Те, кто хоть раз видал Foamstars, примерно понимают суть игры — это попытка Square Enix сделать свою Splatoon. Две команды игроков вооружены пушками, какими раскрашивают окружение в разные цвета, — кажется, Nintendo легко могла бы подать в суд на японских коллег за нарушение авторских прав. На деле же между проектами есть одно фундаментальное отличие и несколько мелких.
Вечеринка с пушками
Основная разница заключается в том, что в Foamstars окрашивание локаций не имеет никакого смыслы при определении победителей. В Splatoon было важно залить краской наибольшую территорию, в Foamstars же стремиться к этому необязательно. По крайней мере в двух доступных в «бете» порядках задача совершенно другая — устранять противников. Каждая ваша смерть приблизит команду к проигрышу, а каждое смертоубийство увеличит шансы на победу.
Происходящее толком не объясняется — просто ребята, попавшие в какое-то роскошное заведение, вылитее на пятизвёздочный отель, участвуют в своего рода пенных вечеринках. У всех есть оружие, стреляющее пеной, и эта пена либо ранит оппонентов, либо садится на полу, оставаясь там на очень долгое время. Если вы ходите по пене своей команды, скорость передвижения не меняется, а вот если по вражьей, то персонаж сильно замедляется и быстро убежать от опасности не сможет.
Поэтому важно не только стрелять, но и следить за тем, чтобы рядышком были безопасные островки — места, к которым удастся отойти в случае чего. А можно не просто отойти, но призвать из атмосферы доску для сёрфинга, с которой кататься по пенным «волнам» герой будет ещё быстрее. Так что в идеале пены вашего краски (он меняется в каждом матче) должно быть как можно больше, чтобы комфортно ездить туда-сюда и быть неуловимой мишенью для врагов.
Первый из доступных режимов называется Smash The Star. Две команды по четыре человека появляются с разных сторонок арены и начинают сражаться друг с другом. Задача — устранить семерых противников, после чего один из них, избранный случайно, станет «звездой». Победили звезду — выиграли матч.
Звучит, возможно, не так уж весело, но после каждого матча мне разом хотелось запустить следующий — потасовки длятся недолго, зато веселья в них хватает. Сначала заливаешь пол пеной, отстреливая оппонентов и следя за счётчиком. После начинаешь охотиться на главную цель, которую почти всегда защищают компаньоны. А если сам становишься целью, Foamstars на чету минут превращается в симулятор выживания, где прячешься от врагов и стараешься не подпускать их к себе, суматошно используя навыки и стреляя в различные стороны.
Чтобы устранить оппонента, недостаточно просто расстрелять его. Когда запас его здоровья иссякает, игрок попадает в большенный пузырь и медленно катается по арене, после чего с ним могут взаимодействовать участники обеих команд. И противники, и напарники должны призвать доску для сёрфинга и врезаться в этот пузырь — первые в этом случае добьют мишень, а вторые спасут её, помешав врагам заполучить лишнее очко. В такие моменты пена тоже спасает, позволяя скоро укатиться в пузыре к своим товарищам.
Другой режим — Happy Bath Survival. В нём участники также делятся на команды, но участвуют в сражениях по очередности. Сначала на маленькую арену отправляют по два игрока из каждого отряда, оставляя остальных за пределами игровой зоны, а затем все меняются пунктами. Это напоминает ГУЛАГ из Call of Duty: Warzone 2.0, где тоже был формат два на два, но в Foamstars «зрители» не сидят без дела — они могут помогать напарникам, заливая пол пеной. А вот поранить находящихся на арене им не позволяют.
Нужно больше пены
В обоих режимах важно помнить, что пена нужна не лишь для быстрого передвижения по локации — из неё ещё и укрытия получаются отличные, а также холмики, позволяющие занять высокую и более спокойную позицию. До строительства в духе Fortnite дело не доходит, но идея примерно та же — те, кто занимают так называемый «хайграунд», оказываются в немало выгодном положении — в них труднее попасть, а сами они могут и прятаться, и атаковать (в зависимости от ситуации).
У всех персонажей есть способности, позволяющие скоро соорудить конструкцию из пены. Герой по кличке Рейв Брейкер строит стенку — либо вы за ней прячетесь, либо запрыгиваете наверх. Пенни Гвин основывает горку из пены, предназначение у которой примерно такое же. Нечто похожее делает Баристадор, хоть и с небольшой заминкой, а у девушки по имени Соа холмик получается невысоким, зато территорию он покрывает большую — её навык скорее предназначен для контроля над участком манежи, нежели для атаки на вражескую команду.
Пушки тоже у всех различаются. Агито будто бы стреляет из дробовика — вместо снарядов из него вылетают четыре вящих пузыря. Тоник заряжает каждый выстрел, выпуская шарики, которые спустя секунду взрываются и оставляют после себя немало пены. А оружие Джета Джастиса похоже на то, что носит Тоник, но заряжать выстрелы с ним можно дольше — тогда из пушки вылетит пенный булыжник, катящийся вперед и оставляющий за собой отпечаток.
Почти все персонажи показались мне более-менее сильными — я старался в каждом матче брать разных героев, и ни разу не возникала дума о том, что лучше бы я не пробовал поиграть за того или иного бойца. Просто тактика в зависимости от выбора меняется — кто-то лучше себя демонстрирует на средних дистанциях, кто-то эффективнее вблизи и может быстро ретироваться с помощью своего навыка. Без кастомизации, уместно, не обошлось — в бета-версии новые облики дают за выполнение испытаний. Менять можно не только костюмы, но и скины оружия и доски.
Этого персонажа, по моим наблюдениям, хватают чаще всего.
В целом геймплей Foamstars мне понравился, но, как это обычно бывает, есть опасения по поводу цены. Вспоминается печальная история Knockout City — отличная мультиплеерная игра не смогла завоевать вящую аудиторию из-за наличия ценника, и в подписных сервисах вроде PlayStation Plus её не раздавали. А когда это решили сделать, заинтересованность к игре окончательно угас. Пока что Square Enix не говорила ничего о модели монетизации, но есть подозрение, что новинку рискнут торговать как минимум за $40 — просто потому, что Splatoon ценник не помешал стать успешной. Если это действительно будет так, судьбина Foamstars вряд ли будет завидной.
С другой стороны, здесь обещают не только пачку онлайн-режимов (судя по меню, их будет пять), но и сюжетную кампанию. Качество диалогов и озвучки тут так себе, если судить по диалогам в обучающем режиме, — как будто детский мультфильм смотришь. Но делать выводы обо всей игре спозаранок — может, нас ещё удивят. Если «сюжетка» получится достойной, наличие ценника будет оправданно, но всё равно велика вероятность того, что без фритуплей-модели Foamstars останется нишевой игрой.
В то же пора и геймплейно не всё здесь идеально. Не совсем правильным решением мне показалось отсутствие автоматической перезарядки при езде в пене. В Splatoon было довольно нырнуть в краску, чтобы пополнить её запас в своём оружии. Здесь же герои тратят на перезарядку по паре секунд. Есть проблемы с пониманием того, где есть игроки твоей и вражеской команд, поскольку мини-карты нет, а за сотнями летящих во все стороны снарядов не всегда просто кого-либо увидать. Ну и с соединением что-то не то — матчи ищутся через раз, а иногда вообще прерываются с ошибкой. Судя по отзывам, это происходит во всех регионах.
Foamstars — первоначальный клон Splatoon, и, как мне кажется после «беты», клон удачный. Полностью списывать Square Enix не стала — она взяла за основу отдельный механики, постаравшись построить вокруг них что-то своё. Получилось неплохо — перестрелки короткие, динамичные и весёлые, а порой даже напряжённые. Впечатления они оставляют достаточно яркие, чтобы желание поучаствовать «ещё в одном матче» возникало всегда. Очень надеюсь на адекватность Square Enix — если издатель ошибётся с ценой, на игре можно будет устанавливать крест.