Если на общей карте рядом с фрагментом ничего нет, то и в мире будет пустое пространство.
Карту вселенной собираете вы сами, пользуясь предоставленными частями. Их можно поворачивать, двигать и, конечно, ставить друг рядом с товарищем, чтобы перейти из одного фрагмента к другому. Но нужно следить за тем, чтобы на соединяющихся сторонах были похожие объекты: луговина, заросли деревьев, водоёмы и так далее. Если попытаться прилепить к кусочку с озером панель с лесом, игра намекнёт, что это так не трудится, и не позволит соединить фрагменты.
Мир реагирует на то, как вы расположили его элементы. Если на карте домик местного жителя стоит над дорогостоящий, то и в «реальности» будет так. Переместите его вниз или слева от другой панели, закроете карту и увидите, что всё поменялось местами достоверно так, как вы задумали. Если вы далеко зашли и нужно вернуться обратно – поговорить с кем-нибудь или что-то собрать, – можно даже не нестись туда, а просто схватить на карте фрагмент, на котором стоит героиня, и сдвинуть его к нужному месту.
На гифке – демонстрация основной механики.
Все представленные головоломки связаны с этой механикой, и оригинальных идей тут цело. Мальчик говорит, что нужный Карто персонаж находится в «самом-самом большом лесу», – соединяем все фрагменты с нарисованными на них деревьями так, чтобы они слились воедино, и образуется полноценный лес. Кто-то просит найти тайное укрытие, окружённое со всех сторон цветами, – расставляем рядышком все кусочки с цветами, оставив между ними пустое пространство, и в центре возникает новый фрагмент с тем самым укрытием.
Симпатичная компания
Иногда механика используется очень необычным образом – в начале игры даже не догадываешься, что что-то подобное ожидает тебя на поздних уровнях. Каждый раз нужно внимательно читать, что говорят персонажи, – хотя иногда они подают расплывчатые инструкции, вынуждая блуждать по карте в поисках решения, в большинстве случаев следующий шаг понятен. А благодаря тому, что в начине почти каждой главы число доступных фрагментов ограниченно, время от времени можно отдохнуть от больших карт и разрешить простенькие головоломки, которые потом вырастут в нечто более трудное.
Если один фрагмент нельзя присоединить к иному, между ними будет красная чёрточка.
При этом раздражение Carto почти не вызывает – атмосфера очень покойная, а геймплей можно даже назвать медитативным. Никаких таймеров, штрафов за слишком частые повороты или перемещения фрагментов, никаких излишних механик – просто общаешься с жителями, получаешь от них задания или инструкции, собираешь новые частички карты и двигаешься по сюжету, решая загадки. Поначалу немножко раздражает лишь медлительность героини, но ближе к середине игры она обзаведётся особыми ботинками, с которыми станет носиться быстрее.
Банальная история о поисках бабушки оказывается интересной благодаря тому, с какими персонажами Карто знакомится. Совместно с подругой, которую она заводит почти в самом начале игры, девочка приплывает на незнакомый ей остров и начинает помогать всем сряду. Странные, но доброжелательные народы этих земель очень отзывчивы и пытаются заинтересовать нового человека, рассказывая ему о своём быте. В итоге игра захватывает не только геймплеем, но и сюжетом и желанием побольше узнать об этом вселенной.
Игра влюбляет в себя с первых минут.
Где-то встречаешь усатого мужа, собирающего в книге информацию о всех существующих растениях, а где-то попадаешь в лес, где люди общаются с медведями, лисами и иными животными. Выслушиваешь лекцию дедули с густой бородой об обычаях гонцов, которые закапывают в землю саженцы и читат долгую поэму некоей Матери. Потом натыкаешься на библиотеку с несколькими книгами и внимательно всё изучаешь, узнавая новые детали об этих народах. А чтобы Карто и о бабушке своей не забывала, та иногда присылает бумажные самолётики с напутствиями и новинками о ремонте корабля.
Уютной атмосферу делает и визуальное оформление – игра напоминает ожившую детскую книгу с немножко небрежно нарисованными деревьями, кустами и камнями. Всё простенько, в том числе и анимация, но в то же время очень мило. Локации довольно часто меняются – от лугов с цветами до густого леса, пустыни и даже заснеженной области с ледяными водоёмами. Музыка пять поддерживает настроение – такая же спокойная и умиротворяющая.
Карто не разговаривает с незнакомцами, обходясь лишь смайликами в диалогах. Зато всех внимательно слушает.
***
Carto – нескончаемо очаровательная и увлекательная головоломка, в которой и загадки интересны благодаря необычной механике (да, что-то похожее было в Gorogoa, но игры совсем разные), и, как ни странно, сюжет удерживает вплоть до финала, который наступает примерно спустя шесть-семь часов. Не сделался бы заносить игру в список изумительных и обязательных к ознакомлению, но и пропускать её не стоит, особенно если Carto приглянулась по скриншотам – в динамике она ещё симпатичнее.
Плюсы: необычная геймплейная механика и связанные с ней многообразные головоломки; очаровательный визуальный стиль; приятная музыка; симпатичные второстепенные персонажи, жизнью которых быстро начинаешь интересоваться.
Минусы: вытекающая цель не всегда хорошо объясняется.