Живо для платформы: , конечно, с её отражающимся в лужах светом фар, но всё же.

Настолько стильный и иногда даже вычурный дизайн фантастическим манером сочетается и с сюжетом, и с игровым процессом. Мы берём на себя роль наёмного убийцы, вооружённого катаной. На первых порах он приходит на зачисление к какому-то знакомому ему человеку, забирает папку с указанием цели и позволяет вколоть себе некое вещество — а затем покидает кабинет и пускается на задание. То, что поначалу кажется обычной историей о наёмнике, очень быстро обрастает такими деталями и неожиданными заворотами, что сюжет становится чуть ли не увлекательнее геймплея. Тут вам и вопросы о жизни и смерти, и поиски истины, и безумные эксперименты.

Увлекательно сделаны диалоги, формат которых так непривычен, что его подобие хотелось бы чаще видеть в других видеоиграх, особенно в RPG. Знаясь с кем-то с глазу на глаз или по телефону, вы можете до завершения реплики собеседника перебить его или бросить трубку, сразу перебежав к делу или поставив его в неловкое положение. Конечно, сильно сюжет от этого не меняется, но иногда вы всё же будете замечать последствия своих поступков — либо босс, запретивший вам общаться с целью, окажется недоволен работой, если вы решите потянуть время и выслушать бедняжку, либо какой-то персонаж вспомнит о вашем прошлом разговоре.

Katana ZERO обзор игры

Девочка с хвостиками оказалась одним из лучших персонажей.

Неизменная катана

Согласившись на задание, за выполнение которого босс погладит по головке и выдаст очередную дозу, игрок должен зачистить локацию от противников и добраться до основного негодяя. Путь поделён на несколько комнат — обычно всё начинается с небольших помещений, а ближе к концу главы вы можете угодить в трёхэтажный зал с кучей дверей и лестниц. Главное и единственное оружие в арсенале героя — катана, убивающая любого противника (кроме «боссов») с одного удара. Однако и сам персонаж не выдерживает немало попаданий — хоть он и кажется всесильным и крутым, на деле он тоже склеивает ласты после первого ранения.

Упрощает задачу возможность задерживать время, которая поначалу не очень-то важна (я за первые два часа, кажется, ни разу ею не воспользовался), зато потом оказывается здоровой. С помощью катаны можно отражать снаряды, что спасает на многих поздних уровнях, а без замедления вовремя отреагировать на выстрел из пистолета гораздо труднее. Благодаря таким умениям (и перекату, какой тоже доступен в любой момент) все драки становятся куда зрелищнее: вы вышибаете дверь, размазав по стенке стоящего рядышком с ней охранника, отбиваете катаной пулю, задеваете ею кого-то, кувыркаетесь, размахиваете оружием, заливаете кровью все стены и пускаетесь дальше.

Нельзя сказать, что Katana ZERO предлагает множество вариантов решения одной и той же проблемы, — как такового стелса тут нет, скрытно убивать трудно (хотя глухие враги ничего не слышат, если двери закрыты, и это спасает), да и навыков у основного героя нет. Комнаты больше напоминают головоломки, в которых вы изучаете, какие противники где стоят, какие предметы возлежат на полу (можно кидать одноразовые ножи и коктейли Молотова) и где можно спрятаться в случае опасности.

Katana ZERO обзор игры

Неудачная попытка — придётся начинать наново.

Кодекс самурая

Разные типы врагов делают процесс сложнее — к примеру, вооружённые пистолетом охранники могут погибнуть от отбитой пули, а вот людей с дробовиками так просто не убить, поскольку снарядов в вашу сторону летит несколько. Если у противника щит, его вообще невозможно стукнуть спереди — он вас оттолкнёт и сделает на пару секунд беззащитным. Приходится кувыркаться и кромсать его спину катаной, а это может привлечь внимание ещё нескольких людей. После кончины вы почти моментально переноситесь в начало комнаты и должны всё проделывать заново. В поздних главах умирать придётся нередко, но лично я ждал такие непростые испытания, а не сокрушался из-за необходимости перепроходить одни и те же участки.

Удивительно, как разработчикам удалось вынести такой ровный темп повествования, тесно связав друг с другом обычные геймплейные эпизоды, сюрпризы, оригинальную историю, диалоги с несколькими вариантами ответа и иные элементы. Нет ни одной лишней сцены, ни одного скучного или бессмысленного диалога. Даже сражения с «боссами», которые порой оказываются немощной составляющей подобных игр, получились занятными. Жаль, что их мало.

Это, в принципе, справедливо и для игры в целом. И дело не в том, что четырёх часов прохождения недостаточно, — этого вполне хватает. Однако было весьма странным решением завершать историю на полуслове и писать «Продолжение следует». Помню, как в начале нулевых я видел ту же надпись в концовке шутера XIII, и спустя 15 с излишним лет так и не получил сиквела. Но здесь, судя по всему, ситуация не повторится — продолжение наверняка выпустят в качестве бесплатного обновления чуть запоздалее. Вероятно, дело в банальном отсутствии денег — проект находился в разработке более шести лет и часто переживал поры, когда у авторов не было никаких источников финансирования.

Нередко приходится импровизировать.

***

Главное, что в итоге мучения коллектива Askiisoft бывальщины не напрасны, а Devolver Digital не зря согласилась заниматься изданием игры. От Katana ZERO ждали крутого экшена, «Hotline Miami с обликом сбоку», а получили шикарный триллер, ярко выделяющийся на фоне конкурентов. А какой тут саундтрек! Музыка не так сильно въедается в память, как треки в «Хотлайне», но настраивает на необходимый лад и всегда соответствует происходящему на экране — от мелодичных партий на пианино в спокойных эпизодах до ритмичной электронной музыки во пора выполнения заказов. В общем, пропускать игру строго не рекомендуется — такое появляется гораздо реже, чем хотелось бы.

Плюсы: отличная история, целая неожиданных поворотов и шикарных персонажей; чудесный визуальный стиль; простенькая, но зрелищная «боёвка» с замедлением времени и возможностью отражать снаряды катаной; гладкий темп повествования и отсутствие скучных эпизодов; качественный саундтрек; прекрасный перевод на русский язык.

Минусы: экран со словами «Продолжение вытекает» в конце — не лучшее решение.