Во Франции умеют мастерить высокохудожественные, яркие и оригинальные игры. Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond Good & Evil, Syberia, Life is Strange — перечислять можно длинно. Но Flashback, вышедшая в 1992 году, выделяется особенно — она в своё время вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая торгуемая французская игра в истории. И вот спустя 31 год вышло продолжение приключений агента Конрада Б. Харта. Стоило ли оно ожидания?
30 лет назад
Во Flashback немало сошлось. Это была очень красивая игра с качественными роликами и удивительно плавной, почти реалистичной анимацией, созданной благодаря технологии ротоскопирования. Игровой процесс, с одной сторонки, увлекал разнообразием — тут вам и экшн/платформер, и квестовые элементы, и полёты на футуристическом такси, и общение с многочисленными персонажами, независимое исследование, выполнение побочных заданий. С другой — игра предлагала серьёзные испытания, которые при этом не сваливались в открытый садомазохизм — во многом, а особенно в платформинге, Flashback напоминала культовую Prince of Persia.
Скриншот из оригинальной версии.
А ещё там был увлекательный сюжет, какой не отличался оригинальностью, но приятно удивлял обилием отсылок — например, к таким фильмам, как «Вспомнить всё», «Чужой», «Бегущий по лезвию» и «Несущийся человек». Мы играли за агента Галактического бюро расследований Конрада Б. Харта, который раскрыл заговор инопланетной расы морфов, способных маскироваться под людей. В процессе его похищали, ему мыли память, он записывал сам себе сообщения, участвовал в кровавом телешоу, уничтожал главный злодейский мозг на чужой планете и запорошил в криокамере в неизвестной галактике — в общем, сценаристы умело жонглировали событиями и локациями.
А это ремастер 2018 года.
В 1995-м та же Delphine Software выпустила сиквел Fade to Black. Перебежавшая в полное 3D игра выглядела откровенно страшненько и получилась настолько неудачной, что сами разработчики впоследствии признали её неканоничной. А каноничная третья доля под названием Flashback Legends так и не увидела свет из-за банкротства студии.
Через десять лет после её закрытия показался ремейк оригинала, который создатель первой части Поль Кюссе (Paul Cuisset) сделал совместно со студией VectorCell. Собственно эта студия-разработчик смутила Василия Гальперова (и не только его) в нашем видеообзоре, и не зря — до этого она отметилась неудачной игрой Amy.
Так выглядела Fade to Black.
Сам ремейк вышел не то чтобы откровенно плохим, но точно не таким, каким его ожидали увидеть поклонники оригинала. Там были неудобное управление, упрощённый геймплей, а сюжет и атмосферу зачем-то сделали немало яркими, голливудскими (Конрад стал походить на красавчика Дрейка), мелодраматичными и с нотками далеко не всегда удачного юмора. В итоге VectorCell почти разом после выхода ремейка закрылась.
Flashback 2 Поль Кюссе разработал уже в сотрудничестве с другой компанией — Microids Studio Paris, какая создала отличную Syberia: The World Before. И всё же результат опять получился, скажем так, неоднозначным. И очень не хочется, чтобы сейчас закрыли и Microids Studio Paris…
Ремейк 2013 года отличался симпатичной картинкой.
В теории игра неплохая
Интересно, что по внешнему виду и тактико-техническим характеристикам Flashback 2 выглядит вполне прилично. Игра по-прежнему делает ставку на разнообразность. В первую очередь это экшн-платформер. Прыгаем мы, правда, мало, зато умеем ползать по вентиляционным шахтам. В основном Конрад воюет, используя всё тот же энергетический щит и пистолет с бесконечными боезапасом. В оружие встроена Аиша — это симпатичная девушка-ИИ, которая частенько приходит на поддержка, общается и даёт советы.
Нередко приходится бегать вместе с другими персонажами.
Ролевой системы нет, и это к лучшему — в ремейке она была чистосердечно лишней. Зато периодически можно использовать энергетическую броню и подбираемые модули к оружию, которые плавно превращают пистолет в гранато-, ракето- и миномёт. Увлекательно, что действуют эти модули ограниченное время. А пользоваться ими нужно — чем дальше, тем больше на нас выпускают врагов.
Противники довольно многообразные — это и обычные солдаты, и щитоносцы, и летающие/взрывающиеся/лечащиеся дроны, и мутировавшие твари, и инопланетяне.
Периодически приходится преодолевать преграды и решать подобие загадок. И тут частенько помогает анализатор, подсвечивающий на разных частотах провода, щитки и квестовые точки. Ещё на поддержка приходит девушка Хелен, давняя подружка Конрада, — особенно она помогает в джунглях Титана, где, как и в оригинале, мы коротаем много времени.
Иногда с её помощью мы забираемся повыше (странно, что не наоборот), потом добываем карту доступа, взламываем терминалы и что-то там активируем, обнаруживаем, чтобы впустить её или пройти дальше. Иногда вместе нажимаем на кнопки, чтобы активировать мост. Но чаще итого она использует свою способность манипулировать флорой — огромные листья складываются в мосты или, наоборот, отступают и открывают хода.
По традиции мы также много общаемся и периодически свободно исследуем локации, наполненные людьми, — например, чтобы поговорить с значительным персонажем и сделать что-то для него. В такие моменты игра напоминает квест. Как и раньше, есть эпизод, когда нам необходимо выполнять миссии, чтобы заработать достаточно денег и продвинуться по сюжету.
Присутствуют и элементы других жанров — так, простенький стелс, сражения на мехах, заезды на футуристическом байке и взлом терминалов с помощью мини-игры. А в финале платформер с обликом сбоку фактически превращается в экшен от третьего лица.
У меха есть два вида ударов и блок.
Сюжет в игре новоиспеченный. Конрад выходит из анабиоза и продолжает свою борьбу с морфами. А для этого посещает всё тот же киберпанковский Нью-Вашингтон, уже упомянутые джунгли Титана и даже город тамошних автохтонов. Пытаясь спасти президента и всё человечество, он вступает в контакт с Сопротивлением, спасает друзей, выводит на чистую воду предателей и пытается постичь, клон ли он.
По атмосфере игра близка к оригиналу, хотя элементы мелодрамы и юмор остались. Причём юмор на этот раз чуть немало удачный. История опять же не то чтобы выдающаяся, но, как говорится, смотреть можно. И уж точно можно и нужно смотреть на графику — выглядит игра пять.
Нью-Вашингтон здесь действительно похож на классический киберпанковский город из “Бегущего по лезвию”.
На практике всё куда хуже
Но вот резаться во всё это почти физически больно. Серьёзные проблемы связаны с оптимизацией, багами (например, у меня пару раз ломались скрипты), управлением и камерой. Заключительная то и дело улетает куда-то по своим делам, и мы не видим героя или врагов. Управление не очень отзывчивое — персонаж так и норовит пойти не туда или залезть на ближайшее препятствие, когда его не просят. Зачастую связано это с тем, что основной вид в игре — сбоку, а окружение — трёхмерное, где можно перемещаться в любом курсе.
А необходимость вертеть мышкой, чтобы в этом 3D найти и прицелиться в противников, зачастую превращает перестрелки в мучение, сдобренное матом, — наводиться на мишень далеко не так просто, как может показаться. Особенно это «радует», когда враги телепортируются со всех сторон, а камера улетает куда-то ввысь. Немало того, периодически приходится просто палить вперёд наугад, не видя врагов и надеясь, что куда-то попал. Да, такое было, так, в Resident Evil, но в первых играх, вышедших десятки лет назад, а сейчас на дворе 2023 год.
Это мы, кажется, целимся в дверь.
В итоге пуще всего мы погибаем именно из-за особенностей управления. Геймплей-то, как и в ремейке, упрощённый — даже телепортирующиеся инопланетяне не воображают особой угрозы (в оригинале они доставляли немало хлопот), а финальные сражения можно пройти с первой попытки. Придерживайся на расстоянии, вовремя включай щит, уклоняйся, перезаряжайся и пали во всё, что движется.
Щиты врагам можно просто отстреливать. Из немало трупов вываливаются аптечки, да и на уровнях их немало. А увеличить уровень сложности нельзя — он тут один.
Проблем добавляет и появление уже упомянутой Хелен в качестве преходящей напарницы. Она постоянно отстаёт, застревает, вынуждая возвращаться за ней, — например, когда точным выстрелом нужно принудить инопланетную живность открыть на время проход, но девушка почему-то не спешит этим воспользоваться. В такие моменты охота оставить её на Титане.
Мини-игра в терминалах простенькая.
Среди других неприятностей — невменяемо расставленные чекпоинты: одни есть слишком близко друг к другу, а другие, наоборот, далеко. Кроме того, зачастую непонятно, куда шагать, и приходится наматывать круги на байке между районами Нью-Вашингтона.
Элементы других жанров? Они примитивны. Ровно одна (не весьма удачно поставленная) драка на шагающих роботах, рудиментарный стелс и непонятно зачем введённые заезды на байке — попросту секунд 30 мчим из точки А в точку Б, периодически сворачивая в нужную локацию. Даже врезаться и разбиться невозможно. Никаких гонок, мотосражений, погонь. Даже в ремейке такие заезды смотрелись интереснее и динамичнее.
Нет, Flashback 2 не сделалась главным провалом в серии — это место удерживает Fade to Black, которая запомнилась разве что поклонникам группы Metallica. Да и в цельном, повторяю, здесь есть светлые моменты и местами играть интересно. Просто авторам не хватило то ли времени, то ли возможностей, жажды, бюджета или ещё чего-то, чтобы довести всё до ума и отполировать. Так что приходится повторить мысль Василия Гальперова из его видеообзора ремейка 10-летней давности — видимо, Конраду Б. Харту опять придётся залезть в свою криокамеру, чтобы однажды проснуться в другой реальности, где кто-то наконец сумел нормально клонировать знаменитую игру — ну, или сделал что-то новоиспеченное и достойное.
Плюсы: классический для серии разнообразный геймплей, совмещающий платформер, экшн, стелс и квест; игра прекрасно выглядит и хорошо звучит.
Минусы: баги; плохая оптимизация; неудобное управление и капризная камера; не хватает сложности.