Заключительные несколько месяцев выдались богатыми на короткие, но душевные игры с приятной атмосферой, чудесными пейзажами и волшебной музыкой. Словно разработчики сами поникли от серости жизни и теперь ищут отдых в таких вот небольших проектах, которые могут вытащить из хандры, а заодно способны рассказать неплохую историю. В их числе и Europa — неторопливая, очень медитативная и философская притча о человеческой природе, переносящая игрока на терраформированный попутчик Юпитера.
Чужая земля
Космос, изучение звёзд и планы колонизации других планет захватывают многих с самого младенчества — разработчики студии Novadust Entertainment не исключение. Дата выхода игры удивительно совпала с реальными исследованиями космоса, ведь 14 октября NASA запустило в сторонку Европы ещё один исследовательский аппарат, который достигнет пункта назначения лишь через три года. И пока в реальном вселенной миссия по изучению и возможной колонизации спутника Юпитера лишь начинается, в Europa она уже стала реальностью.
Главным героем выступает мальчик-андроид по имени Зуу — он оказывается на целиком пригодном к жития спутнике спустя много лет после того, как люди впервые высадились на Европу. Правда, есть странность — опоясывающий мир необычайно пуст, дома кажутся разрушенными, а обширные цветущие поляны занимают лишь разнообразные роботы. Что же случилось в этом месте и почему единственные следы человеческого присутствия — это обрывки чужого дневника?..
Рассказчик — отец основного героя, инженер миссии по колонизации. В многочисленных записках он объясняет, как именно человечество терраформировало Европу и откуда на ней так немало причудливых механизмов.
Роботов люди отправили на Европу первыми. Так называемым «садовникам» была поручена задача сделать попутчик пригодным для жизни, а спустя много лет они стали частью созданной ими экосистемы подобно земной фауне. Зуу видит наследство человечества собственными глазами — многочисленные и очень разнообразные создания из металла будут сопровождать героя в его путешествии и разбавлять одиночество, а порой и мешать. Мальчик даже может останавливаться, чтобы открыть скетчбук и зарисовать диковинных существ на память, а совместно с ними — сказочную природу, останки архитектуры и настоящих животных, которые существуют вместе с роботами в мире и согласии.
Есть и иные механизмы — здоровенные павшие конструкты, чьи инженеры точно были фанатами «Цельнометаллического алхимика», а также ещё живые летающие рыбы. И хоть такое постапокалиптическое сочетание — дикая натура и руины цивилизации — уже давно не ново, оно по-прежнему работает и создаёт удивительную атмосферу. Созерцать гудящих механических рыб, плывущих по атмосфере в давно разрушенном мире, не надоедает до самого конца. Всё это Зуу посчастливиться увидеть в ходе своего приключения с лучших ракурсов, ведь в его распоряжении весьма удобное средство передвижения — джетпак.
Последний человек
К полётам мне пришлось долго привыкать, и даже через три часа, с прокачанным джетпаком, они не сделались проще. Устройство заряжается с помощью сфер — некоторые из них находятся на земле, другие — в воздухе или на платформах, до которых еще необходимо добраться. Наловчившись, Зуу сумеет вовремя переключаться между зарядом джетпака и планированием в воздухе, чтобы практически не прикасаться земли. На первой локации можно вдоволь налетаться и приспособиться к управлению, прежде чем двинуться к пазлам, монстрам и платформингу, но даже в глубинах Европы игрока не ожидает существенная опасность.
От падения Зуу не умирает, пушки с лазерным прицелом, какими утыкана Европа, не убивают, а лишь замедляют героя на доли секунды, а если мальчик вдруг провалит решение головоломки, то сможет приступить заново без каких-либо последствий. Даже если он случайно упадёт с платформы, то добрые роботы-насекомые роем вынесут его к начину пазла, что часто играло против меня и мешало прохождению.
Зуу может бегать и скользить по поверхностям, но большую доля времени ему предстоит летать, собирая энергию для джетпака из зарядных шаров.
И я была бы готова свыкнуться с миром, какой даже не пытается бросить тебе вызов, если бы он не был столь пустым и безжизненным, а полёты — едва ли не единственным забавой. Покрытые ржавчиной махины надоедают уже спустя несколько минут, а игра даже не пытается рассказывать историю сквозь окружение. Что остаётся? Только прокачка джетпака, сбор записок дневника и коллекционных осколков, которые разбросаны по неживым локациям.
Никаких мини-историй или хотя бы визуальных подсказок, которые намекали бы на катастрофу, что поспособствовала полному исчезновению людей. Подобный подход к проработке мира разочаровывает, особенно на фоне Everybody’s Gone to the Rapture со схожей тематикой. В обеих играх герои исследуют безотносительно пустой мир, из которого исчезли все люди, но студия The Chinese Room вышла из ситуации с бóльшим изяществом — в её проекте бестелесный протагонист активирует отголоски прошедшего, а тени людей рассказывают собственные истории и постепенно раскрывают детали события, которое обрушилось на город. От «Европы» хотелось чего-то подобного — мини-историй от колонизаторов, их имён, ужасов, надежд и опасений, а не голоса отца Зуу, который три часа пересказывает собственный дневник.
История исчезновения людей, какая раскрывается в процессе прохождения, — печальная и поучительная, но в неё слабо верится, когда всё, что видит игрок, — это неживой мир без единого следа человеческого присутствия.
Иллюзия свободы
Немногие радости в игре — это путешествия с помощью джетпака и комплект красочных локаций, которые можно разглядывать с высоты птичьего полёта. Они не очень разнообразные, но запоминающиеся, с уникальными чертами — на зимних картах задувает ветер, который затрудняет передвижение, на полянах есть небольшие озёра, заряжающие джетпак, и коварные стаи птиц, какие садят батарею, попадаются ускоряющие воздушные потоки и кристаллы, которые блокируют способность летать.
Да и тут игра пытается подсунуть ложку дёгтя, всегда отбирая управление камерой, чтобы объяснить глупому игроку, как решить пазл или показать якобы лучшие ракурсы. Эти притязания на киношность лишь мешают, особенно когда невидимый оператор решает вдруг переместить камеру прямо посреди решения загадки или во пора ответственного прыжка.
Иллюзия свободы проявляется по-разному: от отбирания камеры и роя насекомых, которые «помогают» уносить персонажа в неопасное место, если он упал в пропасть или провалил загадку, до невидимых стен и потолков в неожиданных местах и воздушных тоннелей, какие линейно ведут через красивую локацию, не позволяя управлять процессом.
И со временем какая-то часть меня сделалась благодарна этой иллюзии контроля — игра совсем не пытается заставить игрока исследовать мир, а ведёт по «зарядкам» сквозь локацию и показывает красивые ракурсы, позволяя пролетать карту со скоростью ветра. Но это и благо, ведь мир, который остаётся за горбом у героя, мёртвый и безжизненный, а «пылесосить» карту на предмет блестяшек необязательно, да и невесело.
Europa — красивая игра с нереализованным потенциалом. Она имела все шансы сделаться Journey и рассказать свободную для интерпретаций историю без единого слова, но стала пустышкой, наполненной умиротворяющей музыкой, неживыми, но симпатичными локациями, простыми, повторяющимися головоломками и скучным сбором записок, через которые подаётся на самом деле увлекательная история.
Плюсы: красивое окружение; полёты на джетпаке; музыка.
Минусы: неотзывчивое управление; повторяющиеся головоломки; иллюзия контроля; порожний мир, который неинтересно изучать; подача сюжета через записки.