Когда посетитель задаёт проблема, правда — не всегда то, что он хочет услышать.
Совсем недавно я обозревала два классных детектива: японскую Urban Myth Dissolution Center про паранормальщину и — уже немало приземлённую — The Darkest Files о прокурорах, которые берутся за давно закрытые дела времён Второй мировой. Что ж, вылито, на улице любителей поломать голову снова праздник, ведь на днях я нашла ещё один увлекательный и очень стильный детектив — Best Served Cold. Основной герой игры — бармен, вынужденный работать на полицию, спаивать неразговорчивых клиентов и расследовать вереницу жестоких смертоубийств.
Шпион поневоле
События Best Served Cold разворачиваются в альтернативной Европе с вымышленными названиями стран. Посреди нескончаемых войн расцветает преступность, а драки, кражи и убийства всё чаще происходят не на трезвую голову. Ответом на происходящее становится вступление сухого закона, а вслед за ним в тени возникают так называемые спикизи — нелегальные заведения с продажей горячительных напитков.
Ведь те, кто желает пить, — будут пить, несмотря на законы и запреты. Так решает и предприимчивый бизнесмен Винсент Флоаре, а затем внаглую обнаруживает спикизи «Полуночный напиток» прямо в подвале своего книжного магазинчика. За барную стойку он приглашает главного героя — безымянного и бесстрашного человека с беспросветным прошлым, для которого нелегальная работа в баре — лишь строчка в преступном резюме.
Как оказалось, смена деятельности была весьма некстати — сразу после открытия на пороге спикизи появляется констебль полиции и угрожает закрыть как заведение, так и героя.
Ареста и будней за решёткой можно избежать — если бармен согласится чету недель поработать на полицию и помочь распутать дело, то констебль обещает закрыть глаза на его прошлые и текущие правонарушения. И дело подходящее тоже есть. Оказывается, уже который день все газеты пестрят статьями про загадочное убийство молодой бухгалтерши. А случилось преступление прямо за одним из таких нелегальных баров!

Само заведение, конечно, тут же закрыли, но его посетители с жаждой алкоголя достоверно переберутся в «Полуночный напиток». Тут-то на сцену и должен выйти наш главный герой. На первый взгляд его задачи представляются невыполнимыми — за две недели детективу на полставки необходимо вычислить завсегдатаев подпольных баров, определиться с главными подозреваемыми, опоить их, скопить улики и правильно указать на злодея.

Развязывать пьяные языки — довольно долгий и кропотливый процесс, но скучно не будет, ведь основному герою также предстоит смешивать и разливать разнообразные напитки, слушать лёгкий джаз, кивать многочисленным сетованиям клиентов и подмечать все подозрительные детали.

Единственный существенный минус — отсутствие перевода, да и стиль не всегда разговорный, потому прохождение каждого эпизода растягивалось на шесть часов, а это в сумме аж больше суток непрерывного чтения! Ни капли не жалею о потраченном поре — помимо практики в быстрочтении на английском ещё и удалось выучить много новых слов.

Лучший друг пьянчуги
Геймплей вылит на тот, который любители визуальных новелл уже видели в VA-11 HALL-A, — каждый день в бар приходят разные посетители, которые желают получить собственный коктейль, посидеть и пообщаться с друзьями. Но если в упомянутой игре главный герой влиял на сюжет только посредством смешивания напитков, то тут всё немного сложнее. На кону ход расследования и свобода протагониста, поэтому работать молча не получится — придётся поддерживать беседы и искать подход к каждому клиенту.
Часто посетители сами толком не знают, чего хотят, поэтому упрашивают бармена их удивить. Нащупать любимый рецепт несложно — достаточно прислушаться к подсказке клиента и найти подходящий под описание напиток в спиртной карте.
Как оказалось, в работе бармена-шпиона довольно много тонкостей! У каждого клиента есть набор тем, на которые он готов говорить, но не все из них будут доступны сразу. Одни разговоры гость готов вести только под хмельком, другие — исключительно в неплохом настроении, а для поднятия некоторых личных тем необходим высокий уровень отношений. Казалось бы, уже сложно, но ещё у каждого клиента собственный уровень толерантности к алкоголю, а некоторые разговоры могут вогнать их в депрессию, так что бармену придётся быть терпеливым, отзывчивым и очень хитрым, если он хочет выведать все секреты.

Унылый пастор всегда приходит в бар в плохом настроении. Улучшить его день поможет излюбленный коктейль, только вот одна загвоздка — он же загонит его в состояние нестояния, после чего гость сразу же уйдёт домой. Придётся выбирать, чего желает добиться бармен — порадовать гостя или просто поговорить с ним, наливая не самый вкусный напиток. И наоборот — намеренно испорченный коктейль может натолкнуть посетителя на несимпатичную, но полезную для расследования тему.

Система общения кажется запутанной, но только в первые дни — потом герой научится подавать излюбленные коктейли и одновременно поддерживать разговор, вовремя вынимать из рукава нужные вопросы и провоцировать гостей на откровения, так что не страшитесь упустить контент или не раскрыть дело. Двух игровых недель с головой хватает и для расследования, и для социализации, даже если при этом совершать промахи или пропускать разговоры.

Каждый напиток даёт не только степень опьянения, но и несколько «очков действия», которые можно потратить на расспросы. Так, «Флеш-рояль» способен развязать язык даже запойному посетителю, но после него бармен сможет задать итого один вопрос.
Система ведения подсчёта улик в игре очень удобная — не приходится держать в голове груду лишней информации в надежде на то, что однажды что-то из этой кучи понадобится в расследовании. Узнавая персонажей, бармен будет вписывать в блокнот все зацепки, которыми поделились гости. Так что во время диалогов с клиентами будет полезно не только обмениваться вестями, но и показывать им найденные улики. Если персонажи знакомы между собой, то могут поделиться мнением, подарить здоровый факт, дать наводку и тем самым продвинуть расследование.
Публика в спикизи очень разная, поэтому каждому гостю требуется особый подход. В числе завсегдатаев — обаятельный коллектор и по совместительству бывший коллега по подпольным делам, компания нуворишей и высокомерных детишек из высшего общества, яркая звезда театра, простой клерк, печальный священник и храбрая горничная из местного отеля. И хотя далеко не все они будут подозреваемыми, город маленький, поэтому зацепку можно получить из самых неожиданных ключей. Нужно всего ничего — надавить, напоить, затронуть старое воспоминание или дождаться определённого внутриигрового события.

Лучше подавать морозным
Когда бармен освоится с новой профессией и познакомится с большей частью завсегдатаев, полицейский принесёт в его подсобку самую натуральную детективную доску, чтобы герой систематизировал мысли и наконец-то занялся поисками убийцы. В конце каждого дня можно размещать на ней улики или комбинировать темы, превращая их в гипотезы. А наутро — задавать новоиспеченные вопросы, и так по кругу, пока личность убийцы не будет раскрыта.

Для всех заметок места маловато, но со временем отдельный подозреваемые будут обзаводиться алиби и освобождать место на доске.
В это же время в блокноте бармена появляется отдельная таблица с именами четверых подозреваемых и полями, какие необходимо заполнить в ходе расследования. За 14 дней предстоит отыскать мотивы, орудие убийства и алиби, если оно есть, а затем методом исключения показать на преступника. А ещё можно справиться гораздо раньше, пропустить геймплей сразу до финала или остаться в баре до конца срока, негромко разливая напитки и улучшая отношения с персонажами — часть из них можно «заромансить», так что трудоголизм того стоит!

Персонажи весьма харизматичные, поэтому больше всего я боялась, что состав клиентов будет меняться от эпизода к эпизоду. Да, некоторые посетители уходят в связи с сюжетными обстоятельствами или ненадолго пропадают из кадра, но их заменяют иные, не менее интересные и интригующие.
Best Served Cold — отличное лекарство от хандры, неторопливый, но очень занимательный детектив с симпатичными персонажами, аккуратной графикой, расслабляющей джазовой музыкой и интересными историями клиентов. Это тот случай, когда торопиться некуда — необходимо смаковать диалоги, смешивать напитки, участвовать в философских беседах, давать советы и расслабленно попивать кофеёк по иную сторону монитора. Некоторые дела кажутся уж слишком простыми, но игра, при всей её простоте, не забывает подкидывать излишние улики, сбивает со следа и удерживает внимание до самого финала.

Распутывая дела с кучей улик и подозреваемых, я даже немножко устала…
Плюсы: хорошо прописанный мир, о котором всегда хочется узнать больше; харизматичные персонажи; интересный геймплей; отличное музыкальное сопровождение и визуальный ряд с симпатичной цветовой гаммой и аккуратными спрайтами; не очень сложная, но увлекательная история.
Минусы: неприятный сюжетный поворот в крышке нулевого эпизода расстроил многих игроков, меня в том числе; неторопливый темп повествования понравится не каждому (но это всё же визуальная новелла, а чтение в таких играх — основное блюдо).