Живо для платформы: — там было много экспериментов с тактической системой, полное 3D и вид от третьего лица. Игра получилась сложной, что оценили вдали не все критики — особенно, понятно, западные неженки.

Обжёгшись, авторы затем дули на молоко и решили в God Wars пойти по протоптанной и проверенной порой дорожке. Соответственно, здесь всё (ну, почти) не то чтобы стерильно, но знакомо. Что для ностальгирующих поклонников и тех, кто желает познакомиться именно с выжимкой итого лучшего из таких игр, очень даже хорошо. А вот для жаждущих новизны — не очень.

Итак, бои у нас пошаговые, при этом перед свалкой нужно грамотно расставить своих бойцов. В свой ход можно атаковать, уйти в защиту, выбрав направление взора, использовать умение, предмет или заклинание. Удары с фланга и тыла наносят больше урона. А если вы будете верно использовать особенности местности, то обеспечите половину успеха. И заметьте, удары снизу по стоящему выше вас врагу немного эффективны. Кроме того, прямо в сражении разрешено искать и открывать сундуки (но есть риск угодить в западню).

Все работы хороши, пусть меня научат

А самое главное — всё основано на системе многочисленных классов (они тут называются трудами). У каждого персонажа есть основной и второстепенный классы, а также уникальные специализации, свойственные расе или профессии, — их комбинации и обеспечивают комплект доступных умений. Весь заработанный опыт идёт именно в развитие классов, которые, впрочем, практически в любой момент можно переменить. Опыт начисляется и за использование заклинаний и умений, свойственных конкретной работе.

God Wars The Complete Legend обзор игры

Диалоги простоваты, но в данном случае их и декламировать не хочется.

В God Wars по сравнению с той же Fell Seal: Arbiter’s Mark меньше классов и их комбинаций (а созданных «вручную» наёмников нет вовсе), но всё равновелико достаточно. Можно, например, священнику или магу выбрать в качестве дополнительной специализации воина. А с ростом уровней открываются и немало продвинутые работы, вроде самурая или монаха. Кстати, «левелкап» в финальном издании повысили.

Уникальные профессии тоже по-своему увлекательны. Одна из девушек (а их в японской игре, понятно, особенно много), например, работала учёным в шахте и своими умениями сейчас может выбивать из врагов деньги, увеличивать рейтинг выпадающего из них лута и собирать прямо в бою драгоценные камушки на торговлю.

О пользе лучников

Из более-менее уникальных вещей в The Complete Legend можно отметить такие механики, как Hate Elements, Summoning Beasts и Status Effects. Заключительная позволяет превращать обычные негативные эффекты в продвинутые. И тогда замедление становится оцепенением, при котором персонаж вообще не может подвигаться, а помутнение в глазах превращаются в полную слепоту. Есть и атрофия, и полная амнезия, и деменция, при которой персонаж может штурмовать даже своих. Согласитесь, тут сразу вспоминается Darkest Dungeon. Поэтому в God Wars The Complete Legend приходится всегда следить за статусными эффектами и вовремя снимать их.

Кроме того, здесь огромное внимание уделяется перепаду вышин. На этом построены многие умения и эффекты, и нет практически ни одной карты, где не было бы низин, пригорков, холмиков или почти натуральных гор. С высот и дальше, и мощнее стреляешь, а с низин — наоборот. Поэтому особенно опасны миссии, где наверху засели гады лучники (по-иному и не скажешь), под прикрытием которых на вас ещё и копейщики с мечниками прут. Приходится изворачиваться, выманивать на себя бойцов ближнего боя (стрелки, удобопонятно, не поддаются), а потом всей командой быстрыми перебежками нестись вперёд.

God Wars The Complete Legend обзор игры

Случайных боёв на глобальной карте утилитарны нет — всё по сюжету или дополнительным заданиям.

Когда сложность — в радость

God Wars The Complete Legend как тактика — вещь не выдающаяся, но вполне компетентная, детальная и весьма сложная, местами даже хардкорная. Здесь нельзя терять концентрацию ни в одном бою (и ни на одном ходу), а после любой драки нужно распределять очки опыта по умениям, примерять новую экипировку и вообще постоянно заниматься менеджментом партии. А в финальном издании ко всему этому добавились два ещё немало сложных уровня с особыми условиями — например, для прохождения одного из них нужно полностью развить классы своих персонажей.

Не лишь эти, но и многие другие бои слишком сложны (тем более если играешь на «харде»), что вынуждает идти по глобальной карте в здешние церкви и браться там за выполнение дополнительных заданий — кого-то сопроводить или освободить, уничтожить бандитов и так далее. Там же можно мастерить подношения и получать в награду усиления на следующую схватку. Пожертвовав таким образом определённую сумму, вы увеличите степень церкви и станете получать более крутые бонусы.

Боги, принцессы и жертвы

Сюжету в таких играх не вечно уделяется достаточно внимания, но God Wars The Complete Legend — совсем другой случай. Здесь нам рассказывают по-настоящему эпическую историю, какая к тому же основана на священном синтоистском писании Кодзики, первой книге древнего троекнижия.

Тут всё основано на мифологии, а события разворачиваются в те поры, когда японские острова были поделены между тремя народностями, между которыми постоянно вспыхивали и стихали ссоры. Тогда люди могли общаться с богами, а женщины приносили в жертву детей. Собственно, с такого драматичного момента история и начинается — молодая правительница народа Фудзи приносит в жертву совершенно ещё маленькую лупоглазую дочурку, бросая её в жерло разбушевавшегося вулкана Фудзияма. Чтобы, значит, его успокоить. Смотреть на это, вот беспорочно, без содрогания невозможно.

God Wars The Complete Legend обзор игры

В финальном издании увеличен уровень развития персонажей, добавилось новое оружие и сделан ряд иных правок.

Потом события переносятся на 13 лет вперёд, и мы видим ещё одну дочь той правительницы, юную принцессу Кагую, какую держат рядом с Фудзиямой взаперти — всё с теми же целями. Однако её освобождает друг Кинтаро, и вместе они отправляются в странствие, чтобы найти пропавшую мать Кагуи и задать ей, как вы понимаете, много интересных вопросов. А в это время боги грозятся приступить новую войну между собой, а вулкан снова может проснуться. Поэтому героям придётся ещё и объединить три нации перед ликом общей опасности.

Чисто японская история

В процессе наши герои постоянно попадают в неприятности, выпутываются из них, встречаются с правителями и богами. И, разумеется, находят новых соратников, среди которых, по всем традициям японских игр, трудно разглядеть нормального человека — то это какой-то варвар-кузнец с рогами, какого сначала надо победить и успокоить, то юноша, оказавшийся девушкой в открытом купальнике, галстуке и с ушками, то девочка, сжимающая в одной длани лук, а в другой — плюшевую игрушку, то говорящая черепаха. Ну, или не менее говорящий медведь.

В общем, в God Wars The Complete Legend немало чисто японского — эмоций, драмы, криков на языке оригинала, причудливых персонажей и очень красивых девушек в довольно откровенных нарядах. И всё это сопровождается действительно симпатичными рисованными роликами, которые сглаживают впечатления от не лучшей графики прямо во время сражений. Разве что диалоги зачастую простоваты — но это нормально для JRPG.

В финальном издании ко всему этому добавились чета игровых персонажей, дополнительная сюжетная линия, новые варианты концовки и сложный 50-уровневый лабиринт. А после прохождения можно приступить всё заново в «Новой игре +».

***

Да, в God Wars The Complete Legend мало свежих идей, да и чисто внешне сражения выглядят не чересчур красиво. Но для ностальгирующих поклонников и тех, кто хочет прикоснуться к жанру японских тактических RPG, это отличный выбор. История тут затягивает и подносит искренние эмоции, сражения бросают вызов, красивые древнеяпонские вайфу радуют глаз, а древнеяпонская музыка — весть.

Плюсы: эпическая и драматичная история; классическая и очень подробная боевая механика; бросающие вызов сражения; прекрасные аниме-ролики, в которых подаётся история; аутентичная японская музыка.

Минусы: мало свежих идей; маленькие карты для сражений; устаревшая графика в свалках; громоздкий интерфейс.