Если кто-либо сейчас же не остановит Nintendo, по закону вселенского равновесия нас всех скоро ждет что-то весьма, очень плохое. Потому что ну нельзя за такой короткий интервал выпускать столько потрясающих игр и думать, что тебе все сойдет с рук. Вначале Breath of the Wild, потом Splatoon 2, а теперь что? Super Mario, сообщаете, Odyssey? Нет уж, великий космос это просто так не оставит. Может, в 2018 году игры придется выбивать из лутбоксов или любой релиз будет превращаться в Borderlands 2, но что-нибудь такое достоверно случится.

Впрочем, знаете что? Пускай. «Одиссея» дарит эмоции столь открытые, позитивные и теплые, что после нее хоть потоп. В компании бывшего водопроводчика даже он не ужасен.

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

Как Марио отправляется в очередное приключение на своем веку, длинно объяснять, скорее всего, не надо. О неугомонном Боузере и его непреходящей заложнице Принцессе Пич знает каждый, а в Nintendo понимают, что мотив «девы в беде» вечно прекрасно работал в контексте сериала – и работать будет еще весьма долгое время. Сразу после Kingdom Battle опять слышать беспомощное «Ма-а-арио-о-о!» немного непривычно, но каноничные манеры обязывают.

Важно то, что герой у нас теперь не один. К спасательной операции Марио присоединяется Кеппи – глазастая благоразумная шляпа, которая не только тараторит за двоих, но и играет роль здоровейшего инструмента в нашем арсенале. Эксплуатировать себя новоявленный товарищ позволяет по целой: его можно метать во врагов, избегая тем самым тесных контактов, использовать для сбора монеток или даже в качестве импровизированной перроны. Однако основной его навык и по совместительству главный финт Odyssey гораздо увлекательнее.

Помимо всего прочего, Кеппи способен перенимать конфигурацию и особенности различных существ и объектов. Называется этот процесс, кхм, «зашляпливание», и он – лучшее, что случалось с платформерами за заключительные много-много лет.

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

Наверняка вы не раз ловили себя на мысли типа «вот бы мне так», встречая в иных играх персонажей с уникальными выкрутасами. Это мог быть какой-нибудь заурядный паук, какой ползает по стенам, или летающий босс – любой, кто умеет вяще, чем вы, или просто умеет другое. Особенно если это «другое» сэкономило бы груду нервов при прохождении заковыристого отрезка, не будь геймдизайнеры такими нездоровыми занудами.

Nintendo же хотят, чтобы мы умели абсолютно все. Необходимо добраться до дна водоема, но не хватает кислорода? Вселяемся в проплывающую мимо рыбешку и исследуем морские глубины сколько душе угодно. Увлекательный проход преграждает стена? Закидываем шляпу на танк и выносим преграду точным (или не очень) залпом. Через мгновение мы уже строим гигантскую гумбобашню, а чуть запоздалее – громим округу в шкуре усатого тираннозавра, решая совершенно иные задачи.

Для каждой подконтрольной цели предусмотрена своя махонькая механика, которая лаконично укладывается буквально в две кнопки, но ощущается по крайней мере как добротная мини-игра. В их мастерском сочетании и заключена корневая идея: Super Mario Odyssey не держится конкретного ряда возможностей, а постоянно их перетасовывает. Меняется проблематика – вдогонку за ней меняются методы, и наоборот. А учитывая, сколько всего тут поддается зашляпливанию и как удачно вокруг этого трюка выстроены цельные этапы, меняться они не перестают никогда.

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

Преобразуется сама философия игры. Всякий новоиспеченный уровень – это не совсем «Как мне правильно распорядиться своими способностями?», а скорее «Какие способности у меня есть на этот раз?» Заведомо никогда не ведаешь, придется ли тебе летать, стрелять, растягиваться в длину или ходить модные очки, через которые видно призрачные мосты. Не вечно даже представляешь, в 3D тебе придется играть или нет. Знаешь лишь, что управляться оно будет на все те же Y и B.

Оттого переходы между королевствами в Odyssey подлинно воспринимаются как путешествие в другие миры. Разница не только визуальная – все они трудятся по собственным загадочным правилам, для постижения которых и используется Кеппи.

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

Это отнюдь не значит, что сам Марио отходит на другой план. Напротив, бегательно-прыгательная часть здесь основная и отработана ничуть не хуже новомодных шляпных фокусов. Описание всех акробатических талантов развеселого итальянца занимает в игре целую энциклопедию, и неспроста. Марио владеет каким-то умалишенным числом вариаций прыжка, перекатов и рывков, которые при должном навыке объединяются в крайне впечатляющие комбо. Для комфортного прохождения все до целого осваивать необязательно, но без некоторых приемов из «расширенного» перечня путь к отдельным секретам вам будет закрыта.

В Super Mario Odyssey, разумеется же, есть огромное, просто неприличное количество тайников. Эксплоринг целиком посвящен коллекционированию монеток и лун, и находить что-либо тут – высшее удовольствие. Критическая масса собирашек, необходимая для продвижения по сюжету, возлежит более-менее на виду, а вот для тех, кто хочет задержаться, подготовлены сотни укромных уголков с головоломками и заданиями на внимательность, мастерство и реакцию.

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

Ну, хоть где-то сгодилась

Это, если угодно, второй слой игры, более хардкорный, как бы несообразно ни звучало. Odyssey работает и позиционируется как проект для детей – но это еще не значит, что взрослой аудитории тут мастерить нечего. На деле побочная активность составляет процентов эдак 70 от итого контента, и далеко не вся она раскалывается так же просто, как на основном пути. Чего уж там: у меня все еще висит с дюжину испытаний, какие пройти банально не получилось. Я, справедливости ради, далеко не профессиональный платформер… ер (платформерщик?), но все же.

Пожалуй, собственно исследовательский элемент завораживает больше всего. Именно ощущение натурального открытия каждый раз, когда на истоптанных вдоль и поперек локациях вдруг находишь незнакомый кусочек или наконец-то соображаешь, где спрятана последняя луна. Такой же детский восторг у меня как-то вызывала превосходная Psychonauts – только там новое открывалось с приобретением новоиспеченных гаджетов. Здесь оно открывается с приобретением новых знаний о механике, какая изначально была у тебя в руках. Или, точнее будет произнести, на голове.

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

Слегка омрачают впечатление лишь два факта. Во-первых, многие схватки с боссами вышли на порядок скучнее и тривиальнее всего прочего. Кролики из свиты Боузера, имена каких уже и не вспомнить, скорее раздражают предсказуемостью алгоритмов, нежели завершают предшествующий созидательный марафон. Не будь этих стычек в принципе, мало бы что изменилось.

Ну, и во-вторых, Nintendo все агрессивнее навязывают использование гироскопов. Да, при запуске «Одиссеи» показано, что можно играть как и чем вздумается – только вот добрая половина зачислений героя кнопочных альтернатив не имеет вообще. Размахивать Pro-контроллером или, господи упаси, целым «Свитчем» задумка так себе, поэтому волей-неволей доводится переходить на режим раздельных джойконов.

Держись за кепку крепко – обзор Super Mario Odyssey

В остальном из Super Mario Odyssey вышло феноменальное приключение – непредсказуемое и изобретательное, но на традиционно несложный и дружелюбной основе. Если вы, как и многие, постоянно задаетесь проблемой, откуда у всяких «марио» и «зельд» такие заоблачные оценки на Metacritic, вот ваш наилучший шанс прояснить для себя ситуацию. А заодно познакомиться с одной из тех игр, что способны объединять поколения.

Super Mario Odyssey

Super Mario Odyssey

Дата выхода:
27 октября 2017
Издатель:
Nintendo
Разработчик:
Nintendo EPD
Жанры:
Adventure / Кооператив
Перроны:
Switch
В рейтинге игр:
27 место
Оценка редакции:
95 %
Стоит резаться? (на основе оценок читателей)

Да

Как вам игра?
+3 +