Лондон в шестидесятые годы был прилизанным, гламурным и крутым, но с отчётливым привкусом ультранасилия.
Сэм Хаузер (Sam Houser), основатель Rockstar Games
Словосочетание «Лондон шестидесятых» пробуждает масса ассоциаций: битломания и психоделика, битники и хиппи, завитые волосы и прямые короткие платья, Энди Уорхол (Andy Warhol) и Кейт Арчер… А ещё, как добавляют авторы игры Company of Crime, это эпоха чудовищной полицейской коррупции, расцвета организованной преступности и произвола
Краска, которым раскрашен каждый городской район, означает, под влиянием какой банды он находится. Чтобы его распространять, необходимо «отжимать» заведения: пабы, барбершопы, прачечные, «уроки французского» (эвфемизм для борделей) и так далее.
With A Little Help From My Friends
«Наша студия молодая, – продолжает Юсси, – но все мы в геймдеве уже давным-давно: в среднем по тринадцать лет. И все – или почти все – из нас любят XCOM, так что в геймплее мы старались ориентироваться именно на эту серию. Причём наша игра даже немало тактическая, потому что упор в боевой системе сделан не на огнестрельном оружии, а на ближнем бою. Я бы даже сказал, что это наша ключевая „фишка“».
Основное дело в Company of Crime – это пошаговые разборки в замкнутых пространствах вроде переулков и пабов. Например, чтобы заставить обладателя заведения делиться выручкой, придётся наподдать ему кулаками, справиться с охраной, которая сбежится на шум, и удрать. Надолго в дому лучше не задерживаться: к месту преступления съедется полиция, которая не только попытается задержать банду, но и запомнит её членов в лик, так что следующие дела станут сложнее.
Красные клетки – это зоны контроля: если туда забежать, противник моментально на это отреагирует и вашему бандиту не поздоровится. Можно работать тактически: например, зайти врагу за спину и огреть его дубиной. Вероятность успеха – 95 %: вроде бы много, но игроки в XCOM свыклись не доверять генераторам случайных чисел.
Ключевое отличие Company of Crime от XCOM состоит в следующем: если в заключительнее убийство врагов никак не возбранялось, то здесь вам, как правило, нужно лишь убрать с пути источник угрозы, и чем вяще урона вы ему при этом нанесёте, тем хуже для вас. Встречаются миссии, цель которых – чья-либо ликвидация, но в долгосрочной перспективе убивать бездоходно: полиция обращает куда больше внимания на выстрелы, чем на кулачные потасовки.
Именно поэтому бандиты в Company of Crime негусто применяют огнестрел: «мокруха» создаёт намного больше проблем, чем решает. Противник, однако, может посчитать, что терять ему нечего, и раздобыть ствол – тогда вашему отряду придётся срочно сменить приоритеты и разобраться с вооружённым типом в первую очередность. На бумаге эта механика выглядит классно и придаёт боевой системе глубины – посмотрим, как она будет реализована.
Отличным укрытием для стрелка может сделаться как припаркованный на улице автомобиль, так и, например, легендарная красная телефонная будка (в шестидесятые она уже была символом Англии и ещё использовалась по направлению).
Twist And Shout
Ещё одно преимущество боевой системы, основанной на нелетальном оружии, – она вариативнее. Угрозы нейтрализуются различными путями: врага можно как избить (несколько ударов кулаками его вырубят), так и, например, оттолкнуть, чтобы ваш отряд мог перегруппироваться или сбежать сквозь открывшийся проход. Есть и более тонкие манёвры, такие как оскорбления: услышав ругань в свой адрес, противник покинет позицию и побежит в атаку.
Набор доступных юниту действий зависит от его типа. Одни бандиты полагаются на кулаки и топорную силу. Другие (в игре они броско называются «истязатели») действуют грязно и накладывают на врагов штрафы, выдавливая им очи и пиная по гениталиям. Третьи используют всё, что попадётся под руку, чтобы наносить как можно больше урона. Заработанные рэкетом денежки можно тратить на прокачку своих подопечных – новые уровни дают им новые умения.
Обратите внимание на нательную панель: у гангстера аж 15 возможных действий.
Money (That’s What I Want)
Удачные операции приносят ресурсы, в первую очередность деньги. Чем больше ресурсов в вашем распоряжении, тем больше юнитов становятся доступны для найма и тем разнообразнее их можно вооружать. Успешная банда захватывает всё вяще заведений и, соответственно, привлекает к себе всё больше внимания.
Если в той же XCOM: Enemy Unknown угроза исходила лишь от инопланетян, то здесь её источников гораздо больше: вас не любят ни владельцы заведений, которые вы «крышуете», ни другие банды, ни полиция, ни загадочная масонская ложа, жаждущая краха Британской империи. Войну придётся вести на несколько фронтов сразу, но чересчур увлекаться ею нельзя. Скажем, если вы будете усугублять конфликт с полицией вместо того, чтобы гасить его, то вначале «бобби» станут приезжать на вызовы быстрее обычного, а потом начнут то и дело арестовывать ваших бандитов и устраивать рейды на ваши владения. Как убавить уровень розыска? Не поднимать лишнего шума, скрывать улики, а если совсем прижмёт – искать компромат на коррумпированных политиков.
Невозможно так просто взять и вломиться в паб с требованием дани (даже если он называется «Глухой бродяга»): предварительно придётся послать отряд на разведку. Она же поможет узнать, что против вас замышляют враги.
Последний туз в рукаве Resistance Games: если роль главы криминальной группировки кажется вам слишком аморальной, вы можете играть за Скотленд-Ярд. Многие механики останутся на месте, но цель игры сделается ровно противоположной – искать криминальные группировки и прижимать их к ногтю. Правда, для первого прохождения, как говорят разработчики, этот порядок не очень подходит – сначала лучше поиграть за бандитов. Чтобы поймать преступника, желательно для начала побыть в его шкуре.
***
Разработка Company of Crime завязалась только в прошлом году, но авторы игры обещают выпустить её уже ближайшим летом. Она, по их словам, уже почти готова: остались полировка и заключительные правки баланса. Впечатляющая скорость, особенно если задуматься, какая сложная математическая модель должна быть у игры под капотом.
Мне нравятся эстетика Лондона, история шестидесятых и серия XCOM – и весьма похоже, что Company of Crime станет для меня одним из самых ожидаемых релизов этого года. Если я, разумеется, не забуду её название – оно слишком незапоминающееся и как будто вытянуто из того же генератора, что и Empire of Sin.