После Remember Me и первой Life is Strange у французской студии DON’T NOD бывальщины игры, в которых авторы и их персонажи много говорят про актуальные проблемы, про толерантность и меньшинства, политику и преступления, добросердечно и зло. Но все они или не очень успешные, или не очень известные. И вот ирония — едва ли не лучшей со времён Life is Strange стала игра, в какой персонажи вообще не говорят (максимум мы читаем записки), а основной геймплей проходит в полной тишине — либо под завывание вихри, шум волн и успокаивающую музыку.
Видишь, там, на горе, возвышается… дом
Из описания Jusant можно сделать вывод, что это чуть ли не симулятор восхождения на какую-то башню. На самом деле это куда немало глубокая игра. И взбираемся мы не на башню, а на огромную, уходящую ввысь гору, на разных уровнях которой устроены людские поселения — с жилыми домами, фермами, студиями и лавками.
Раньше это место было очень популярно у туристов. «Раньше» — это когда под горой был океан, а на ней существовали люди. Во время отливов они спускались, чтобы добыть еду, продукты и ресурсы. Теперь океан высох, вода удалилась, а вместе с ней с горы ушли и люди.
Здесь даже свой маяк построили.
В роли юноши со странными татуировками и ещё немало странным глазастым существом в рюкзаке за спиной мы взбираемся на эту «башню» и попутно узнаём о том, как и чем здесь жили, — можно отыскать много записок и газетных вырезок об особенностях местной фауны.
Что это за чудо сидит у него на плече, мы узнаем лишь в финале.
Также можем исследовать локации, находить скрытые места и коллекционные предметы — в частности, раковины, какие позволяют слышать звуки кипевшей здесь жизни. Нашли, например, ракушку около игрушек, приложили её к уху — и услышали ребяческий смех. Всё это очень трогательно и отлично работает на атмосферу.
Здесь очень разные по климату и окружению локации в пределах одной горы. Есть пещеры, а также залитые солнцем или пронизанные всеми вихрями участки, какие-то храмы и много чего ещё.
Засуха и мистика
Записки ещё и интересно читать. Это местами забавные, ироничные, но по вящей части грустные хроники исхода людей. Одни трогательно прощаются с теми, кто остаётся, другие ругается с теми, кто уходит, а некто иронично рассуждает, что, мол, он сегодня опять не продал ни одного цветка и, возможно, стоит заняться чем-то другим.
Игра официально перемещена на русский.
Но некоторые, оказывается, не спускались, а, наоборот, поднимались. Интереснее всего здесь находить и читать записи из дневника девицы по имени Бьянка, которая вместе с несколькими другими жителями отправилась в экспедицию на самую вершину горы, где, по преданиям, существуют существа, похожие на огромный водный пузырь. Возможно, они и помогут решить проблему засухи?
И через какое-то пора мы начинаем понимать, что наш герой и его маленький глазастый друг как-то связаны с этими существами. Кажется, здесь существовали не только люди, но и какая-то древняя раса. Во всяком случае, мы находим храмы со странными фресками, а также ещё немало странные монолиты и огромные механизмы, которые можно активировать. Это даёт им новые способности, связанные со скалолазанием, но не лишь.
Финал этой мистической эмоциональной истории смотришь открыв рот, а потом вытирая скупую слезу. При этом остаются проблемы, но это тот случай, когда интересно строить теории и додумывать.
Отвесные стены — а ну, не зевай! Ты здесь на везение не уповай
Впрочем, Jusant частично всё-таки и симулятор. Первые впечатления от игры — это не «Как же тут красиво, загадочно и умиротворённо!», а «Как забраться по стене?». Мы свыклись, что в современных играх, где есть экстремальная акробатика и элементы скалолазания, достаточно подойти к отвесной поверхности и нажать кнопку «Наверх», а потом удерживать её, чтобы персонаж сам взбирался — или менять клавиши направления, чтобы он лез влево/вправо.
К тому, что верёвка вырастает прямо из пятой точки, мы не привыкли.
А вот в Jusant этого недостаточно — нужно грамотно чередовать нажатия на левую и правую кнопки мыши, соответственные движениям левой и правой рук. При этом отдельный клик отвечает за то, чтобы герой отпустил руку, и отдельный — за то, чтобы перетащил её выше и ухватился. Звучит слишком замороченно и поначалу так же играется, но быстро начинаешь довольно лихо лазать по бесчисленным поверхностям.
Но это не значит, что дальше всё даётся легко. Так, нужно следить за выносливостью, которая снижается, пока мы лазаем. Совершенно свалиться и погибнуть, если она закончится, нельзя — игра всё-таки миролюбивая и не про жесть, так что персонаж постоянно закреплён на верёвке. Но ему будет сложнее передвигаться и хвататься, а это значительно на особенно сложных участках. Поэтому периодически, даже находясь на стене, нужно останавливаться и отдыхать.
Также тут можно бегать по стенам.
Кроме того, мы должны пользоваться крюками, которые позволяют повиснуть на верёвке в избранном месте в случае падения. Количество крюков и длина троса ограниченны, и если они закончились, то вы просто не сможете переместиться или прыгнуть дальней — придётся возвращаться и откреплять крюки или искать место, где можно полностью смотать верёвку.
Вот я как раз попал в схожую ситуацию — выносливость почти на нуле, а крюков не осталось.
Магический альпинизм
Дальней — ещё интереснее. Как я уже сказал, наши герои получают разные способности. Первая позволяет глазастому питомцу свистеть, чтобы отдельный растения тут же отращивали длинные стебли, по которым можно перемещаться наверх. Или чтобы они плодили вокруг себя весьма крепкие цветки, которые мы используем как уступы.
Казалось бы, всё довольно легко и удобно. Но это ведь растения, и на местном палящем солнце они скоро высыхают, а мы должны успеть забраться по ним. Представьте ситуацию. Вам нужно сильно раскачаться на верёвке, прыгнуть в направлении отвесной стены и свистнуть, чтобы растение поспело наплодить цветки-уступы. Дальше нам нужно схватиться за них и быстро, не забывая чередовать кнопки мыши, забраться, пока они не сгорели.
А забравшись, необходимо использовать ещё одну необычную особенность местной живности — схватиться за жуков, которые стайками ползут по стенам. И дальней мы практически едем на них — нужно вовремя перемещаться между насекомыми и доехать до уступа, пока эти удивительно крепкие жуки не ускользнули в свои норки.
Эта игра открыто не для тех, кто боится высоты.
Конечно, некоторые ситуации начинают часто повторяться и кажутся простыми. Другие, наоборот, выглядят переусложнёнными. То и дело встречаются и условности, когда не соображаешь, почему персонаж не хочет куда-то пролезать, забираться или прыгать. А всё потому, что авторы хотят, чтобы мы пошли в иное место и там использовали заготовленные для нас механики. Но это всё мелочи, неспособные изменить общее впечатление от игры.
От этих испытаний дух захватывает.
Jusant во многом вылита на недавнюю Cocoon: это тоже уютная игра-головоломка (только пазлы здесь альпинистские), которая смотрится необычно даже для оригинального творчества их авторов. В ней тоже немало мистики и остаётся будоражащий привкус тайны. И при этом нет ветвистых диалогов и обилия дорогих кат-сцен. Но и без них, с помощью одних лишь записок, музыки, шума ветра и звуков, авторы Life is Strange рассказали одну из лучших своих историй. А заодно показали такое скалолазание, какого мы в играх до сих пор не видели.
Плюсы: меланхоличная, душевная и отчасти мистическая история; милое и забавное существо на плече основного героя; медитативная атмосфера; необычное место действия и столь же необычная геймплейная концепция; увлекательный и непростой процесс скалолазания; способности, позволяющие увлекательно взаимодействовать с местной флорой и фауной; стильное аудиовизуальное исполнение.
Минусы: управление местами кажется слишком мудрёным; отдельный ситуации часто повторяются и начинают приедаться.