Классический манер облачённого в чёрный балахон Мрачного жнеца сложился в человеческой культуре уже очень давно — наделив смерть антропоморфными чертами людям было несложнее осмыслить этот, увы, неизбежный процесс. Скелет с косой — без сомнения, фигура яркая, и встретить её можно не только на старых гравюрах, но и в современных произведениях искусства — комиксах, фильмах и играх. К примеру, Смерть есть в серии Castlevania (там этот персонаж дружит с Дракулой).
А ещё Мрачный жнец — основной герой Have a Nice Death, стильного 2D-рогалика от французской команды Magic Design Studios. Многие сотрудники студии трудились в Ubisoft и имели отношение к таким сериям, как Rayman, Splinter Cell и Assassin’s Creed. Первая игра Magic Design Studios — кооперативный платформер Unruly Heroes — создавалась под наитием от китайского романа «Путешествие на Запад», а в основу второй — собственно, Have a Nice Death — лёг опыт работы в большенный корпорации со всеми её достоинствами и недостатками. Год игра провела в раннем доступе и вот наконец вышла в релиз.
Смерть ей к лику
При чём тут вообще корпорация, спросите вы? Это ведь игра про скелета с косой! Дело в том, что действие Have a Nice Death выходит в офисе. Порой он выглядит, конечно, совсем не как офис, но между этажами всегда ходят лифты, а комнаты передышки полны сотрудников, вечно чем-то недовольных, пьющих кофе или просто болтающих. А ещё тут есть отлынивающие от работы менеджеры и Скорби — основные боссы, которые отбились от рук. Нужно их хорошенько проучить, да и вообще разобраться, почему в конторе под скромным названием ЗАО «Кончина» дела идут не лучшим образом.
Давным-давно, когда ещё не существовало этой организации, главный герой, Смерть, вооружившись кривой, лично решал все вопросы, связанные с человеческой жизнью. Однажды, устав от однообразных взмахов лезвием, он создал предприятие, в каком всё стали делать за него, а Смерть только бумажки подписывал. В конечном итоге от бюрократии наш изрядно иссохший Мрачный жнец тоже утомленен и, смахнув пыль со своей косы и плаща, пошёл самостоятельно наводить порядок в корпоративном аду, который он сам и создал. В мечтаниях у него осталось только одно — долгожданный отпуск.
Побеждённые главы отделов буквально молят о пощаде и сожалеют о всех произнесённых дерзостях. Ровно до следующей встречи, конечно.
Первое, что привлекает внимание в Have a Nice Death, — это её выдержанный в чёрно-белых тонах писанный стиль. Как и в случае с прошлогодней Cult of the Lamb, тон игры можно окрестить мрачно-милым — одна только тиби-Смерть с большенный головой и огромными глазницами чего стоит. Поначалу визуальный ряд выглядит слишком уж однообразно-серым, да и скучные офисные кабинеты с коридорами его не мажут. Но чем дальше, тем интереснее становится окружение, появляются цветовые акценты — в этом плане игру можно сравнить с Death’s Door, где палитра тоже не была ослепительной и пёстрой, но каждая локация всё равно отличалась от предыдущей.
Этажи, которые надо пройти герою, с каждым степенью кажутся всё более запутанными и сюрреалистичными. И если в начале это, повторю, обычный офис с гипертрофированными сотрудниками, то потом уже словно ходишь внутри какого-то организма (у него даже сердце есть) или по свалке токсичных отходов. Именуются эти уровни под стать: «Отдел заболеваний» и «Отдел загрязнений окружающей среды». Музыка соотвествует окружению: если в начине она лёгкая и расслабленная, то в каком-нибудь «Отделе войн» или «Отделе природных бедствий» она становится уже куда более тревожной.
Одинешенек из последних этажей, с его с ураганами и лесными пожарами, выглядит одновременно мрачным и внушительным.
Have a Nice Death — это rogue-lite, ведь какой-никакой прогресс между забегами в игре сохраняется. Её созидатели попытались вписать в сюжет саму концепцию жанра с его репетативностью и постоянными смертями, и главный герой, погибнув, попросту возвращается к себе в кабинет, чтоб снова начать разборки с отбившимися от рук подчинёнными. Но есть в Have a Nice Death и добросовестные сотрудники — они помогают Жнецу рекомендацией или снабжают полезными вещами. По тому, как в диалогах с ними выстраивается мини-сюжет, чувствуется явное влияние Hades. Тут даже есть несколько небольших отдельных историй — про Рождество, Хэллоуин или День колотушки, например, — и для их завершения понадобится пара-тройка забегов.
Среди персонала постоянно всплывают темы выгорания и безопасности на пролетарии месте, кто-то хочет организовать профсоюз, кто-то работать не может без кофе, а кому-то постоянно жарко, и вся эта карусель из типично офисных тем деятельно сдобрена юмором, который ещё и неплохо переведён. Каламбуры и прочую игру слов при локализации довольно сложно сохранить, но в Have a Nice Death с этим пять справились.
Борьба со тленной скукой
Я бы ещё долго могла рассказывать, как здорово сделана Have a Nice Death в эстетическом плане, как она красива в своей цветовой лаконичности и как забавно тут острят Смерть и его подчиненные, но… Пора бы поговорить и о том, как чувствует себя эта игра именно в роли игры, а не какого-нибудь мультсериала. Что ж, как игра Have a Nice Death — попросту ещё один рогалик с довольно однообразным геймплеем.
В каждой своей попытке побороть выгорание Смерть будет сноровисто расправляться с офисными бездельниками. Арсенал у героя большой, и от забега к забегу средства борьбы с врагами меняются. Даже неизменная кривой имеет немало форм, у каждой из которых — свои комбоатаки. Помимо косы Жнец волен носить с собой два вспомогательных облика оружия: это может быть лук и магия, бьющая по области, огромный клеймор и самонаводящиеся пчёлы — и это только пара образцов из кучи возможных сочетаний.
Многое в Have a Nice Death зависит от случайности. Если выпало так себе амуниция, просто надеешься, что в следующий раз повезёт. Подвернулось что-то мощное, и всё — победа в кармане. Впрочем, уповать можно не лишь на арсенал, но и на пассивные перки, которые называются проклятиями. Они тоже встречаются разные, и некоторые сочетаются настолько увлекательно, что превращают в лёгкую пробежку даже последние этажи и финальные битвы.
Скорби занимают последний этаж любого из отделов и, в отличие от простых врагов, хвастают разнообразием приёмов и силой атаки. Умирать герой будет собственно от их рук, и из-за этого пробежка до боссов очень быстро превращается в рутину. Со временем игроку откроются лифты, ведущие ровно к некоторым Скорбям. Но не спешите радоваться: нет ничего хуже, чем прийти к боссу практически с пустыми руками, пропустив всё добросердечно, что было на локациях. Так что расценивать такие срезы стоит исключительно как возможность заучить атаки противника. Пробегать степени всё равно придётся.
Перемещаясь с одного этажа на другой, мы выбираем, какую награду получим перед следующим лифтом: анафема, оружие, аптечку-аниму, золото (оно сохраняется и после гибели) или души (их разрешается тратить только в этом забеге). А может, мы вообще рискнём пойти к мини-боссу, ведь за победу над ним торовато отсыплют бонусов.
Есть тут
и система настройки сложности через усиление противников, есть слегка
упрощённый режим, какой заботливо называется «Самореализация». Даже
неудачные попытки побороть выгорание потихоньку заполняют шкалу опыта,
какая навсегда открывает полезные и не очень штуки (например, всё
те же лифты к боссам и возможность появления комнаты отдыха на этаже).
Но копится этот эксперимент очень медленно и ощущение прогресса смазывается.
Кабинет смены проклятий в качестве награды за его прохождение выдаёт три талончика на прокрутку инертных способностей. Очень полезная штука в суровом мире рандома.
Кроме опыта (личного и внутриигрового) из забегов мы выносим золотые
слитки. За них можно приобрести новое снаряжение — то есть открыть его,
побегать разок, так сказать, в ознакомительном режиме и потом никогда
больше не повстречать, потому что оно очень редкое. Берёшь ты это оружие
на забег с помощью контрактов, которые ещё надо выбрать, а потом иной
кнопкой подтвердить — сделано не очень интуитивно, и первые разы
я уходила в бой без дополнительного оружия, в которое вложила кровно
заработанное золото. Немного кто знает, но Эрнест Хемингуэй (Ernest Hemingway) написал свой роман «Прощай, оружие!» после того как отворил новое снаряжение, но перед забегом ошибся кнопкой и не взял его. А потом оно ему ни разу не попалось.
Мрачный жнец, несмотря на заявленную утомление, довольно шустрый и ловкий. Управляется он приятно. Рывок, двойной прыжок, атаки — всё это отзывчиво реагирует на нажатия кнопок и пять анимировано. Увы, применяется вся эта красивая акробатика нечасто. Элементов платформинга в Have a Nice Death кот наплакал: в «Отделе пищевых токсинов» необходимо проскакивать сквозь ритмично исчезающее пламя, а в «Отделе неотвратимого времени» — запрыгивать на появляющиеся платформы, чтоб не напороться на колючки. Вот тогда-то на этажах наконец становится интересно! Но это уже практически финал игры, а большинство локаций подразумевают бездумное движение от одного кромки карты к другому. Чуть менее бездумным его делает поиск секретов: иногда в стенах прячутся комнатки (чтобы их отворить, нужно полечиться рядом с фальшивой стеной), и рассчитаны они на самых внимательных и глазастых.
Но даже подобные места не способны исправить того, что, пробегая по одним и тем же коридорам в дцатый раз, уже перестаёшь обращать внимание на красивость отделов. Впрочем, для особо любопытных есть словарик, описывающий местный лор. Почему локации и враги выглядят собственно так? Чем примечательны ваши сотрудники? Как работает смертельное оружие? На всё это есть ответы в так называемой «Должностной инструкции». Видно, что французы с большенный любовью прописывали все элементы игры.
Я долго думала, какой оценки заслуживает эта игра. С одной стороны, выглядит она попросту восхитительно. Офисный юмор и очаровательно-мрачный стиль сразу привлекают внимание. Чувствуется, что в Have a Nice Death вложено немало любви и сил. Но при этом геймплей — просто скука смертная!
Have a Nice Death соединила в себе элементы немало своих конкуренток по жанру, но из набора хороших идей не всегда получается хорошая игра. Я бы лучше посмотрела по её мотивам мультсериал, благо нарисовано всё пять, персонажи колоритные и бойкие, вселенная прописана детально, да и сюжет вполне себе приличный.
Плюсы: визуальный манера; полная юмора локализация.
Минусы: однообразный геймплей, из-за которого репетитивность, свойственная многим рогаликам, ощущается как кара для игрока.