Есть неизобретательные, но популярные конвейерные игры, которые каждый год штампуются лишь с одной целью — выбить побольше денежек из непритязательных игроков. Есть новинки, авторы которых не боятся критики, хотят удивлять, деконструировать жанры и подносить свежий опыт людям, уставшим от первых игр. А ещё существуют игры — авторские высказывания, которые, как правило, не целятся в конкретную аудиторию. Их обыкновенно не сдерживают никакие рамки жанров, нарративные правила и рабочие штампы, ведь они метят в категорию искусства. Может, субъективного и не всем удобопонятного, но всё же искусства. И кажется, Centum причисляет себя именно к таким играм, ведь это сюрреалистическое, философское и очень созидательное высказывание, которое понравится далеко не всем.
Горячечный сон
Главный герой просыпается в тюремной камере, и кажется, будто опоясывающие знают о нём, да и о мире вокруг, гораздо больше, чем сам протагонист. Бросаются туманными фразами, философствуют, ехидничают или просто угрожающе глядят, ожидая его действий. Какие могут быть окружающие в тюремной камере, спросите вы? О, их довольно много: говорящий рисунок костяка на стене, крыса жуткой наружности с человеческим лицом, таинственный невидимый Друг, который любит играть в крестики-нолики, судьи в капюшонах…
Вылито на сюжет бредового сна, но привыкайте — в игре таких персонажей предостаточно.
Тюремная камера никак не может стать последним пунктом назначения, поэтому в течение трёх последующих дней герою предстоит оттуда выбраться, взаимодействуя с окружением, решая головоломки и с поддержкой «поинт-кликерства» собирая предметы. Почему именно три дня? Потому что каждое утро героя навещает тюремщик-судья с кучей башок и задаёт странные вопросы, а наш протагонист отвечает ему не менее странно и загадочно. Выслушивать этот поток сознания мне, беспорочно сказать, было больновато, и, как оказалось, подобных разговоров в игре очень много.
Здесь и без того мало что удобопонятно, так ещё и диалоги звучат так, будто я пришла в разгар философской оккультной вечеринки и пытаюсь незаметно влиться в компанию случайных гостей.
Вот и основной герой, устав от общения с окружающими, решает искать выход самостоятельно. Он может посмотреть в окно на город, выслушав ещё одну порцию потока разумы, раздобыть мелки и найти им применение, возвести ловушку на крыс, начать поливать крохотный росток дерева, пообщаться с жутким дитятей в коридоре и попытаться понять, что из этого может помочь с побегом. Насколько я поняла, способов выбраться из этой удивительной квест-комнаты несколько и даже бездействие может привести к неожиданным последствиям.

А ещё можно вспомнить, что все мы обладаем свободой воли, а затем засунуть палец в капкан или выпить крысиного яда. Игра этим поступкам расстроится, но смерть в Centum — не конец, а важный инструмент. Основное — им не злоупотреблять.
Сквозь поток сознания поначалу достаточно сложно пробираться, но затем я свыклась с мыслью, что это авторский рука, и позволила потоку себя унести. Да, немалая часть сказанного в прохождении ни к чему не ведёт и ничего не значит, но под крышка (а это около пяти часов игры) общая сюжетная канва будет более-менее ясна.
Что меня расстраивает, так это невозможность рассказать подетальнее о происходящем — любой спойлер для игры губителен, а она и так довольно вторична. Если я ещё и главный твист раскрою прям в обозренье, насладиться прохождением вообще не получится.

Поэтому я настоятельно не рекомендую читать описание в Steam или отзывы — этой игре к лику быть сюрреалистической фантазией, которая постепенно раскрывает свою личину в процессе слепого прохождения.
Понимай как желаешь
Конечно, в оценке сценарной работы я могу показаться субъективной — у меня проблемы с пониманием и принятием игр с таким подходом к нарративу. Я не обожаю, когда авторы игры не на стороне игрока и даже не пытаются помочь ему понять сюжет, а отмазываются псевдофилософскими идеями и загадками, оставляют отворённые для интерпретаций финалы и ведут себя как пафосные художники — дескать, каждый игрок обязан трактовать историю по-своему! Повергло это всё не к свежей трактовке, а к тому, что я почувствовала себя врачом на обходе психбольницы.

Я поинтересовалась у персонажа, почему у него нет лики. Он взял кровищу, нарисовал себе глаза и рот, а затем спросил: «ЛУЧШЕ?»
Очень жаль говорить подобное про игру с таким потрясающим визуальным манером — чтобы не спойлерить, я стараюсь прикладывать побольше скриншотов с окружением, а не с диалогами, и мне даже не нужно трудиться, чтобы подыскать что-то прекрасное. Визуально вся игра — это настоящее произведение искусства, набор омерзительных и мрачных полотен в духе какой-нибудь Fear & Hunger, тревожных и завораживающих одновременно.
Отдельный сценки хочется записать и затем использовать в качестве «живых обоев».
Музыка, эмбиент, внезапная тишина и всякие визуальные эффекты вроде глитчей тоже крепко влияют на атмосферу — никогда бы не подумала, что пиксели смогут меня напугать и заставят лишний раз залезть в меню, чтобы сделать ещё одно сохранение попросту на всякий случай.

К сожалению, это всё, за что я могу похвалить Centum, ведь чем дальше, тем больше игра напоминает триповые советские мультфильмы, такие как «Халиф-аист», «Его супруга курица» и «Ёжик в тумане», который многие любители СПГС любят трактовать как едва ли не путешествие по реке Стикс в загробный мир. Тут всё то же самое — метафорическое путешествие, наполненное «глубоким смыслом», психоделическими персонажами и загадочными «цитатами великих людей». Если задуматься, у двух созданий даже финалы похожи…

Конечно, ближе к концу станет понятно, почему персонажи себя так ведут, откуда хватаются внезапные мини-игры и почему у Centum так быстро меняется темп повествования, но вряд ли этим можно оправдать нехорошую сценарную работу.
Centum — это не игра даже, а набор красивых анимаций и пиксель-артов; авторский поток сознания; обрывочные и претенциозные философские идеи, какие никуда не ведут и никак не отражаются на прохождении; интересные персонажи, которые не раскрываются и исчезают из повествования, едва поспев оказать влияние на сюжет и игрока. А венчает всё это вторичная научно-фантастическая история, которая не удивит любителей подобного жанра и не даст никакой еды для размышлений в финале.
Плюсы: визуальный стиль; музыка; гнетущая атмосфера; дизайн персонажей.
Минусы: сюжет в духе «Соображай как хочешь»; мини-игры и уровень с лабиринтом лишние — игре нужно было остаться интерактивной визуальной новеллой до самого крышки, а не пытаться разнообразить геймплей.