Интересные детали, о которых не говорится напрямую в «основном» сюжете, встречаются даже во вступительной локации.
Попросту так с ними не связаться. Главному герою и его собаке нужно посетить излюбленные места умерших людей и прочитать думы обитателей, которым тот или иной человек был дорог. В этих мыслях будут упоминаться реликвии – их необходимо найти, чтобы после со всеми этими объектами призвать призрака и поговорить с ним. Шелмерстон – довольно оживлённое место, поэтому туристов и здешних тут много в каждой локации, но прежде всего нас интересуют те, у кого над головой появляются небольшие облачка.
Чтение воспоминаний напоминает игрушку-калейдоскоп – мы прокручиваем картинку в середине экрана и пытаемся сделать её чёткой несколько раз подряд. Тем временем персонаж, чьи мысли мы просматриваем, рассказывает историю, связанную с помершим. Кто-то вспоминает первое знакомство, кто-то попал с ним в передрягу или в непривычной ситуации узнал о нём что-то новое.
Как и в иных играх Annapurna Interactive, весь текст здесь прекрасно переведён на русский язык.
Почти никогда I Am Dead не давит на сочувствие – в большинстве случаев люди уже смирились со случившимся и продолжают жить своей жизнью. Они не горюют из-за утраты, не вливаются в депрессию и не рыдают спустя столько лет, даже если их истории в воспоминаниях трогательны и душевны. Однако по их рассказам чувствуется, что помершие многим из них запомнились либо как-то на них повлияли, – почти все актёры, озвучившие второстепенных героев (а все диалоги и монологи тут озвучены), с весьма убедительным упоением зачитывают свои реплики.
Лучше всех звучит сам Моррис в исполнении Дэвида Шонесси (David Shaughnessy). Манер героя будто списывали с него самого – сам он из Великобритании, деревушками которой вдохновлялись разработчики при создании острова, да и год рождения у него тот же, что и у протагониста. Он глянцевито отыгрывает роль старичка, радующегося мелочам, готового при необходимости помочь и преданного своему делу. Его реплики в диалогах не охота пропускать – всё дело в лёгком британском акценте в сочетании с добродушностью и мягкостью в голосе.
Под землёй тоже есть житье.
Быть призраком удобно
Прочитав мысли, игрок должен найти рядом с человеком (или животным – они тоже желая бы раз сталкивались с усопшими) показанные в воспоминаниях вещи. Тут пригождается довольно интересная механика, делающая взаимодействие с предметами намного увлекательнее, чем во многих других играх. Обычно персонаж берёт в руки объект, камера приближается к нему и мы можем крутить вазу, яблоко или снимку, рассматривая их со всех сторон. В I Am Dead же можно буквально заглянуть внутрь объекта – управляя камерой, мы понемногу «обрезаем» его с одной сторонки, изучая внутренности, после чего отодвигаем камеру и возвращаем предмет к нормальному состоянию. Проще говоря, будто впрыскиваем в консоли ‘noclip’.
Это позволяет разработчикам рассказывать куда больше подробностей о бывших и нынешних обитателях Шелмерстона, сопровождая отысканные предметы небольшими описаниями (а иногда и обходясь без них). Вот мы натыкаемся в парке на большую неказистую статую – заглядываем внутрь, а там на её дне возлежит саркофаг. Оказывается, землевладелец попросил сделать эту скульптуру его усыпальницей после его смерти. В следующей локации видим кораблик – извне это обычное судно, но стоит приблизить камеру и «поделить» его пополам, как внутри увидишь винокурню для производства виски. Подпольное производство алкоголя продолжается там уже не одинешенек десяток лет, а кораблик служит лишь прикрытием.
Удобная сумка!
Такой подход к исследованию локаций делает их внимательное изучение куда немало интересным, нежели в других играх. Даже простая обувь может хранить в себе секреты – что уж говорить о затворённых коробках, чемоданах и ящиках. Жаль, вокруг много мусора, на который тратишь время впустую. В первой локации цело шлёпанцев, ничего не рассказывающих ни об одном из жителей, в третьей около корабля разбросана куча банок с краской, внутри каких ничего нет, – желание всё рассмотреть приводит к лёгкому разочарованию.
Другой недостаток – коллекционные предметы, от которых тоже немного толку. В каждой локации можно найти около десяти груников – это такие крошечные духи, которые приносят счастие. Если игрок приближается к месту, где находится груник, в углу появляется изображение, и нужно найти рядом установленный предмет, развернуть его и «обрезать» так, чтобы получившееся было похоже на показанную картинку. Не всегда очевидно, с какой предметом необходимо провернуть эти манипуляции, но при правильном выборе картинка начинает пульсировать – хоть какая-то подсказка. Остаётся лишь верно расположить камеру (порой получается далеко не с первого раза) – тут игра сильно помогает и самостоятельно доводит камеру, если вы довольно близки к решению.
Иногда примерно понимаешь, где искать груника, однако со временем заниматься этим хочется всё меньше.
За это не получаешь никакую награду (даже если скопил всё на локации), нарушаешь темп повествования и портишь впечатление из-за того, что оригинальная поначалу механика начинает утомлять. Уже на половине второй локации я старался игнорировать всплывающие сообщения о груниках и шёл лишь по сюжету, хотя это не так просто – и собака всегда о них напоминает, и в процессе исследования предметов регулярно видишь эти дурацкие картинки.
Тут приходит понимание того, что прелесть I Am Dead заключается в сюрпризах, на какие натыкаешься сам, не ища их по чьей-то указке. Пройти игру можно, не копаясь в чужих комодах и столах, – просто отыщите по пять показанных объектов в каждой области и двигайтесь к финальным титрам. Но стоит хотя бы один раз узнать об умершем персонаже небольшую, совершенно незначительную для сюжета деталь, и остановиться будет трудно. Биографии выдуманных жителей острова кажутся очень увлекательными, когда по собственному желанию собираешь их по крупицам, читаешь описания, никуда не спешишь и не тратишь время на бессмысленные коллекционные объекты.
А вот залезть в черепные коробки людей так не позволяют.
***
Уже ни для кого не секрет, что изданные Annapurna Interactive игры всегда достойны внимания. I Am Dead исключением не сделалась. Душевная, симпатичная и здорово озвученная история, которая рассказывает не столько о смерти, сколько о том, что́ человек оставит после себя. Что́ о нём будут вспоминать обитатели, как они продолжат жить после его смерти, а главное – какие истории смогут рассказать оставленные им вещи. С последним пунктом игра справляется особенно крепко, позволяя узнать столько подробностей о людях и локациях, сколько захочется. А хочется много – и чтобы у вещей бывальщины подробные описания, и чтобы удавалось самому сделать выводы, заглянув в закрытую ото всех коробку или комнату.
Плюсы: душевная история о кончины и о том, что́ мы после себя оставим; блестяще озвученный главный герой и по большей части добротная игра остальных артистов; оригинальная механика с изучением нутра предметов, делающая исследование локаций увлекательным; возможность узнать больше о героях и острове по собственному жажде, отыскивая секреты; симпатичный визуальный стиль.
Минусы: коллекционные предметы не стоят того, чтобы тратить на них пора; мусор на локациях, с которым зачем-то можно взаимодействовать.