Подобный долгой и страшной войны мир не видел уже давно. Инопланетяне, захватившие нашу планету – концентрированные сукины дети, и в этой мясорубке погибнет еще немало достойных братьев и сестер. И мы тут для того, чтобы помочь свести эти потери к минимуму.

Мой коллега и я играем в XCOM 2 еще с прошедшей недели, поэтому решили посовещаться и составить список предметов, которые неплохо бы знать перед тем, как садиться за игру в самый первоначальный раз.

Мы начнем с самых простых советов, которые пригодятся на поле боя, а затем перейдем к развитию и глобальной стратегии. Кроме того, мы продолжаем резаться, поэтому этот список, скорее всего, будет дополняться. Итак, за дело!

Первое – прощупайте поле битвы

В XCOM 2 есть эффект «мглы войны», который не дает видеть все поле боя целиком, однако у вас все же есть возможность его разведать. Перед тем, как вступать в битву, прочешите карту, чтобы разузнать, где находятся ее границы, ваши цели и где могут прятаться ваши неприятели.

ВБУ: Всегда Будьте в Укрытии

Это, конечно совет уровня Капитана Очевидности, но тем не немного: ни при каких обстоятельствах не оставляйте солдата XCOM на открытой места. За исключением случаев, когда вы совершаете последний отчаянный швырок, чтобы убить оставшуюся горстку алиенов, каждый ход необходимо заканчивать так, чтобы все ваши бойцы прятались хоть за какими-либо досками или бочками. И желательно, чтобы эти укрытия находились между вашими бойцами и врагом.

xcom 2 sniper

ВБС: Всегда Берите Снайпера

Вы можете привести на поле боя боец нескольких разных классов. Среди них есть так называемые Sharpshooter’ы (они же – снайперы), и если вы не желаете, чтобы вам наваляли ваши партизанско-виртуальные бока, то без этих ребят не стать никак. С другими классами можно изголяться как угодно, но как минимум одинешенек снайпер в команде должен быть. Если возможно, пошлите его на какую-нибудь высокую позицию. Поверьте, они не раз спасут вашу задницу.

АЕЛ, ББС: А Еще Лучше, Хватайте Больше Снайперов

Наличие в команде одного спеца по хедшотам – неплохо, а двух – еще лучше. Причем второму лучше прокачать не лишь снайперские умения, но и навыки стрелка (скилл «Быстрые длани» – объеденье!). Пока эти двое будут оставаться на неплохих позициях и с включенным «Наблюдением», они будут и универсальным средством нападения, и отличной защитой от неожиданных засад, причем постоянно оставаясь вне зоны досягаемости. И не забывайте снабжать их апгрейдами на точность.

Стань, подожди, перезарядись

В миссиях без обратного отсчета враги не «активируются» до тех пор, пока некто из вашей команды их не увидит. Поэтому мы бы порекомендовали такую стратегию – закончив перестрелку, выделите ход на то, чтобы все ваши бойцы перезарядились. Потому что весьма часто случается так, что в самый решающий момент у ваших боец просто кончаются патроны, особенно на самых первых вылетах. Перезарядитесь, даже если ваш боец стрелял всего раз. Потратив ход, вы не потеряете абсолютно ничего, а одна излишняя пуля может запросто спасти весь отряд.

Подвигайтесь волнами

Продвигаясь по карте, старайтесь держать строй и перемещаться группами. Образно представьте, что ваш отряд заключается из двух частей – передней и задней. Передняя продвигает «черту фронта» вперед, а задняя медленно движется следом, с всегда включенной способностью «Наблюдение» (т.е. Overwatch). Таким образом, все будут оставаться под заслоном, и вы всегда, если нужно, сможете отступить назад. И уместно, о «Наблюдении»…

Наблюдать, наблюдать и еще раз наблюдать

Способность «Наблюдение» – одна из самых здоровых в XCOM 2, как и в первой игре. Она позволяет бойцу реагировать на движение противника штурмом, что крайне важно для защиты от фланговых обходов и устройства засад. Технически это защитная способность, однако без нее не обходится ни одна неплохая наступательная стратегия. Должен же кто-то присматривать за задней дверью?

Подавлять, подавлять и еще раз подавлять

Обучите ваших гренадеров «Подавлению». Оно позволяет придавить врага к земле, причем безо всякого штрафа на точность. Если неприятель двинется, гренадер сделает самый обычный выстрел, а если соединить его со способностью «Голо-прицеливание», то на врага будет поставлена метка, благодаря какой попасть в него будет гораздо проще, причем не лишь гренадеру, но и всей остальной команде. Бонус: «Подавление» скидывает у врагов «Наблюдение». Сжульничать и оставить супостата в проигрышной ситуации – что может быть симпатичнее?

xcom 2 effect

Практикуйте устройство засад

Большинство миссий XCOM 2 начинаются с того, что ваш отряд уже запрятывается в укрытиях, что дает возможность устроить ничего не подозревающему вражьему патрулю хитрую засаду. Пробуйте сделать это так, чтобы убивать всех неприятелей за один ход. Обычно это значит, что вам нужно правильно расставить своих бойцов, включить им «Наблюдение», а затем рвануться одним из персонажей вперед, стреляя во все, что попадается на линии. Чем более опытными будут ваши солдаты, тем больше «наблюденческих» выстрелов смогут сделать и тем лучше сработает засада.

Крушите все

Чертовски нервирует, когда враг обходит вас с фланга и при этом все равно умудряется спрятаться? В этом случае помните, что почти любой объект в XCOM 2 – разрушаем. Если неприятель дает вам жару, зайдя за спину и забравшись на какую-то неприступную вышину, раздолбайте его укрытие гранатой или чем помощнее (гренадеры – вперед!). Когда укрытия не сделается, то 33-процентный процент поражения сразу скакнет до 80, 90 или даже 100. А собственно это нам и нужно!

Если враг стоит рядом с взрывоопасной цистерной, ШАРАХНИТЕ ПО НЕЙ ТАК, ЧТОБЫ ОШМЕТКИ ЭТОГО ЗАСРАНЦА ДОЛЕТЕЛИ ДО Месяцы!

Собственно, этот совет говорит сам за себя.

Следите за таймером

Груда миссий в XCOM 2 сопровождается отчетом времени, и если о нем позабыть, миссия будет завалена. Когда счетчик достигнет нуля, то все, вы проиграли. После нуля никакого добавочного раунда не будет. И убедитесь, что к этому моменту абсолютно все ваши бойцы добрались до пояса эвакуации (или все цели миссии были завершены). Иногда это значит, что вам необходимо стремя голову рвануть сквозь наступающий прямо на вас вражий отряд. Сожмите зубы и вперед!

Бейте марионеточников, а не марионеток

На ранних этапах вам будет встречаться особый вид инопланетян, умеющих, помимо прочего, контролировать рассудок ваших бойцов и воскрешать павших солдат. Разумеется, бить по своим не стоит (даже с промытыми мозгами), но мы бы добавили, что и по воскресшим телам – тоже. Вместо этого убейте «серого кардинала», какой стоит за всеми этими делишками. Как в сказках – убейте основного злодея, и все вокруг снова зацветет пышным цветом. Коршуны обратятся в колибри, ужасные стражники – в добрых садовников, а ваш сослуживец вновь припомнит, что вы не партизанское отребье, а верный друг и товарищ, с которым вы миновали огонь, воду и десяток-другой жутких заварушек. К слову, о самих злодеях…

xcom 2 sectoid

ВУС: Вечно Убивайте Сектоидов

В общем-то, сами злодеи – это сектоиды. Когда эта гадина начинает поднимать павших боец, бой превращается в дикую головную боль. То же самое и с контролем разумы. Поэтому пресекайте все подобные попытки на корню. Едва сектоид является – отправляйте его к праотцам. И на всякий случай лучше оснастить тех, кто воюет на передовой, защитой от ментальных атак – соответствующее исследование можно выполнить на самых ранних этапах игры.

Повысьте размер отряда – и как можно быстрей

Одно из самых первых сооружений, какое вы можете построить – это партизанская школа. С ее помощью для бойцов можно создать немало полезных апгрейдов, среди которых и увеличение численности отряда. Пять боец – это более опасная угроза, чем те четверо, которые находятся под вашим начином в самом начале игры.

Не скупитесь на апгрейды оружия

По ходу игры у вас будет являться множество различных апгрейдов, которые можно тут же оставить на вооружение. Чем мощнее апгрейды, тем вяще простора для маневра. Но для начала – не скупитесь на улучшения. Либо новоиспеченные апгрейды, либо груды двухсотых.

Изучите своих боец

Бойцы XCOM 2 обладают случайно генерируемыми именами, лицами и предысториями. Однако если хотите, все это можно полностью поменять, изменив любого персонажа, как вам будет угодно. И мы советуем собственно так и сделать: дайте бойцам имена своих друзей, соседей, коллег, знаменитостей, бывших подруг. Так гораздо интереснее. Просто представьте, как ваш товарищ Василий выбегает из укрытия с пулеметом наперевес, спасая всю команду, или, хнык, упадает смертью храбрых, оставшись прикрывать зону эвакуации и напоследок кинув: «Бегите, глупцы!» Также имеет смысл перекрасить оружие – что бы постичь, кто есть кто на поле боя.

Творческий подход к сохранениям

Раз уж взялись за кастомизацию, подавайте применим ее и к сохранениям – так в них будет гораздо проще ориентироваться. Непременно сохраняйтесь между миссиями. Одно сохранение – перед заброской на миссию, несколько – с наименованиями вроде «чертчертчертчерт» или «ПОЛНАЯ Ж». Очень удобно.

А не поиграть ли мне на «айронмене»?

Поиграть. Да, мы не препираемся, хорошо, когда есть возможность сохраниться и переиграть какой-то особо трагичный военный вылет, но поиграть без сохранений все же стоит, и именно в этом заключается особенность порядка «Ironman». Это жуткий режим, но и более правдивый. И более захватывающий. Да, победить становится сложнее, но суть XCOM 2 – не в победе.

Стройте оружия связи Сопротивления – и как можно быстрее

Секретный план алиенов по уничтожению вселенной сам себя не остановит, поэтому вам надо связаться с сопротивлением, раскиданным по разным странам, чтобы максимально отстрочить этот проект. Однако может запросто случиться так, что вы будете готовы отправиться на какую-то значительную миссию, но еще не установили связь со страной, где эта миссия будет протекать, а систем связи для этого не хватает. Не дайте этому случиться. Едва-едва начав игру, обязательно постройте парочку средств связи Сопротивления.

Улучшите панцирь – тоже как можно быстрее

Получили дополнительные очки здоровья или новоиспеченный слот для экипировки? Божий промысел, не иначе. Используйте это с разумом, т.к. все это значительно повышает шансы бойца на выживание. Причем не одного бойца, а итого отряда. Изучайте и улучшайте броню, и чем быстрее, тем лучше.

xcom 2 machete

Учите навыки, позволяющие «ломать систему»

Персонажи, как правило, могут выполнить лишь два «вящих» действия – передвижение и атаку. Однако в XCOM 2 есть особые навыки, какие эту систему позволяют сломать. К примеру, у рейнджера есть способность «Жнец», после любого убийства позволяющий делать еще один «большой» ход. Еще один отличный рейнджеровский навык – «Несись и стреляй», позволяющий в течение одного и того же хода пробежаться еще раз. Таким манером, если объединить эти навыки, теоретически за ход можно выполнить аж 4 поступки, а это очень много!

И еще парочка ломающих систему приемчиков:

  • У специалиста есть способность «Беспрерывная бдительность», благодаря которой у него автоматически после любого хода включается «Наблюдение» – даже если бывальщины израсходованы все очки хода.
  • «Быстрые руки» снайпера позволяют сделать «даровой» выстрел из пистолета.
  • У гренадера есть «Цепь выстрелов», благодаря какой он может сделать по противнику еще один выстрел, если первоначальный был успешным. Правда, в этом случае боец получает большенный штраф к точности, поэтому эту способность лучше использовать, если какой-то алиен обошел гренадера с фланга или когда уж совершенно некуда деваться.

Не бойтесь начать заново

Иногда вы глядите на собственный отряд, а потом на стоящие перед вами задачи, и соображаете, что деваться попросту некуда. В таком случае нет ничего постыдного в том, чтобы попросту выйти и начать сначала. Заново играя в первые миссии, вы будете четче понимать, каким улучшениям отдать приоритет, а каким нет, какие сооружения выстроить в первую очередь, а какие оставить на потом, причем рестарт не сделает игру немного увлекательной и непредсказуемой.

Дайте салагам понюхать пороху

Невозможно минуть всю игру 4-6 солдатами. Даже оставаясь в живых, они будут получать ранения, и на лечение этих ранений может потребоваться цельная вечность, поэтому всегда лучше иметь под рукой резервных «матерых волков». Другими словами, список ветеранов лучше расширить до 10-12 бойцов. Самый наилучший способ прокачать солдат, заодно наделив их специализацией – это дать им понюхать пороху в самом начине игры. Уж лучше пускай они получат пару шрамов в первых миссиях, чем сделаются пушечным мясом на поздних стадиях игры, где им придется столкнуться с гораздо немало сильным врагом.

Тасуйте состав первого отряда

Вечно есть соблазн выбрать любимчиков и таскать их с собой на любой боевой вылет, но разнообразие миссий в XCOM 2 гораздо рослее, чем в оригинале. Разумеется, в идеальном мире можно безо всяких раздумий вечно брать в отряд двух снайперов, однако особенности кой-каких карт (и целей – вроде тех, что нужно выполнить за короткое пора) таковы, что в отряд лучше взять кого-то побыстрей и попроворнее (к образцу, рейнджеров и специалистов), чем передвигающихся с черепашьей скоростью снайперов.

Г – значит «граната»

Гренадер может взять на поле боя два дула, однако один из них гораздо ценнее другого. Их главное оружие – будет слабое, ему не хватает дальности и точности. Однако гранатомет с течением поре может превратиться в одно из самых ценных оружий в игре, особенно когда вы разработаете улучшенную взрывчатку (и изучите перк, позволяющий хватать на задание больше гранат). У врагов покрепче есть одна несимпатичная особенность – перед тем, как добраться до их очков здоровья, вам нужно снести тучный слой брони, и в этой ситуации нет ничего лучше, чем присутствие на поле боя гренадера, укомплектованного парочкой плазменных гранат.

xcom 2 sparks

Засады с взрывчаткой

Мастеря засаду, включите у большей части отряда «Наблюдение». Дальше нам нужен кто-то, кому предстоит выскочить из укрытия и приступить поливать супостата свинцом, и для этой задачи нет кандидата лучше, чем гренадер. Ничего не думающие враги, как правило, ходят в патрулях и кучкуются рядом товарищ с другом, поэтому вы можете запросто убить трех противников одним ударом, швырнув в них, к образцу, кислотную или зажигательную гранату. Причем еще до того, как начнется основное действо – массовое выпрыгивание из-за укрытий и последующая разделка алиенов на тонкие кусочки. Другими словами, использование гренадера – это наилучший способ разделаться со всеми неприятелями за один ход.

Когда на поле боя есть гражданские, следите за инопланетянами

Помимо прочего, в XCOM 2 из Enemy Unknown перекочевали и миссии в манере «Террор», т.е. задания, где вашему отряду нужно спасти желая бы шестерых гражданских из числа двенадцати (или вроде того), каким не повезло оказаться на поле боя. Каждый ход умирает примерно по одному штатскому. Есть соблазн сразу броситься к позициям, где сидят эти бедолаги, однако будет гораздо лучше, если вы сфокусируетесь на том, чтобы взять хорошие позиции и приступить к целенаправленному уничтожению инопланетян. Используя эту стратегию, вы почти наверняка сохраните житье максимальному количеству гражданских, при этом не рискуя бойцами, устанавливая их на уязвимые позиции.

Чем лучше боец, тем больше возможностей для кастомизации

В меню кастомизации бойца, какой пороха почти не нюхал, доступных опций совсем немножко. Однако вернитесь туда после того, как он получит чету новых рангов, и возможностей для придания солдату неповторимого внешнего облика станет гораздо больше. Отсюда вывод. Хотите, чтобы ваш отряд выглядел помоднее? Заглядывайте в это меню как можно пуще.

Стройте «Зал теней»

Когда игра ставит перед вами задачу выстроить «Зал теней», это значит, что она очень хочет, чтобы вы построили этот «Зал теней». И точка.

Улучшайте оружия связи сопротивления и реле питания

Эти сооружения – самые значительные на вашей базе. Но если вы достигли лимита, вам не обязательно строить еще одну антенну или реле, т.к. вы можете улучшить те, что у вас уже выстроены. Это можно сделать двумя способами – либо повысив мощность сооружения сквозь прямой апгрейд, либо открыв там дополнительное рабочее пункт, чтобы временно отправить туда на помощь еще одного инженера.

Берите инженеров

Инженеры крайне важны для здоровья и процветания вашей базы и проживающих в ней боец. Солдат не нужно рекрутировать, пока они не гибнут, а ученые, желая и совершают важные исследования, все же не так полезны, как инженеры. Поэтому при любой возможности, будь то награда за выполнение миссии или ежемесячный комплект нового персонала – нанимайте дополнительных инженеров. Этих ребят никогда не случается слишком много.

Не давайте простаивать испытательному полигону

Позабыть об этой постройке, тем самым оставив ее без работы, очень попросту. Большинство изучаемых здесь проектов стоят немного, потому имеет смысл заставить эту артель работать в постоянном порядке, выпуская для ваших солдат новую специализированную экипировку.

Устанавливаем моды – бережем нервы

Для XCOM 2 доступно огромное число модов, делающих игру гораздо более приятной, а благодаря Студии Steam устанавливаются они буквально в два счета. К примеру, мод Save Scum Roller сгодится тем, кто сохраняется после каждого шага, Quiet Bradford затыкает рот болтливому офицеру Бредфорду, а Stop Wasting My Time устраняет массу несообразных и раздражающих пауз (вроде тех, что появляются после выстрелов, бросания гранат и т.д.).

Улучшение производительности на PC

В этот момент у PC-версии XCOM 2 наблюдаются проблемы с производительностью. Firaxis и 2K сообщают, что уже работают над этой проблемой, однако у владельцев персональных компьютеров все же есть возможность сделать свое пребывание в игре чуть немного нервозным. Можно, к примеру, снизить сглаживание (Anti-Aliasing) до FXAA или вообще его отключить, объемный свет (Ambient Occlusion) понизить до Tile, а тени (Shadows) убавить до Low. Эти настройки не мощно понизят качество графики, но могут хорошо подействовать на производительность. Но самое основное – отключите вертикальную синхронизацию (V-Sync) или сделайте ее адаптивной. Если у вас карта от NVidia, забегите в панель управления NVidia и выставьте количество пререндеренных кадров на «1». И, наконец, летя на возвращающемся на базу корабле, нажмите Caps Lock – это гораздо сократит время загрузки. Да, вот такой дикий фикс.

*

Надеемся, эти рекомендации были для вас полезны. Если у вас выработались собственные приемы, не стесняйтесь делиться ими в комментариях. Да здравствует сопротивление!