Живо для платформы:

Интересные детали, о которых не говорится напрямую в «основном» сюжете, встречаются даже во вступительной локации.

Попросту так с ними не связаться. Главному герою и его собаке нужно посетить излюбленные места умерших людей и прочитать думы обитателей, которым тот или иной человек был дорог. В этих мыслях будут упоминаться реликвии – их необходимо найти, чтобы после со всеми этими объектами призвать призрака и поговорить с ним. Шелмерстон – довольно оживлённое место, поэтому туристов и здешних тут много в каждой локации, но прежде всего нас интересуют те, у кого над головой появляются небольшие облачка.

Чтение воспоминаний напоминает игрушку-калейдоскоп – мы прокручиваем картинку в середине экрана и пытаемся сделать её чёткой несколько раз подряд. Тем временем персонаж, чьи мысли мы просматриваем, рассказывает историю, связанную с помершим. Кто-то вспоминает первое знакомство, кто-то попал с ним в передрягу или в непривычной ситуации узнал о нём что-то новое.

I Am Dead обзор игры

Как и в иных играх Annapurna Interactive, весь текст здесь прекрасно переведён на русский язык.

Почти никогда I Am Dead не давит на сочувствие – в большинстве случаев люди уже смирились со случившимся и продолжают жить своей жизнью. Они не горюют из-за утраты, не вливаются в депрессию и не рыдают спустя столько лет, даже если их истории в воспоминаниях трогательны и душевны. Однако по их рассказам чувствуется, что помершие многим из них запомнились либо как-то на них повлияли, – почти все актёры, озвучившие второстепенных героев (а все диалоги и монологи тут озвучены), с весьма убедительным упоением зачитывают свои реплики.

Лучше всех звучит сам Моррис в исполнении Дэвида Шонесси (David Shaughnessy). Манер героя будто списывали с него самого – сам он из Великобритании, деревушками которой вдохновлялись разработчики при создании острова, да и год рождения у него тот же, что и у протагониста. Он глянцевито отыгрывает роль старичка, радующегося мелочам, готового при необходимости помочь и преданного своему делу. Его реплики в диалогах не охота пропускать – всё дело в лёгком британском акценте в сочетании с добродушностью и мягкостью в голосе.

I Am Dead обзор игры

Под землёй тоже есть житье.

Быть призраком удобно

Прочитав мысли, игрок должен найти рядом с человеком (или животным – они тоже желая бы раз сталкивались с усопшими) показанные в воспоминаниях вещи. Тут пригождается довольно интересная механика, делающая взаимодействие с предметами намного увлекательнее, чем во многих других играх. Обычно персонаж берёт в руки объект, камера приближается к нему и мы можем крутить вазу, яблоко или снимку, рассматривая их со всех сторон. В I Am Dead же можно буквально заглянуть внутрь объекта – управляя камерой, мы понемногу «обрезаем» его с одной сторонки, изучая внутренности, после чего отодвигаем камеру и возвращаем предмет к нормальному состоянию. Проще говоря, будто впрыскиваем в консоли ‘noclip’.

Это позволяет разработчикам рассказывать куда больше подробностей о бывших и нынешних обитателях Шелмерстона, сопровождая отысканные предметы небольшими описаниями (а иногда и обходясь без них). Вот мы натыкаемся в парке на большую неказистую статую – заглядываем внутрь, а там на её дне возлежит саркофаг. Оказывается, землевладелец попросил сделать эту скульптуру его усыпальницей после его смерти. В следующей локации видим кораблик – извне это обычное судно, но стоит приблизить камеру и «поделить» его пополам, как внутри увидишь винокурню для производства виски. Подпольное производство алкоголя продолжается там уже не одинешенек десяток лет, а кораблик служит лишь прикрытием.

Удобная сумка!

Такой подход к исследованию локаций делает их внимательное изучение куда немало интересным, нежели в других играх. Даже простая обувь может хранить в себе секреты – что уж говорить о затворённых коробках, чемоданах и ящиках. Жаль, вокруг много мусора, на который тратишь время впустую. В первой локации цело шлёпанцев, ничего не рассказывающих ни об одном из жителей, в третьей около корабля разбросана куча банок с краской, внутри каких ничего нет, – желание всё рассмотреть приводит к лёгкому разочарованию.

Другой недостаток – коллекционные предметы, от которых тоже немного толку. В каждой локации можно найти около десяти груников – это такие крошечные духи, которые приносят счастие. Если игрок приближается к месту, где находится груник, в углу появляется изображение, и нужно найти рядом установленный предмет, развернуть его и «обрезать» так, чтобы получившееся было похоже на показанную картинку. Не всегда очевидно, с какой предметом необходимо провернуть эти манипуляции, но при правильном выборе картинка начинает пульсировать – хоть какая-то подсказка. Остаётся лишь верно расположить камеру (порой получается далеко не с первого раза) – тут игра сильно помогает и самостоятельно доводит камеру, если вы довольно близки к решению.

I Am Dead обзор игры

Иногда примерно понимаешь, где искать груника, однако со временем заниматься этим хочется всё меньше.

За это не получаешь никакую награду (даже если скопил всё на локации), нарушаешь темп повествования и портишь впечатление из-за того, что оригинальная поначалу механика начинает утомлять. Уже на половине второй локации я старался игнорировать всплывающие сообщения о груниках и шёл лишь по сюжету, хотя это не так просто – и собака всегда о них напоминает, и в процессе исследования предметов регулярно видишь эти дурацкие картинки.

Тут приходит понимание того, что прелесть I Am Dead заключается в сюрпризах, на какие натыкаешься сам, не ища их по чьей-то указке. Пройти игру можно, не копаясь в чужих комодах и столах, – просто отыщите по пять показанных объектов в каждой области и двигайтесь к финальным титрам. Но стоит хотя бы один раз узнать об умершем персонаже небольшую, совершенно незначительную для сюжета деталь, и остановиться будет трудно. Биографии выдуманных жителей острова кажутся очень увлекательными, когда по собственному желанию собираешь их по крупицам, читаешь описания, никуда не спешишь и не тратишь время на бессмысленные коллекционные объекты.

А вот залезть в черепные коробки людей так не позволяют.

***

Уже ни для кого не секрет, что изданные Annapurna Interactive игры всегда достойны внимания. I Am Dead исключением не сделалась. Душевная, симпатичная и здорово озвученная история, которая рассказывает не столько о смерти, сколько о том, что́ человек оставит после себя. Что́ о нём будут вспоминать обитатели, как они продолжат жить после его смерти, а главное – какие истории смогут рассказать оставленные им вещи. С последним пунктом игра справляется особенно крепко, позволяя узнать столько подробностей о людях и локациях, сколько захочется. А хочется много – и чтобы у вещей бывальщины подробные описания, и чтобы удавалось самому сделать выводы, заглянув в закрытую ото всех коробку или комнату.

Плюсы: душевная история о кончины и о том, что́ мы после себя оставим; блестяще озвученный главный герой и по большей части добротная игра остальных артистов; оригинальная механика с изучением нутра предметов, делающая исследование локаций увлекательным; возможность узнать больше о героях и острове по собственному жажде, отыскивая секреты; симпатичный визуальный стиль.

Минусы: коллекционные предметы не стоят того, чтобы тратить на них пора; мусор на локациях, с которым зачем-то можно взаимодействовать.