Видеоигры нередко отправляют нас в соседние галактики, где мы или сражаемся с инопланетянами, или помогаем им. Диалогов, перестрелок и полётов на космических кораблях в таких играх цело, но очень редко удаётся узнать: а как у внеземных цивилизаций обстоят дела с медициной? В представлении авторов Galacticare там всё образцово так же, как у нас: десятки кабинетов, очереди, медлительные врачи и множество болезней, с которыми пациенты безостановочно обращаются за помощью.
Галактика в опасности
Мы становимся директором межгалактической медицинской компании «Галактикэр», какая предоставляет услуги за пределами Солнечной системы. Каждая миссия отправляет нас к новой планете, где система здравоохранения отсутствует, а врачевать захворавших инопланетян нужно. То артисты заболеют перед музыкальным фестивалем, то у фермеров возникнут проблемы с урожаем для неимущих планет, то в месте паломничества монахов произойдут извержения вулканов и все получат ожоги. Процесс всегда начинается с незапятнанного листа — нам предоставляют небольшую площадку, где можно размещать всё, что нужно, а впоследствии позволяют докупить помещения, если без этого миссию не завершить.
Первым делом размещаем стоически регистратуры, куда сразу идут новоприбывшие пациенты, а затем — кабинет диагностики, где терапевты выдают направления. Во вводной миссии много кабинетов недоступно: есть лишь лаборатория, где лечат кожные заболевания, а также костоправля, в какой избавляются от переломов. В дальнейшем кабинетов будет куда больше, и очередная миссия будет начинаться с того, что вы их все будете расставлять одинешенек за другим перед открытием клиники, — всё равно все рано или поздно потребуются. Процесс строительства при этом не меняется: основываете комнату указанных размеров, ставите в ней необходимую аппаратуру и нанимаете врача, которого привязываете к кабинету.
Газ станет нашим товарищем и будет периодически являться с охапкой полезных товаров, часть которых бесплатна.
Но, как это обычно бывает в тайкунах, одних лишь кабинетов недостаточно. И доктора, и посетители будут жаловаться на то, что интерьеры бедноваты. Кому-то негде сесть, пока он ждёт своей очереди, кому-то захочется в туалет, некто не перекусил перед посещением клиники. Поэтому ставишь автоматы с едой, развешиваешь постеры и картины, расстилаешь коврики, подбираешь клумбы различных размеров и так далее — всё для того, чтобы над головами посетителей не появлялись красные значки недовольства.
А поскольку Galacticare — игра об инопланетянах, у представителей различных рас есть свои пожелания и предпочтения. Похожие на маленьких обезьян тэнки любят ухоженные кабинеты и комнаты с улучшениями — ради их неплохого настроения желательно закупать апгрейды. Напоминающие осьминогов визаржи лучше себя чувствуют в клиниках, в которых не лишь много туалетов, но и много окон (до знакомства с этими существами я в меню окон вообще не заходил). А забавные кубер-бали, какие ходят на руках и берут предметы ногами, предпочитают просторные комнаты — при создании кабинетов лучше делать их чуть крупнее, чем рекомендует подсказка в интерфейсе.
То, как хорошо себя чувствуют в клинике пациенты, влияет на её рейтинг. Достигнув определённого количества звёзд, вы получите в дар новые украшения и косметические предметы. На оценку влияет многое: среднее здоровье пациентов после лечения, продуктивность, число потерянных из-за халатности или просто ушедших недовольными и так далее. В игре есть очень подробное меню, показывающее в облике графиков каждый параметр, — легко понять, насколько хороши ваши врачи, требуется ли повышать их степени и зарплаты, правильно ли распределены туалеты и автоматы с едой.
Приятная работа
Если же за оценками вы не гонитесь, следить за всем этим не необходимо, поскольку для прохождения сюжета необходимо просто выполнять задания. В большинстве случаев они заключаются в том, что в клинику приезжает группа захворавших инопланетян и вам нужно им помочь. К этому моменту у игрока обычно всё подготовлено: стойки регистратуры размещены по разным углам, кабинеты всех образов расставлены, развлечения и украшения закуплены. Остаётся лишь сделать сюжетных пациентов приоритетными, чтобы они не стояли в очередях и не померли до того, как им окажут помощь.
Над сюжетными NPC появляются синие значки, так что их всегда просто вычислить в толпе.
Так что Galacticare не такая хардкорная, как тайкуны, в каких одна дорогая покупка может все испортить, а за игнорированием какого-то сотрудника последует цепочка неудач. Здесь утилитарны не нужно заботиться о финансах (денег всегда полно), нет мигающих красных значков над головами половины клиентов, нет устающих от труды врачей и заваленного мусором пола. Это, можно сказать, казуальный тайкун, рассчитанный на широкую аудиторию. Даже если в миссиях являются таймеры, тут всегда успеваешь всё сделать вовремя. А в остальные моменты спешить никто не заставляет — нет желания постоянно устанавливать игру на паузу, беспокоясь о том, что всё развалится, пока ты вешаешь постеры за столами терапевтов.
Некоторым фанатам жанра такое может не понравиться, но меня игра зацепила собственно этим. В недавней Two Point Campus, когда очередная сюжетная миссия была пройдена, мне не всегда хотелось продолжать резаться на этой карте в режиме песочницы — были моменты, когда я еле-еле завершал задания с парой копеек в кармане и дальней что-то делать было бессмысленно. Здесь же такое желание возникало в каждой главе, поскольку ресурсов масса, статистику спокойно изучать, а свободного пространства очень много — расставляй дешёвые кабинеты, делай всех счастливыми и зарабатывай свои пять звёзд.
В то же пора такая простота приводит к тому, что на некоторые элементы игры обращаешь минимальное внимание. Взять наём докторов — намечается, что вы будете изучать анкеты кандидатов, у каждого из которых есть сильные и слабые стороны. Но на деле это вообще не имеет смыслы, если вы просто хотите проходить сюжетные миссии. То, что кто-то ставит диагнозы или лечит на четыре секунды длиннее обычных врачей, ни на что толком не влияет. В какой-то момент вылезла «ачивка», сообщившая, что я нанял психопата — такой доктор поднимает себе расположение убийством пациентов. Но изменений в геймплее я вообще не заметил.
То же самое с апгрейдами комнат. Регулятор эффективности увеличит число денег, которое приносит то или иное помещение, но с финансами тут проблем и так нет. Инфразвуковой гаситель повышает срок службы кабинета, однако вы негусто будете задумываться об этом параметре. Монитор техники позволяет врачам быстрее получать опыт за работу с клиентами, вот лишь разница между только что нанятым врачом и тем, который уже повысил уровень, едва заметна. Опять же, я говорю лишь о прохождении сюжетных миссий — если задаться целью получить максимальный рейтинг, такие детали будут владеть значение.
Зато сам процесс постройки клиники увлекает, особенно когда с каждой новой миссией разблокируешь всё вяще возможностей. Расставляешь комнаты отдыха для персонала и покупаешь побольше кресел, чтобы всем хватило. Размещаешь стационары, куда отправляешь тяжких пациентов и восстанавливаешь им чуточку здоровья, чтобы они не погибли ещё до осмотра. Возводишь лаборатории и учебные кабинеты, чтобы доктора работали с чертежами и повышали квалификацию. Всё очень спокойно, управление удобное даже на геймпаде, ко всей нужной информации можно скоро получить доступ, а ресурсы льются рекой. Особенно если кликаешь на мелких насекомых, летающих по клинике, — они подают деньги и другую ценную валюту.
Свободное время появляется часто, так что всегда можно отвлечься на букашек.
Во многом Galacticare увлекательна благодаря забавной атмосфере и неплохому юмору в духе Theme Hospital и других игр Bullfrog. Инопланетяне сами по себе выглядят потешно, но тут полно и иных поводов посмеяться, начиная с полностью озвученных диалогов и заканчивая методами лечения. Костоправля не просто исправляет переломы — пациент залезает в большенный шар, который грызёт сломанные кости, после чего на 3D-принтере печатаются новые. Для лечения космокачки, вызванной полётами на рослой скорости, больного помещают в центрифугу, где колбасят со всей силы — клин клином вышибают, в общем. Есть пациенты, какие вдруг осознали, что боятся космоса. А некоторые страдают галактизмом — у них туловище становится похоже на звёздное небо.
Вяще всего меня удивило почти полное отсутствие багов. Если странности и встречаются, прогрессу они не мешают — попросту кто-то отказывается идти отдыхать, хотя комната расположена не так далеко от него, или происходит ещё какая-то мелочь. Интерфейс периодически чучел меня красным знаком, означающим, что к какому-то кабинету не привязан доктор. Оказывалось, что врач просто отошёл попить и вернулся спустя несколько секунд. В русской версии не перемещено несколько реплик, но это ерунда — здесь очень много текста, и переводчики здорово адаптировали многочисленные шутки и имена пациентов.
Нездоровые на услуги не жалуются, хоть некоторые методики в наших клиниках и экспериментальные.
Galacticare — смешной и интересный тайкун, вылитый и по духу, и по геймплею на игры Bullfrog. Любителям жанра точно стоит его попробовать, хотя уровень сложности кое-каких разочарует — есть ощущение, что совершить фатальные ошибки здесь невозможно. Но играть всё равно приятно, да и казуальная аудитория, какая хочет просто заниматься строительством клиник в своё удовольствие, проведёт здесь далеко не один вечер.
Плюсы: необычный антураж — строить клиники для инопланетян и внимать их истории забавно; хороший юмор; количество возможностей растёт с каждым уровнем, и заниматься планировкой не надоедает; прелестная графика; тайкун, доступный для всех категорий игроков; отличный перевод на русский язык.
Минусы: низкий степень сложности понравится не всем фанатам жанра; мелкие недочёты, в том числе пара непереведённых диалогов.