Mad Catz RAT9 Wireless была приобретена мной в начале 2012 года и в условиях интенсивной эксплуатации она до сих пор исправно выполняет свою функцию. Это самая долгоживущая моя мышка. Сейчас RAT9 Wireless можно приобрести за девять с половиной тысяч рублей, что кусается. В свое пора я за нее отдал в два раза меньше, надо было купить две, нет, даже три.

Разумеется, были и глюки. Софт ужасен. Устанавливается не с первого раза. После настройки порой не запоминает профили. Через некоторое время он и вовсе может перестать запускаться. Запоздалее был замечен другой глюк, досадный. Клик колесиком сделался двоить.

В своем случае я думал, что придется нести в ремонт. Двулетняя гарантия давным-давно прошла, поэтому в официальном сервисе все работы обошлись бы мне в тысячу рублей. Поистерлась изнаночная передняя ножка, поэтому еще 700 рублей за полный комплект новых накладок.

До сервиса я мышку так и не донес, оказалось, на иных компьютерах клик работает исправно. Магия влияния иных беспроводных устройств.

Не так давно линейка мышек от Mad Catz обновилась, есть Tournament Edition и PRO. Но все предыдущие модели весьма надежны и продолжают, несмотря на затертости и прочие шрамы, предназначаться своим владельцам. Брака в мышках этого производителя вечно было предельно мало. И это отличный опыт, надежная техника, какая не ломается сразу после истечения гарантийного срока.

Ниже перевод статьи EuroGamer о роковых решениях после первых успехов компании, какие привели к банкротству.

***

Вы можете прекрасно помнить о Mad Catz ещё с младенчества.

Основанная в 1989 компания сразу приходила на ум, когда выговор шла о сторонних контроллерах и аксессуарах. Они не всегда были лучшими, но выделялись невысокой ценой, за которую предлагали достойное качество. Также их можно помнить по высококачественным аркадным стикам и популярным аксессуарам вроде линейки мышей RAT.

Однако 30 марта 2017 года, после нескольких нестабильных лет, компания подала на банкротство. Разумеется, любой может обвинять во всём плохие продажи Rock Band 4, но это было лишь заключительнее каплей в череде неудачных решений, берущей своё начин лет шесть назад.

На самом деле, бывшие сотрудники компании, разузнав о банкротстве, выражали удивление, что она протянула до 2017.

«Первым делом я поразмыслил, что они на удивление долго держались», – говорит вице-президент Mad Catz и основатель Tritton Крис фон Хубен (Chris von Huben), покинувший фирму в 2014. – «В моём понимании Mad Catz была осуждена ещё три года назад».

Аарон Смит (Aaron Smith), бывший менеджер по продукту в Tritton и Mad Catz, также удалившийся в 2014, добавляет: «Я бы тоже не сказал, что это шокирующая новость. Будет долго всё тянулось, куда дольше, чем я ожидал».

Один из директоров признаёт, что «был изумленен отсутствием каких-либо эмоций» от услышанной новости: «Я полагал, что почувствую хоть что-то, ведь с Mad Catz связана немалая доля моей карьеры, я вкладывал всего себя в общее дело. Но, в крышке концов, все прекрасно всё видели, и только слепой не понимал, к чему всё идет».

Что же пошло не так?

2011 сделался ярким годом для Mad Catz, компания радовалась успеху Rock Band 3 и приобрела специалистов по звуку Tritton за миллион долларов.

«В компании посчитали, что мы добились невообразимых высот, и решили хвататься за всё, что может потенциально закрепить успех», – сообщает фон Хубен. – «Они хотели расширяться».

Далее последовала череда неверных, на вид случайных и порой безумных, либо недопроверенных решений. То, что казалось в то время амбициями, сейчас выглядит открытым высокомерием.

Взять хотя бы решение издавать и распространять Jonah Lomu Rugby Challenge в Нордовой Америке. Регби не пользуется популярностью в этом регионе, так что своего покупателя продукт не отыскал.

Среди ранних контроллеров Mad Catz некоторые сразу выделялись своим… экстравагантным обликом. Вы могли понять, насколько непопулярны в компании, если некто передавал вам такой геймпад во время совместных заездов в Mario Kart.

Как Mad Catz потратила свою последнюю жизнь

Также в июне 2011 Mad Catz разрешила податься в игровую разработку, основав студию ThunderHawk. Разработчикам была поставлена задача сделать авиасимуляторную MMO Saitek Combat Pilot, призванную повысить торговли симуляторных контроллеров Saitek. В конце концов игра всё-таки вышла, но разработке препятствовал недостача экспертов в команде.

«Могу процитировать одного из коллег: «Mad Catz вяще не хотела продавать попкорн, она решила снимать кино». В сравнении с иными компаниями, поменьше Mad Catz – вроде Razer – которые в те поры просто удваивали ставку на то, что у них хорошо получалось, сама Mad Catz хваталась за груду разных возможностей, для успешной реализации которых ей не доставало либо эксперимента, либо финансов», – говорит один из бывших директоров. – «Компания желала издавать игры, но издавала не то, чего хотели люди. Она разрешила основать студию разработки, не разбираясь в этом вопросе. Проблема в том, что в студию бывальщины наняты люди, которые понятия не имели, чем занимаются. Это был весьма странный ход».

И это не говоря о прочих неудачах Mad Catz, вроде бренда аксессуаров для мобильного гейминга GameSmart, вводящего 200-долларовые наушники и мыши – да, всё правильно, МЫШИ для мобильных конструкций – и микроконсоль MOJO на Android.

«MOJO была абсолютным крахом», – говорит фон Хубен. – «На тот момент позиция команды была такова, что консоли умирают, как и базар видеоигр, на что они и сделали ставку. И надо же – в итоге умерла лишь сама MOJO. Это был спиральный эффект. И пока компания занималась всем этим, ключевым для неё сегментам базара – контроллерам Tritton и Saitek – уделялось всё меньше внимания».

Как Mad Catz потратила свою последнюю жизнь

Смит сообщает, что компания потеряла свою индивидуальность в попытках стать чем-то иным. Как следствие, Mad Catz перестала следить за областью, приносящей ей денежки, то есть недорогой периферией.

«В какой-то момент компания разрешила, что Mad Catz – это премиум-бренд», – объясняет Смит. – «Геймпады Mad Catz вечно привлекали покупателя тем, что стоили дешевле аналогов от производителя. Бренды обыкновенно без труда спускаются вниз по рыночной иерархии, но подняться наверх нереально сложно. Когда руководство разрешило сделать Mad Catz премиум-брендом, они подвинули в сторону бренды Tritton и Saitek, уже почитавшиеся премиумом, и обесценили их. Но потребители не спешили сломя голову скупать клавиатуры и контроллеры от компании, популярной за продукцию не лучшего качества».

Таким образом, вполне очевидно, что в апреле 2015, когда Mad Catz анонсировала новоиспеченную часть Rock Band (вероятно, в надежде на повтор успеха предыдущей), она открыто была не способна пережить плохие продажи игры.

Качество продукции в запоздалые годы неизмеримо возросло – аркадные стики Mad Catz бывальщины великолепны.

Как Mad Catz потратила свою последнюю жизнь

С этим было несколько проблем, главная из каких, пожалуй, в том, что Rock Band 3 была далеко не так успешна, как про неё сообщали.

«Первые обнародованные показатели Rock Band 3 выглядели крупным успехом, но в реальности за последующий год эти цифры не раз переоценивались не в лучшую сторонку», – говорил Смит. – «В итоге куча продукции осталась пылиться на строю, вернувшись из магазинов».

Фон Хубен добавляет: «Mad Catz набила лавки под завязку, и когда они попросили скинуть цену на Rock Band 3, компания была неуклонна. Когда никак не помогаешь лавкам реализовать продукцию, она штабелями возвращается обратно как бракованная».

В случае с Rock Band 4 Mad Catz соединилась с разработчиком Harmonix, чтобы выступать не только в роли поставщика гитар, но и в роли издателя.

«Выступать издателем… Mad Catz откусила вяще, чем смогла проглотить», – говорит фон Хубен. – «Для меня это выглядело как всё или ничего. Заключительный отчаянный шаг. Всё, что я слышал – либо они взлетят до небес, либо взлетят на атмосфера».

Директор добавляет: «Всё было ясно как день, и если бы не Rock Band 4, Mad Catz обанкротилась бы минимум на год ранее. На момент совершения сделки у компании не было другого выбора в отсутствие отчетливого направления развития. Rock Band 4 должна была либо избавить их, либо уничтожить. Они вложили всё, что у них было, в успех Rock Band, какого игре явно не доставало. Другого выбора на тот момент у компании не было».

К сожалению, чаяния не оправдались. «Рынок не выказал достаточно бурной реакции на Rock Band», – сообщает директор. – «И очень жаль, ведь игра-то неплохая и в обзорах её хвалили. С гитарами тоже не было никаких положительных проблем. Множество талантливых людей вложили в Rock Band 4 сердце и давлю, мы делали всё возможное, но рынок попросту не был заинтересован, и я не думаю, что иной издатель смог бы это изменить».

Mad Catz искренне верила, что Rock Band 4 может неплохо продаться – были даже планы на будущее касательно новоиспеченных продуктов и периферии, вроде люксовых гитар. Однако вдогонку за скромными продажами несколько руководителей – включая генерального директора Даррена Ричардсона (Darren Richardson) – покинули свои посты, ровно перед увольнением 37 % сотрудников. Компания встала на мель. Фокус на Rock Band 4 не подавал сосредоточиться на других продуктах, но даже если бы их удалось выпустить, у Mad Catz уже не было достаточной инфраструктуры, чтобы сделать эти продовольствие успешными.

«В компании не осталось ни маркетологов, ни пиарщиков, и она по-прежнему ориентировалась на производство продукции высшего степени, хотя можно было бы тратить ресурсы куда немало эффективно», – говорит директор. – «Из персонала остался лишь минимальный костяк, и я колеблюсь, что среди них были опытные управленцы и игроделы. У них не было ни связей, ни каких-то идей касательно игр и курсы дальнейшего движения».

Но этого можно было избежать. Фон Хубен повествует, что составил подходящий план в 2013, и этот момент он именует последним, когда корабль ещё можно было вернуть на устойчивый курс.

«Я представил рекомендации свой манифест в апреле 2013, порекомендовав пересмотреть инструктивный состав и направление развития. Одним из моих предложений было острое сокращение операционных расходов, которые в итоге сократились гораздо мощнее, потому что компания зашла так далеко. В 2013 я говорил о цифрах в зоне 22-28 %, сейчас они порядка 30-40 %. Но даже этого было недостаточно, чтобы избавить корабль. Зато это привело к потере множества талантливых кадров, и после всех неуспехов с Rock Band они сложили все яйца в одну корзину, и это Tritton. Так они минули по кругу, некогда задушив свой бренд, а теперь возлагая на него заключительные надежды».

Вопрос теперь в том, что же станет с Mad Catz: будет ли бренд существовать хоть в каком-то виде или на этом всё? В сентябре компания реализовала Saitek за $13 миллионов. Покупала она её в 2007 за $30 миллионов.

«Совместно с Saitek Mad Catz продала фамильное серебро», – сообщает директор. – «Я понимаю, почему. На самом деле $13 миллионов – невообразимая сумма. В Mad Catz знали, что эти деньги не спасут компанию. Они смогут приобрести ей несколько месяцев. Что ещё у них осталось после продажи? Я не сомневаюсь, что кто-либо захочет купить Tritton и даже саму Mad Catz. Основной вопрос – что они будут делать с брендом? В любом случае, все, кто мастерил для компании что-то хорошее, уже её покинули. Маловероятно, что Mad Catz будет всё той же продукцией; сейчас от неё останется только название».