществляется по отысканным или купленным рецептам, хотя никто не мешает и вольно экспериментировать с ингредиентами.
Кроме бандитов опасность представляют и сами пустоши. Герой тут всегда страдает от радиации, голода и отравления, поэтому приходится таскать с собой кучу припасов, лекарств, алкоголя, стимуляторов и прочих расходников, какие могут временно улучшать одни характеристики, снижая другие. При этом еду лучше готовить на костре, сделав привал, — влажным мясом, например, можно отравиться. А вот заваренный кофе, чай или травяной сбор дают бонусы без каких-либо штрафов.
Чуть легче становится, когда у вас являются напарники (их может быть несколько, не считая собаки). Жаль только, что напрямую управлять ими нельзя — разрешают лишь раздавать экипировку и определять черту поведения в бою. А ИИ у компаньонов откровенно слабенький — они часто палят союзникам в спину или бегут туда, куда совсем не надо, вынуждая нас раз за разом переигрывать особенно сложные сражения.
Но зато представьте, какое эмоция глубокого удовлетворения тут испытываешь, когда всё же побеждаешь крупную банду, разживаешься хорошей экипировкой, а остальное выгодно торгуешь караванщикам или торговцам в городе, чтобы купить ещё что-то более крутое! Или когда в заброшенном бункере удаётся разгадать загадку (а пазлы встречаются частенько), взломать сейф и на халяву получить весьма мощную экспериментальную винтовку. Вся ATOM RPG построена на преодолении, выживании, накоплении, возмужании и поиске крутого хабара — и этим беспрерывным вызовом и ожиданием радости от грядущих выстраданных побед она цепко держит в своих объятиях.
Героя нужно вовремя кормить, а машину — заправлять бензином. К слову, на карте реализована смена поре суток.
***
Конечно, ATOM RPG есть за что критиковать — за не самый удобный интерфейс и инвентарь, за слабый ИИ напарников и не слишком навороченную систему боя (максимум можно ходить, бить, залезать в инвентарь и менять режим атаки), за местами поверхностно проработанные — не в пример классике жанра — квесты. Да и баги даже после выхода из «Раннего доступа» встречаются.
Но, несмотря ни на что, игра затягивает. Это первоначальный на моей памяти пример действительно удачного выступления в жанре «русская Fallout». Да, в этот скоморошный пародийный мир, без угрызений совести помешивающий трагедию, треш и комедию, сложно поверить, но играть почему-то всё равно очень хочется. Почему? По той же причине, по какой ты невольно улыбаешься, выслушивая очередную идиотскую байку, хотя понимаешь, что всё это бред. То есть рационального объяснения нет, попросту хочется улыбаться и играть. Может быть, авторы, подобно некоторым своим героям, нас тоже зомбировали? В любом случае сделали они это весьма вовремя — когда Bethesda, кажется, окончательно загубила культовую серию, а до выхода Wasteland 3 ещё ждать и ждать, самое пора уйти в пустоши ATOM RPG.
Плюсы: увлекательный игровой процесс; множество квестов, которые можно проходить различными способами; обилие забавных персонажей и ситуаций; свобода в исследовании мира и отыгрыше роли; классическая ролевая система; живящие элементы выживания; постоянный вызов; атмосферный саундтрек, включающий и прекрасные советские песни.
Минусы: слабый ИИ напарников; не самый спокойный интерфейс; простенькая система сражений; мало интересных случайных событий; диалоги не озвучены; не самая современная графика; встречаются баги.