Чилийскую студию ACE Team ведают прежде всего благодаря её дебютному проекту — файтингу  Zeno Clash. Пожалуй, как симулятор рукопашных схваток он не хватал звёзд с небосвода, но сполна компенсировал это сумасшедшим визуальным дизайном, который запоминался с первого взгляда. Не менее оригинальными получились три доли  Rock of Ages и недавняя  The Eternal Cylinder.

На этот раз ACE Team возвращается в мир Зенозоика: перед нами новая игра по этой изумительной вселенной.  Clash: Artifacts of Chaos — не полноценное продолжение: она не затрагивает историю Гэта из первых двух частей и, как сообщают сами авторы, не требует знакомства с оригинальной дилогией.

Очень интересно, но ничего не понятно

Пусть о безумном дизайне Зенозоика я был наслышан, но ни в первую, ни во вторую Zeno Clash не играл, потому отсылки к событиям этих частей, если они и есть в Clash: Artifacts of Chaos, прошли для меня незамеченными. Не произнести, что это помешало воспринимать сюжет: с одной стороны, в лоре непросто разобраться, учитывая полёт фантазии разработчиков в плане локаций, персонажей и прочих визуальных манеров, с другой — не такая уж тут и замысловатая история.

Типичный противник главного героя — цветастая мешанина из плоти.

Мы играем за долговязого бойца по имени Псевдо. Он не человек, но создание сильно на него похожее: есть две руки, две ноги и голова, что в Зенозоике не так уж часто встречается. Однажды Псевдо спасает Малыша — небольшое создание, чем-то вылитее на птицу. За Малышом идёт настоящая охота: почти каждый встречный хочет схватить несчастного, чтобы передать его Гемини — многоголовой даме, живущей в замке на берегу моря. Она наделена большой властью и готова выплатить солидное вознаграждение за поимку крохи. Для чего ей потребовался Малыш — непонятно. Пытаясь разгадать тайну симпатичной и наивной малютки (судя по поведению, это совсем ребёнок), Псевдо будет странствовать, сражаться и время от времени беседовать с другими персонажами на отвлечённые темы.

Сам Псевдо тоже не так прост. Ночью он может менять собственный облик, превращаясь в подобие скелета. Впрочем, ночью меняется и сам Зенозоик — там, где бродили относительно безобидные животные, являются злобные и опасные монстры, с которыми не так-то просто справиться. Зато ночная форма Псведо может продираться сквозь терновые кусты — с их поддержкой разработчики закрывают некоторые части уровней: пока не найдёшь обходной путь или не уничтожишь преграду, дальше не продвинешься. С иной стороны, для тёмной сущности героя также хватает ограничений — стоит отклониться от маршрута, как нас настойчиво просят вернуться на доступную лишь для ночных странствий часть уровня.

Иногда Псевдо выдаёт зрелищные комбоудары. Игра в такие моменты становится похожа на аниме-файтинги.

Что прикасается именно дизайна локаций, то он скорее разочаровывает, особенно на контрасте с вычурными образами персонажей. Виной тому, как мне представляется, ещё и использование cel-shading: стиль выглядит совсем уж дёшево. Хорошо, что в настройках этот эффект можно почти целиком убрать, — дело вкуса, но без него, на мой взгляд, становится лучше.

Бей первым, Псевдо

Судя по всему, в Зенозоике рукопашные схватки — обыкновенное дело и каждый может вызвать недруга на поединок, чтобы решить спор в честном бою на кулаках. Перед начином драки можно провести Ритуал — это настольная игра с использованием кубиков. Победитель получает небольшое преимущество: так, противник будет привязан к месту короткой верёвкой.

Правила Ритуала просты: у кого останется больше очков после использования всех цаков, тот и победил.

Правила Ритуала просты: у кого останется больше очков после использования всех цаков, тот и победил.

Система рукопашных сражений завязана на таймингах. Управление довольно простое: обычный и специальный удары, уворот и блокирование. Тем не менее всё не сводится к «спаму» штурмами. Псевдо может использовать три стиля боя, каждый со своими особенностями: где-то быстрые, но слабые удары, где-то — размашистые и мощные. Есть несколько типов специальных атак, которые изучаются с помощью тотемов, спрятанных в укромных местах. Можно биться не только кулаками, но и холодным оружием вроде дубин — они, правда, со временем ломаются. Наконец, когда накапливается особая шкала, появляется кнопка включения вида от первого лица — тут Псевдо без затей орудует кулаками, и, по сути, перед нами не полноценная смена камеры, а итого лишь шанс провести серию сильных ударов.

Обычно в бою нам противостоит не один соперник, а несколько. Это, конечно, добавляет проблем, но невозможно сказать, что схватки здесь сильно сложные — я, к примеру, не самый опытный игрок в файтинги, но после получения небольшого эксперимента, справлялся с большинством недругов без особого труда.

Малыш иногда помогает в бою, отвлекая противников.

Малыш иногда помогает в бою, отвлекая противников.

Можно вообще биться по минимуму, игнорируя диких зверей и ночных монстров во время путешествия по локациям. Сам геймплей состоит как раз из подоной беготни по степеням: уворачиваясь от ненужных драк, ищем лут (с его помощью можно прокачивать удары или покупать у торговцев полезные штучки вроде панцири и оружия), потом упираемся в закрытый охотниками за Малышом проход на следующую локацию, дерёмся и повторяем те же действия уже на новоиспеченном месте.

Изредка беготня разбавляется беседами с Малышом или другими персонажами. Как ни странно, к сюрреализму происходящего быстро привыкаешь, и, если приглядеться, Зенозоик не так уж сильно удивляет — за исключением внешнего вида персонажей перед нами стандартный фэнтезийный мир.

Clash: Artifacts of Chaos: Обзор

Шаг вправо, шаг влево

К сожалению, дизайнеры локаций не лишь нарисовали скудноватое окружение, но и оплошали при проработке структуры уровней. Выбор — иллюзия: куда ни иди, конечная точка в облике очередного сражения в «тупике» будет та же самая. Что отдельно раздражает, границы коридоров не сразу научишься распознавать: чем ранее изживёшь привычку срезать путь (всё равно не получится), тем здоровее будут нервы.

Никуда не делся и злополучный бэктрекинг: после крахи Псевдо возрождается в ближайшем лагере в ночной форме и бежит к телу, где нас поджидают те, с кем дневной Псевдо не справился. Да и без этого побегать по одним и тем же маршрутам придётся: порой — для сбора лута, но куда чаще — в поисках прохода на следующий уровень, который иногда прячется в неочевидных пунктах.

Конечно, и это можно было бы стерпеть, но ради чего? Ответ на этот вопрос я так и не нашёл. Драки не сильно вдохновляют, сюжет разгоняется лишь к концовке, а отворённого мира нет. Бегать по не лучшим образом задрапированным коридорам, чтобы посмотреть, какой безумный облик очередного неприятеля придумали авторы? Так себе мотивация, если честно.

Из-за графики и коридорного дизайна мир кажется игрушечным и миниатюрным.

Clash: Artifacts of Chaos — тот случай, когда проект и ругать не охота, но и хвалить особо не за что. Да, разработчики сумели создать занятный дизайн персонажей, но кроме этих удивительных образов тут почти не на что смотреть — как в прямом, так и в переносном смысле.

Плюсы: не перестающий удивлять дизайн персонажей; рукопашные драки с использованием нескольких манеров боя.
Минусы: банальный на фоне вычурной стилистики сюжет; коридорные локации; кучу времени приходится тратить на беготню по степеням.

Оценка игры