Все обожают поезда в играх. Кто из нас не наслаждался перерывами между миссиями в  Metro: Exodus, когда можно пройтись по вагонам, заглянуть в купе к Степану и Кате для гитарной импровизации, а затем подымить в тамбуре самокруткой под бубнёж Креста? И всем нравится обустраивать базу среди враждебного окружения, попутно изобретая всё немало сложные штуковины. Иначе мы потеряли бы львиную долю удовольствия от  Subnautica.

Но что получится, если объединить обе идеи, сделав подвигающийся поезд той самой базой, где надо обживаться, собирать ресурсы и строить всякое? А получится  Voidtrain от разработчиков из HypeTrain Digital. Она есть в раннем доступе, так что у нас превью вместо обзора, но предварительную оценку уже можно поставить.

Из тайги в
никуда

Эта история начинается на Норде, среди снегов и громадных сосен, где инженер под вашим управлением попадает в буран. Дорога теряется во мгле, вихрь вырывает из леденеющих пальцев единственную карту, спасения ждать неоткуда. Но вдруг герой наталкивается на хижину, какую ещё ни разу не встречал за время своей вахты. Дверь, по счастью, не заперта — можно войти и согреться. Для включения света применяем техническую смекалку и молоток — сейчас здесь не только тепло, но и уютно. А ещё таинственно. Оказывается, в доме когда-то жил учёный, придумавший устройство для проникновения в войд — заселенное причудливыми существами пространство, где гравитация есть только вокруг объектов из нашего мира.

Принцип путешествия по взойду нам демонстрируют сразу — на примере игрушечного паровозика.

Поскольку
особым умом наш инженер не отличается, он решает во что бы то ни стало
запустить адскую машину. Итог предсказуем: включается портал, который
втягивает в бездну героя и заодно дрезину на ручной тяге. А затем перед
взором провалившегося в тартарары открывается дивная картина. Рельсы,
подвешенные в воздухе, пропадают из виду где-то в туманной мареву, вокруг летают обломки
стен, куски скал с деревьями и стаи пиявок, взрываются растения, сверкают
ресурсы. Собирать их попросту — достаточно шагнуть с борта в пропасть, чтобы
попасть в невесомость, где можно парить на тросе и тащить в карманы всё, что к валунам
не приколочено.

Так
добываются древесина, органика, металл, лёд… Если поймать пиявку, можно содрать
с неё шкуру или выжать немного сала. Не помешает и построить верстак для сборки
расходников или запчастей. Длина у троса достаточная, чтобы дотянуться до
всего, что вам надо. Проехали мимо здоровой штуковины? Не беда, на дрезине есть
тормоз и задний ход — ничто не мешает сделать стоянку или вернуться на
пройденный участок. Взять разгон тоже не проблема, но это вряд ли кому
потребуется на первых этапах изучения войда.

Голод
можно утолить кусками органики, а ещё лучше поджарить их на самодельной
кухне — у сытого героя восстанавливается здоровье, тогда как голодный отнят
подобных бонусов. Чем именно надо заниматься, всегда подсказывает журнал,
выдающий задания. А справиться с когнитивным диссонансом и рассеять скуку помогает
голос рассказчика. Иногда он даже пытается шутить — прямо как в  The
Stanley Parable
. В общем, поначалу Voidtrain
представляется удобнее и уютнее большинства подобных игр про выживание. Но это лишь
поначалу.

Со временем маленькая дрезина превращается в
настоящий поезд.

Со временем маленькая дрезина превращается в
настоящий поезд.

Вдруг
музыка становится тревожной, а спереди возникает огонёк — вестник приближения
станции. Где бы вы ни висели, надо вернуться на борт и приготовится к стоянке,
а заодно соорудить несколько бинтов и пластины панцири для костюма. Потому что
на станции можно не только бродить среди зданий, но и сражаться с врагами,
преследующими того самого учёного из хижины в тайге. Сюжет игра подаёт неторопливо,
но со порой становится ясно, что войд — обиталище существ из мифов, а постройки в этой пустоте возвели, естественно, нацисты. И чем дальней
вы забираетесь в пустоту, тем опаснее становятся враги, появляются новые твари,
желающие порвать ваш поезд на куски, а путь то и дело преграждают минные
поля. Так астрал перестаёт быть томным, а поездка — увеселительной.

Борьба за
жизнь

Игра
делится на две доли — путешествия между станциями и сами станции.
Оба аспекта связаны между собой (а ещё по чайной ложке в час выдают сюжет), но геймплей в них отличается. Если в одной части мы собираем ресурсы,
защищаем поезд и изучаем окружающее пространство, то в другой — строим, улучшаем
состав да оружие и бьёмся с врагами в своеобразных «данжах». Затем всё
повторяется, причём десятки раз. Насобирал хлама, отдохнул и пострелял на
станции, сделал что-нибудь для поезда — и дальней в путь. В кооперативе порядок
тот же. Так что обсудим обе стороны Voidtrain по отдельности,
начав, конечно, с борьбы за жизнь в движении.

С появлением у героя лебёдки можно улететь
далеко от состава, чтобы продвинуть сюжет, решить головоломку или, например, обыскать заброшенный вагон.

С появлением у героя лебёдки можно улететь
вдали от состава, чтобы продвинуть сюжет, решить головоломку или, например, обыскать заброшенный вагон.

Единственная
поблажка тут — шаговая доступность ресурсов. Знай себе наворачивай круги
вокруг вагона, собирай полезные кусочки да поглядывай по сторонкам — не летит ли
навстречу опасная тварь и не видны ли мины. Иногда, впрочем, угрожает не только
взрывчатка, а блокпост, где надо уложить врагов и вырубить питание шлагбаума,
чтобы проехать дальше. Как бы там ни было, ресурсов
требуется всё больше — для крафта, стройки,
ремонта или запаса впрок. Отчасти выручает крюк-кошка, позволяющая цеплять
предметы на расстоянии, но в начале каждого степени надо постоянно переключаться
с этого инструмента на оружие и обратно. Суета неизбежна.

Вдобавок,
упростив добычу сырья, сотрудники HypeTrain даже не поразмыслили о
простоте его использования. Достаточно сказать, что бинт для лечения персонажа от ран производится в три приёма, причём на разных агрегатах и не моментально, а с
таймером — неизменным спутником создания чего-либо в этой игре. Редкий выживач способен так же цинично распорядиться вашим независимым временем.

Некоторую поддержку оказывают зверьки-помощники — рофлимо. Но бонус от их участия копеечный,
а места их лежаки занимают на рублевка, и это ещё одна трудность. Ведь с
пространством здесь тоже проблемы — вагоны быстро загромождаются всем подряд, а
вы носитесь между ящиками по четыре-шесть ячей в попытках вспомнить, что где
лежит. Оборудование? Его здесь тоже в избытке — есть и кухня, и верстак, и печь, и дробилка, и лаборатория, и столы для изысканий и оружия. Но
улучшать агрегаты нельзя — можно только строить новые версии, не снося при
этом старые. Надо вам, положим, выплавить слиток стали — работа для печи
второго уровня. Однако делать железные слитки она не умеет, так что сгодится
и печь первого уровня.

Со станциями история такая: видели одну —
считайте, что видели все.

Со станциями история такая: видели одну —
считайте, что видели все.

Никто не мешал разработчикам сжать рутину. Например,
болты, пружины и шестерни, которые делаются из одних и тех же слитков
и нужны, по сути, для одних и тех же конструкций, но производятся врозь, можно было бы слить в
общую категорию — «Мелкие запчасти». Такие решения сократили
бы прохождение игры впятеро, а кому это надо? Зато дизайнеры степеней упростили задачу себе, ведь все станции в игре собраны из стандартных модулей, которые тасуются
от остановки к остановке.

К
этим модулям привязаны активности. Тут мы улучшаем поезд, там идём
стрелять в нацистов, чтобы выбить немного ресурсов и апгрейдов для пушек. Справа
— машина для «распаковки» рофлимо. Слева — баскетбольная площадка. Она необходима…
для количества? Чтобы ещё одной тёмной локацией, где ни черта не разглядеть, стало
больше? А вот зал с «одноруким бандитом», куда надо вставлять добытые в бою
жетоны. Порой автомат выдаёт и ценные вещи, но мне как-то три раза подряд выплюнул
одни и те же патроны, которые уже некуда было складывать. Пришлось покинуть
призы на перроне.

Слезай,
приехали

Напоследок
поговорим о принципиальном моменте. Когда оставляют желать лучшего основы игры,
добавление в неё добавочных активностей, таких как блокпосты, арены или
загадки, делает только хуже. Всё равно надо
возвращаться к действиям, какие уже не приносят никакого удовольствия, да ещё
и повторяются многократно. Взгляните хотя бы на перестрелки — они представляют
собой наглядный пример того, как не надо мастерить.

Враги
видят и стреляют сквозь стены. Они ездят на ногах влево-вправо, как мишени
в тире, сливаются во тьме с декорациями и анимированы хуже некуда. Попадания расписываются через пень-колоду. Реальные размеры объектов
больше, чем видимые, из-за чего пули то и дело рикошетят от порожнего места. А для перевязки ран во время боя герой встаёт в полный рост и тут же
получает свинец в голову — сидя разматывать бинт инженер не умеет. Список можно
продолжать, но дума и так ясна. Вы вряд ли вспомните хоть одну проблему,
связанную с шутерами, которой здесь нет. И это не побочное
развлечение, а неминуемое и регулярное занятие.

Серые противники на сером фоне в тёмной локации?
Ух, вкуснятина!

Игру
хотелось бы назвать прекрасной и медитативной, тем более что отчасти так оно и есть.
Она предлагает вам и приключение, и выживание, и конструктор, и боевик.
Вроде неплохой набор, однако любой его пункт следует брать в кавычки, как
нуждающийся в серьёзной доработке. Из суммы неисправных частей не смастерить
идеального цельного — это всё равно что собирать Аполлона из нескольких
Квазимодо.

И ладно, если бы Voidtrain только что вышла. Но она с лета 2021 года доступна в Epic Games Store — все проблемы, перечисленные рослее, разработчикам уже 100 500 раз
описали обычные геймеры. Ориентиры Voidtrain очевидны, но по продуманности игра явно отстаёт от  Raft, а по эстетике — от заключительных частей  Wolfenstein. Будем надеяться, что к полноценному релизу разработчики успеют внести в неё не только количественные, но и качественные изменения.