Немало чем через шесть лет разработки, три года в раннем доступе, спустя неисчислимое количество багов, обновлений, патчей и изменений,  Baldur’s Gate III наконец-то добралась до релиза! Этот проект был для команды Larian Studios рискованной ставкой — всё-таки заключительная игра студии вышла в 2017 году, штат и амбиции с тех времён увеличились в несколько раз, да и ожидания Wizards of the Coast необходимо было оправдать. И пока из каждого утюга было слышно, что изометрические RPG с тактическими боями уже никому не нужны, «Врата Балдура» взяли и раздобыли для разработчиков пиковый онлайн в 875 тысяч игроков, а также скопили огромное количество положительных отзывов. Это при том, что со времён выхода игры прошло меньше трёх недель, за которые лишь самые стоические успели осилить огромное и далеко не простое приключение.

И пока некоторые смельчаки до сих пор бодаются с тифлингами и друидами в первом акте, неторопливо учат прекрасный мир Фаэруна, собирают корешки, читают записки и ищут способы приручить медвесыча, я устроила настоящий бессонный марафон и поспела пройти игру не один, а целых два раза, чтобы увидеть как можно больше диалогов, развилок и концовок. Максим Милязев тоже пополнил мой вещи знаний об игре — как соседи по обзору, мы заранее договорились выбрать абсолютно разных персонажей, совершать диаметрально противолежащий выбор и смотреть, куда заведёт нас дорога приключений. Результат приятно удивил.

[embedded content]

Теперь мы, любой в своём обзоре, готовы ответить на самые волнующие вопросы о Baldur’s Gate III. Почему это игра года? Стоит ли протекать предыдущие части и почему именно эта вызвала вокруг себя такой ажиотаж? Как новичку бороться с кубами и правилами настолки? Что такое этот ваш Фаэрун и вышло ли у разработчиков переплюнуть сцену секса с медведем? Ответ на последний вопрос — да.

Необъятный мир Forgotten Realms

Ещё с тех пор, как стало популярно, что Larian вместо работы над следующей Divinity замахнулась на продолжение Baldur’s Gate, события которой разворачиваются в огромном и сложном сеттинге Позабытых Королевств, у игроков появилось множество опасений и вопросов. Стоит ли играть новичкам в третью часть серии, если предыдущие две минули мимо или не зацепили совсем? Насколько высоким будет порог вхождения во вселенную Forgotten Realms и в сам мир Dungeons & Dragons? Сможет ли человек, не сведущий ничего о настольных ролевых играх, разобраться с кубами, пошаговыми боями, промахами и критическими неудачами?

Baldur’s Gate III весьма добра к новичкам как в плане освоения лора, так и при обучении механикам. Каждый с самого начала может выбрать степень сложности (я опробовала как «Баланс», так и «Тактику»), а весь первый акт, как и в раннем доступе, исполняет роль большой песочницы. На первой локации можно прочертить 30 часов, разбираясь в основных правилах, а также выполняя совершенно разные по настроению и механикам квесты.

Baldur’s Gate III: Обзор

Игроков тут ждут битвы как со слабыми и глупыми врагами, так и с теми, кто использует расходники и знает об основных правилах ведения боя. Вам повстречаются как гоблины, бегущие напролом через шипы и ловушки, так и люди, которые будут «фокусить» слабозащищённых юнитов в собственный ход. Спустя несколько сражений появятся враги, использующие уникальные способности контроля, а вам в это время остаётся лишь обучаться и пристально следить за действиями неприятелей и случайных союзников.

Наблюдая за ходом битвы и просматривая логи, можно освоить основные механики за два-три боя, а также найти парочку «абьюзов». А если приключение окончилось смертью — загрузиться и попробовать снова. И снова. И снова.

Наблюдая за ходом битвы и просматривая логи, можно освоить основные механики за два-три боя, а также отыскать парочку «абьюзов». А если приключение окончилось смертью — загрузиться и попробовать снова. И снова. И снова.

Квесты в первом акте тоже носят обучающий нрав. В одних заданиях избежать битвы невозможно, как ни старайся, в других исход решит падение кубика. А основной квест с противостоянием друидов, тифлингов и гоблинов можно разрешить разными путями — заморочиться, провести собственное расследование и тщательно изучить локацию, перебить злодеев, рассорить всех со всеми, низко атаковать тифлингов со спины или вообще учинить геноцид и не оставить свидетелей.

Со времён раннего доступа я проходила квест на болотах раз десять, и каждый раз встречала что-то новенькое в зависимости от того, какого героя решила отыграть. Некоторые поступки могут аукнуться не сразу, поэтому за одно прохождение увидеть всё точно не получится.

Со времён раннего доступа я проходила квест на болотах раз десять, и любой раз встречала что-то новенькое в зависимости от того, какого героя решила отыграть. Некоторые поступки могут аукнуться не разом, поэтому за одно прохождение увидеть всё точно не получится.

Порог вхождения в сами Забытые Королевства тоже довольно низкий, а мир будет одинаково приветлив и к ветеранам, и к новичкам. Проходить предыдущие Baldur’s Gate необязательно: да, фанаты оригинальных игр от BioWare получат чуть вяще удовольствия от встречи со старыми знакомыми (и речь не только про Минска и Джахейру, о которых разработчики рассказывали ещё год назад), но неосведомлённость о популярных героях серии — не вердикт.

Краеугольные события мира Позабытых Королевств тоже не останутся за кадром. В процессе игры вам обязательно расскажут о Мёртвом Трио и их роли в событиях Baldur’s Gate III, о том, как трудятся боги, вера и магия, как Мистрил стала Мистрой, что такое Плетение, куда делся Нетерил, что натворил Карсус, отчего иллитиды и гитьянки — давние враги и какая кровавая драма нынче разворачивается в Бааторе.

Что-что, а дразнить разработчики умеют. В одной локации даже есть порталы в разные части Фаэруна — Невервинтер, Мензоберранзан, Глубоководье, Лускан, Мефистар и Аткатлу, где игрок мог побывать в Baldur’s Gate II.

Что-что, а дразнить разработчики умеют. В одной локации даже есть порталы в различные части Фаэруна — Невервинтер, Мензоберранзан, Глубоководье, Лускан, Мефистар и Аткатлу, где игрок мог побывать в Baldur’s Gate II.

Лорную справку вечно можно получить методом расспросов, но самый удобный способ побыстрее освоиться в мире Фаэруна — не упускать информацию с загрузочных экранов и декламировать книги с записками, разбросанные по всей игре. Это не двадцатитомники из The Elder Scrolls, которые нужно собирать по всему вселенной, а потом читать по полчаса, а очень удобные выжимки о мире, в котором живут персонажи. Информация из каждой подобный книги обязательно пригодится для лучшего понимания вселенной, а особо внимательные игроки смогут разгадать все тайны основного сюжета ещё в первом акте.

Охотники датамайнить и сочинять теории могут выдохнуть — большинство догадок, построенных во время раннего доступа, оказались истиной. А я, чтобы не портить впечатления, буду в дальнейшем все серьёзные спойлеры прятать вот так. Будьте внимательнее!

Дорога приключений

Завязка со пор выхода в раннем доступе кардинально не изменилась. На повестке дня нашествие загадочной моллюскоподобной расы иллитидов: однажды они потерпели разгром от своих бывших рабов, гитов, и долгое время отсиживались под землёй, зализывая раны. Их возвращение можно наименовать неожиданным и триумфальным — внезапно появившись над Фаэруном на огромном наутилоиде, свежеватели разума захватили в плен множество живых созданий, в числе которых оказался и главный герой.

Похищение — не единственная проблема протагониста, ведь иллитиды, будучи гермафродитами, для продолжения рода подсаживают головастиков в мозг жертвы. Личинки пожирают мозг и со порой провоцируют превращение существ в новых особей своей расы, поэтому поиски лекарства первостепенны. А заниматься ими в компании таких же бедолаг гораздо несложнее.

Странствуя по миру, главный герой встретит и других существ с безбилетником в голове. Одних можно будет завербовать в первом акте, иных придётся ждать до второго, а то и до третьего. По своему опыту могу посоветовать подружиться со всеми — для хаотично-доброго персонажа, каким вы, скорее всего, будете при первом прохождении, это не составит труда, а от большой команды одни плюсы.

Каждый завербованный попутчик ложится в сюжетную канву, как кусочек пазла, и дополняет основной квест. Из уст Гейла можно подробнее узнать о разнице между Мистрой и Мистрил, Плетении, Карсусе и Нетериле, собственные квесты Уилла и Карлах связаны с обитателями ада и Войной Крови, Лаэзель расскажет об устройстве общества гитьянки и об их неизменной богине Влаакит, а Хальсин откроет природу проклятых земель. Все эти знания окажутся полезными для сюжета, но, даже если часть спутников не завербована, недостающую информацию можно будет получить из книжек и записок, пусть и в меньшем объёме.

Как и обещали разработчики, в начине игры можно создать нового героя, настроив его внешность, класс и расу, или выбрать готового героя с предысторией. В комплекте с таким персонажем шагают личный квест и множество особых реплик, как это было в  Divinity: Original Sin II.

У созданных с нуля героев тоже есть специальные классовые и расовые реплики. Одни спасут тупиковую ситуацию, другие могут сделать только хуже.

У созданных с нуля героев тоже есть особые классовые и расовые реплики. Одни спасут тупиковую ситуацию, другие могут сделать только хуже.

А я для первого прохождения избрала нечто среднее — персонажа под кодовым названием Тёмный Соблазн, или The Dark Urge, которого можно полностью кастомизировать. С этого выбора и завязалось моё странное, жестокое и шокирующее приключение.

Это не я, это всё демоны

Разработчики показали Тёмный Соблазн на последней Panel from Hell как раз перед выходом игры из раннего доступа и крайне не рекомендовали хватать этого героя для первого прохождения. Я сделала это, чтобы вам не пришлось, и теперь со знанием дела могу сказать: они бывальщины правы. И совсем не из-за того, что игрок рискует пропустить бóльшую часть контента.

Всё дело в том, что Тёмный Соблазн — это буквально основной герой Baldur’s Gate III. Личный квест и варианты его развития написаны настолько хорошо, что игра за Соблазн завысит вашу планку до небосводов. При втором прохождении, уже за кастомного Тава, насладиться приключением на том же уровне не получится, потому что оно будет казаться слишком пресным без предыстории и жизнеописания.

В меню выбора персонажа можно посмотреть короткий ролик с предысторией Тёмного Соблазна (герой необязательно должен быть драконорождённым — внешность и класс настраиваемые).

В меню выбора персонажа можно посмотреть короткий ролик с предысторией Тёмного Соблазна (герой необязательно должен быть драконорождённым — наружность и класс настраиваемые).

Внимательные игроки и фанаты оригинальных Baldur’s Gate раскусят истинную природу Тёмного Соблазна с первых слов, иные же смогут узнать о его предназначении по ходу игры. Соблазн — точно такой же персонаж с предысторией, уникальными кат-сценами и собственным квестом, как и остальные спутники, но гораздо важнее для сюжета, чем все они вместе. Есть только одна проблема — герой утерял память, а потому восстанавливает её по кусочкам до самого финала игры.

Придя в себя после падения с наутилоида, герой озадачен отсутствующими воспоминаниями — он злится, разыскивает причину своей ненависти, испытывает неизвестное чувство утраты и пытается кому-то отомстить за своё состояние. Это эмоция сопровождает Тёмный Соблазн до самого конца игры, а Рассказчик в роли гейм-мастера будет постепенно направлять героя, объяснять ему его беспросветные порывы и способы им противостоять.

При игре за Тёмный Соблазн вершить насилие направо и налево совершенно необязательно — у игрока огромный ширь для отыгрыша, а зарабатывать очки вдохновения можно как за преодоление своих порывов, так и за потакание им. Игроки, прошедшие кампанию за Соблазн, сообщают, что они получили массу удовольствия от сопротивления порокам, а для «доброго» прохождения рекомендовали брать паладина с Клятвой Мести, так как в третьем акте получили немало уникальных диалогов с паладином-клятвопреступником.

Я пыталась держаться баланса, справляться с тёмными чувствами и держать их на коротком поводке, но после поворотного момента в истории Соблазна решила, что пуститься во все тяжкие будет логичнее, веселее и выгоднее.
Я пыталась держаться баланса, справляться с тёмными чувствами и держать их на коротком поводке, но после поворотного момента в истории Соблазна разрешила, что пуститься во все тяжкие будет логичнее, веселее и выгоднее.

Режим сложности «Баланс», оказавшийся очень простым после изучения основных механик и абьюзов, всегда потакал мне в отыгрыше злодея. Я запугивала, угрожала и убивала всех, кто проявлял ко мне неуважение, заставляла подчиняться, преклоняться и прислуживать. А с учётом того, что за смертоубийство и кровавую баню всегда давали больше опыта и наград (я проверяла), к середине игры для меня уже не существовало никаких запрещений и авторитетов. Естественно, всё это повело меня по кривой дорожке прямиком на сторону Абсолюта.

Часть событий при этом миновали мимо меня. Пока мы с Максимом делились своими прохождениями, я поняла, что упустила много контента, но взамен приобрела немало другого, не менее интересного. Вместо того чтобы спасать рощу и по совету Хальсина отправиться через горный перевал к Месячным Башням, я спустилась в Подземье, где застряла ещё часов на 20. А затем, как важная шишка, отплыла в логово Абсолюта, чтобы поспеть покомандовать ещё и там.

Baldur’s Gate III: Обзор

И пока Максим, отыгрывая истинного паладина на белом коне, истреблял нечисть, боролся за всё хорошее и пытался не преступить КОДЕКС, чтобы не потерять свои праведные способности, я была только рада присоединиться к секте Абсолюта. Да и мой персонаж сам этого желал, потому что верил, что так сможет восстановить утраченные воспоминания.

Чудесный мир тентаклей

К концу первого акта вопросов у гурьбы храбрецов было больше, чем ответов, даже без потери памяти. Что такое Абсолют? Почему его безымянное и могущественное руководство снеслось с иллитидами и при чём здесь три бога Тёмного Трио — Миркул, Баал и Бэйн?

Один-единственные ниточки, связывающие героев со всеми насущными загадками, — это таинственный артефакт Шэдоухарт, личинка в голове и малопонятный Хранитель, который является протагонистам во снах. Как и в раннем доступе, незнакомца можно полностью настроить в самом начине игры, но в полной версии его роль была значительно изменена и расширена.

Теперь он не искуситель, который пытается подталкивать к использованию новоиспеченных способностей и в конечном итоге обратить героев в иллитидов, а самый настоящий защитник. Хранитель точно так же просит употреблять иллитидскими способностями, но уже ради блага протагониста и судьбы всего мира, ведь только так, как он говорит, у нас есть шанс завершить битву за судьбину Фаэруна в свою пользу.

Если подарить Хранителю красивую внешность, то сопротивляться ему будет совсем сложно.

Если подарить Хранителю красивую внешность, то сопротивляться ему будет совсем сложно.

Безотносительная власть моей героине очень нравилась, поэтому отказываться от личинок и новых сил было глупо. Что открыло отдельную ветку прокачки, где игроку предстоит вручную запихивать в мозг героя извивающихся личинок и разблокировать способности иллитида.

Чем больше личинок, тем больше способностей. Со временем герою будут предложены более могущественные псионические силы, а злодеи от такого не отказываются! Ну и что, что ради новых личинок пришлось вырезать все ясли гитьянки?

Чем вяще личинок, тем больше способностей. Со временем герою будут предложены более могущественные псионические силы, а злодеи от такого не отрекаются! Ну и что, что ради новых личинок пришлось вырезать все ясли гитьянки?

Активное использование паразитов в итоге приведёт к весьма неожиданным результатам, но самое главное достоинство этого сотрудничества — сила, способная сломить и без того простое и послушное приключение. По ходу игры я даже переключалась на режим сложности «Тактика», а также переигрывала битвы с некоторыми боссами по несколько раз, надеясь изведать новые стратегии боя и опробовать всё, что игра может предложить. Всё это вылилось в почти 40 часов загрузок, экспериментов, просмотра развилок и диалогов.

На сложности «Тактика» появился смысл собирать расходники и варить зелья.

На сложности «Тактика» показался смысл собирать расходники и варить зелья.

В ходе таких забав я поняла, что режимы сложности «Баланс» и «Тактика» утилитарны ничем не различаются. На полноценный отдых в лагере тратится не 40, а 80 единиц припасов, у некоторых врагов вяще здоровья (с командором Жалком на наутилоиде пришлось попотеть), мои герои стали чаще промахиваться даже с включёнными «кармическими кубиками», а ещё на «Тактике», как мне показалось, неприятели вяще склонны к суете и использованию расходников. Полностью перепройти игру на этой сложности я не успела, но по окончании второго акта недостачи в ресурсах и деньгах всё так же не испытывала.

Сломай, пока не сломали тебя

Сделать игру простой помогли не только угрозы, запугивания, смертоубийства и иллитидские способности, но и баги, абьюзы и недосмотр со стороны разработчиков. Хотелось бы верить, что большинство лазеек будут ликвидированы, потому что в обоих моих прохождениях мы с игрой издевались друг над другом в силу наших возможностей. Как выяснилось, Максим тоже отыскал парочку способов помучить игру и сделать своё прохождение невероятно лёгким, о чём он вам расскажет в видеообзоре.

О читерской способности плута использовать уход в скрытность в качестве бонусного поступки я уже писала в одном из материалов по Baldur’s Gate. Из-за Астариона в команде практически каждая битва с боссом выглядела как издевка над детьми. Вампиру стоило лишь подкрасться к врагу, выстрелить в него из скрытности, а затем снова уйти в тень во пора того же хода. В большинстве случаев враг даже не замечает героя и не начинает битву, а если это и произойдёт, то не разыскивает его.

[embedded content]

Дошло до того, что огромного паука, наблюдателей, минотавров и даже булей, самого серьёзного неприятеля в игре по моему мнению, Астарион истребил в одиночку, не выходя из скрытности, а опыт за это получила вся партия.

Другой беспощадный абьюз прикасается битв с сюжетными боссами — в большинстве случаев добраться до них можно в режиме скрытности, а затем нанести первый удар или даже несколько, пока неприятель не заметит. Конечно, кат-сцену в таком случае увидеть не получится, но это также избавит игрока от модификаторов сложности, какие присутствуют в каждом тяжёлом поединке.

Baldur’s Gate III: Обзор

С одним боссом придётся драться один на один, другой может уложить члена команды в процессе ритуала, с третьим существует ограничение по количеству ходов, и всё это можно обнулить одной-единственной стратегией — выстрелом в горбу. Конечно, паладинам так поступать не пристало, а вот мне, нечестивому убийце с извращёнными желаниями, — вполне.

Я могу прыгнуть к боссу и послушать его злодейскую речь. А ещё могу остаться на уступе, загородить его так, чтобы перепрыгнуть ко мне было невозможно и нанести два, а то и три крита из арбалета.

Я могу прыгнуть к боссу и послушать его злодейскую выговор. А ещё могу остаться на уступе, загородить его так, чтобы перепрыгнуть ко мне было невозможно и нанести два, а то и три крита из арбалета.

Любой абьюз вечно можно уравновесить багами, а здесь их, как и ожидалось от огромной игры, очень много, поэтому сохраняться рекомендую как можно пуще — так будет гораздо проще выловить критичный баг и не тратить несколько часов на прохождение одного и того же момента.

После одной телепортации Астарион, к образцу, впал в сон, пробудить от которого его не могли ни заклинания, ни волшебные пинки, а гоблины, даже став свидетелями резни, желали посадить моего героя в тюрьму. Стражи на входе в храм прицепились к Шэдоухарт и бесконечно спамили одним и тем же диалогом, помешивая убежать, а однажды у меня не появился один из пяти артефактов, необходимых для продвижения. Пришлось отгружаться на три часа назад, перепроходить огромную локацию и на этот раз пересчитывать все артефакты при получении.

Вся описываемая локация была каким-то проклятым местом. На скриншоте, например, видно, что игра «забыла» укрыть туманом плиты в одном из испытаний. По задумке разработчиков, я должна была искать путь самостоятельно, методом проб и ошибок.

Вся описываемая локация была каким-то распроклятым местом. На скриншоте, например, видно, что игра «забыла» укрыть туманом плиты в одном из испытаний. По задумке разработчиков, я должна была разыскивать путь самостоятельно, методом проб и ошибок.

Но самым смешным недосмотром (или фичей) от разработчиков стала возможность реализовать любой квестовый предмет. На выходе из первого акта Минтара вручила мне паучью лиру — спустившись под землю, я с её поддержкой должна была призвать проводника до Лунных Башен. Но дел на поверхности ещё оставалось так много, я совсем закрутилась и в спешке реализовала и лиру, и кучу другого хлама первому встречному торговцу, потому что никто в партии не умеет играть на инструментах. Было комично, когда гоблины, с какими я должна была отправляться через проклятые земли, спросили, где же моя лира. Пришлось импровизировать!

А моя подруга по невнимательности реализовала главный макгаффин игры за пять монет сразу после того, как отдала за него душу камбиону. Не будьте нами, помечайте квестовые объекты, отдавайте надёжным спутникам или сразу прячьте их в лагерный сундук.

Разнообразие Фаэруна

Наслушавшись историй от людей, какие проходили игру параллельно со мной, и сравнив наши прохождения, я поняла, что Baldur’s Gate III — не просто большая игра. Она огромная, с грудой развилок и диалогов, и увидеть всё не получится даже за десять прохождений разными классами и расами. Одни дилеммы обманчивы и ведут к одному и тому же итогу, иные же способны кардинально изменить сюжет, повлиять на личность спутника или на финал.

Baldur’s Gate III: Обзор

Множество квестов можно решить различными путями, а большинства битв получится избежать простым броском кубика (чего я, кровожадный убийца, делать, разумеется же, не стала). Некоторые временные спутники значительно облегчат битву с боссами, а оставленные в живых враги могут после ударить в спину и в разы усложнить сражение. Даже выбор в личных квестах спутников может повлиять на историю, потому закопаться в игре можно на добрую тысячу часов.

Заниматься «сейв-скамом» и перебрасывать кубики в надежде на «критический успех» никто не воспрещает, но покориться воле рандома куда веселее, особенно если это ваше первое прохождение. Если не получилось уболтать квестового персонажа, скорее итого вы найдёте обходные пути решения квеста — так и рождаются уникальные прохождения.

Многие задания из-за кубиков вообще можно проглядеть или преждевременно завершить, открыв новые сюжетные ветки. Я вот из-за одного недальновидного выбора в кат-сцене смогла уложить нескольких важных персонажей (и получила за это много очков вдохновения), поэтому с удовольствием перепрошла момент за доброго героя, но на этот раз всех избавила.

Baldur’s Gate III: Обзор

Хорошо начать — полдела

Первый акт — это огромная песочница, которую Larian вместе с игроками бок о бок доводила до совершенства цельных три года (напомню, у разработчиков есть инструменты, с помощью которых они собирали статистику смертей, самые непопулярные варианты в диалогах, сложные и чересчур простые встречи с боссами, а также реакцию на компаньонов, чтобы в дальнейшем улучшить игру). Второй акт достойно придерживается на фоне предыдущего. А вот третий как будто находится в раннем доступе. Со всеми грехами, сопутствующими этому этапу, — нехороший производительностью в самих Вратах Балдура, сломанными квестами, багами, выбором без выбора, порезанными финалами и выкинутыми линейками заданий, скучнейшими диалогами и сомнительными сценарными решениями.

В третьем акте видны и лень, и отсутствие бюджета, и попытка смотать все сюжетные черты в один клубок как можно быстрее. Заверения разработчиков о 17 000 финалах и до выхода игры звучали как преувеличение и пиар, а после того, как я прошла игру, постоянно откатываясь назад и пытаясь выйти на новую концовку, стало ясно, что совершить что-то из линии вон не получится.

Так как я отыгрывала Беспросветный Соблазн, вопросов к проработке квестов и диалогов этого героя у меня больше всего. На протяжении всего сюжета складывалось ощущение, что Соблазн вроде бы значительная сюжетная деталь, но в то же время большинство его реплик остальные персонажи попросту игнорировали.

Уже в первом акте Тёмный Соблазн хладнокровно уложил одного
из товарищей по лагерю — это автономное событие, игроку предстоит лишь
разбираться с последствиями после того, как рассудок к нему вернётся.
Наутро Шэдоухарт и Астарион организовали мне за это выволочку, а я честно
призналась, что ничего не помню и вообще проснулась со следами крови
на руках. Астарион посмеялся и посоветовал впредь быть деликатнее
в таких признаниях (или в сокрытии улик — его не постигнешь), а Шэдоухарт
пожаловалась, что теперь не чувствует себя в безопасности в нашем лагере
и будет за мной следить. Спустя несколько секунд я поговорила с ней
собственно и узнала, что я — заслуживающий доверия человек тифлинг. Что-то после этого мне перестало вериться в сложных персонажей и труднодостижимую товарищество с ними.

В третьем
акте я согласилась на союз с Горташем, избранником Бэйна.
Он предоставил мне информацию об Орин, которая ранее скинула моего
героя с пьедестала, подсадила в голову головастика, порезала на куски
и узурпировала храм Баала, — логично, что моему персонажу
захотелось отплатить. По возвращении (искупавшись в крови и принеся
на алтарь Баалу невинную жертву, как полагается) я рассказала
Горташу о своём назначенье — о том, что отец повелел мне захватить
мир и утопить его в крови. Мой союзник на это лишь покивал, и с таким
неуважением и невежеством я сталкивалась всегда.

Спутники
вообще до последнего верили, что мои обжимания с Богом Убийств — какой-то прикол или хотя бы хитрый план ради обретения
божественных сил, а Астарион, сделавшись вознёсшимся вампиром, тотчас
предложил мне — на тот момент полуиллитиду и убийце с божественной частичкой Баала — стать его вампирским отродьем. В финале они все
весьма удивлялись случившемуся. Ну не прелесть ли?

И если моё разочарование ограничивается неожиданно возникшими «рельсами», отсутствием реакции на мои закидоны и парочкой сломанных квестов в третьем акте, то у игроков, влёкшихся к хорошей концовке, куда больше поводов для огорчения. По их словам, всё, что они получили в финальной сцене за свои труды и альтруизм, — похлопывание по плечу за спасение вселенной, куцый диалог с «любовным интересом» и пара несмешных панчей от спутников. Даже никакого слайд-шоу с последствиями поступков! Зачем, спрашивается, было помогать всем бродячим собакам, если в итоге игрок не узнаёт ничего об их судьбинах?

Baldur’s Gate III: Обзор

Своей концовкой я осталась довольна — мой персонаж получил то, к чему стремился всю игру, правда удивление спутников и возможность переобуться за миг до финальной кат-сцены показались странными, особенно с учётом моего отыгрыша. Любопытства ради я посмотрела обе развилки, чтобы увериться, что всё случившееся — закономерный результат моих действий, а личных концовок спутников, эпилога и какого-либо послесловия ждать не необходимо. Хотя, конечно, было бы любопытно взглянуть на мир через несколько лет после моего триумфа и на очередную группу героев первого степени, для которых я — мировая угроза, требующая немедленного уничтожения.

У Тёмного Соблазна свои представления о плохой концовке.

У Тёмного Соблазна свои представления о плохой концовке.

Baldur’s Gate III — эпическая история в духе любой D&D-кампании, где герои проходят линия от безымянных искателей приключений до существ, способных изменить мир или разрушить его до основания. Порой игра становится комичной и напоминает о знаменитом юморе Larian, порой вызывает слёзы и сопереживание, страх за героев или отвращение к своей персоне. Даже множество багов и отсутствие собственных эпилогов неспособны испортить 110 часов потрясающей истории, которую я могу пройти ещё минимум два раза, а после ещё столько же раз, но уже в компании друзей. Хотя перед этим, конечно, хотелось бы дождаться патчей, которые хоть немножко исправят третий акт и сам финал.

Ну а пока я могу лишь поставить  Baldur’s Gate III заслуженное «Изумительно», отправить её на пьедестал с лучшими RPG и надеяться, что после такого успешного релиза и разработчики, и издатели постигнут — у игроков есть огромный спрос на масштабные однопользовательские ролевые игры.

Плюсы: огромная и насыщенная история со массой уникальных диалогов и развилок, увидеть которые не получится и за 10 прохождений; интересные и иногда шокирующие битвы с боссами; мюзикл во пора одного из босс-файтов; саундтрек Борислава Славова (Borislav Slavov), прочно закрепившийся в моём плейлисте; разнообразие, позволяющее победить неприятеля палкой колбасы, превратить его в овцу, раздавить совомедведем или дать пощёчину призрачной рукой; квесты, вызывающие спектр эмоций от смеха до лютой ненависти.

Минусы: мощно просевший третий акт; иллюзия выбора в диалогах; свобода и нелинейность сильно сужаются к третьему акту, а последствий своих поступков игрок не увидит; баги, весьма много багов.

Оценка игры

Выбор Stopgame