Нашей цивилизации потребовалось чуть более восьми лет, чтобы пройти путь от первого визита человека на околоземную орбиту до пилотируемой экспедиции на поверхность Месяцы. Гагаринское «Поехали!» и one giant leap for mankind Нила Армстронга стали, пожалуй, главными фразами XX века. Сейчас освоение космоса превратилось в рутину — это очень сложная, очень полезная, но уже давно привычная работа.

Угасший было заинтересованность к ракетостроению и полётам за пределы Земли сейчас вовсю разжигает Илон Маск (Elon Musk): популярность проектов SpaceX с амбициозными планами не лишь покорения ближних рубежей, но и межпланетных путешествий наглядно показывает, что космонавтика привлекает внимание не меньше, чем полвека назад. Есть и иной пример, подтверждающий данный тезис: успех сложной и нишевой видеоигры о космосе —  Kerbal Space Program.

Релиз первой доли и выход продолжения в ранний доступ разделяет чуть меньше времени, чем прошло между полётом «Востока-1» и прилунением «Аполлона-11». Тянет ли  Kerbal Space Program 2 на гигантский скачок для серии?

Образец для подражания

Kerbal Space Program от мексиканских разработчиков из Squad принято относить к космическим симуляторам, но на самом деле геймплей тут куда глубже банальных полётов в космосе: перед нами целая космическая программа, всеми аспектами какой, от конструирования летательных аппаратов (включая исследование и закупку новых деталей) до их управления, руководит игрок.

Отдельно стоит отметить то, что KSP, при всём своём несерьёзном внешнем облике и любви авторов к юмору (один только Джеб Керман, главный герой околоигровых мемов, чего стоит), легковесно даст фору «настоящим» симуляторам. Придётся изучать теоретические основы космонавтики, аэродинамики, астрономии и физики, по-иному в буквальном смысле далеко не улетишь. При этом игра остаётся игрой и не превращается в унылый учебник: есть тут простор и для творчества, и «челленджи», а про модификации и говорить нечего — то, как они преображают геймплей, заслуживает отдельного разговора.

Не только ракетостроением гремит Кербин: можно делать и другие машины, например реактивные самолёты.

KSP прошла долгий путь от простенького забавы про взрывающиеся ракеты до серьёзного симулятора, но некоторые ограничения, вызванные особенностями движка и программного кода, с трудом получалось обходить (или не удавалось вовсе) даже с помощью масштабных модификаций. Стало понятно, что для дальнейшего развития нужно полноценное продолжение.

Дебоши, интриги, расследования

А вот со второй частью как-то сразу не заладилось. Во-первых, проект несколько раз поменял разработчиков. Take-Two, ещё в 2017 году перекупившая права на франшизу у Squad, вначале наняла для работы над сиквелом стороннюю независимую студию Star Theory, а потом, когда попытки договориться о поглощении этой компании не увенчались успехом, расторгла с ней контракт. Заниматься KSP2 сделалась компания Intercept Games, куда издатели переманили значительную часть команды Star Theory. Для последней последствия очутились фатальными — студию пришлось закрыть.

Во-вторых, выход игры несколько раз переносили: то пандемия коронавируса не позволяла закончить труд в срок, то мешала та самая чехарда с командой. В итоге Kerbal Space Program 2 вышла не весной 2020 года, как планировалось изначально, а лишь в феврале 2023-го, да и то в раннем доступе.

Кажется, здесь пока нет атмосферного трения — сгореть при посадке не получится. Поэтому можно приземляться даже таким варварским способом — без теплового щита, с выпущенным на огромной высоте парашютом и включённым двигателем.

Представляется, здесь пока нет атмосферного трения — сгореть при посадке не получится. Поэтому можно приземляться даже таким варварским способом — без термического щита, с выпущенным на огромной высоте парашютом и включённым двигателем.

Что обещали авторы? По их словам, вторая часть должна продолжать идеи первой, не меняя основную идею. Те же самые «Придумал, выстроил, полетел», но на более масштабном уровне: больше деталей космических аппаратов, новые солнечные системы и межзвёздные перелёты, расширенное стройка и развитие баз, колоний и орбитальных станций, улучшенная физика небесных тел и, как вишенка на торте, мультиплеер. Что же мы получили в бета-версии?

Хьюстон, у нас проблемы!

Контента в продолжении пока кот наплакал: перекочевавшая из первой доли Кербольская планетарная система, возможность сборки, запуска и управления как ракетами, так и воздушными судами (впрочем, в KSP деление на аэропланы и космические аппараты всегда было условным — с аэродинамикой тут так себе, при должном старании можно вывести на орбиту хоть летающий утюг), изменённый интерфейс, улучшенная графика и… всё. То есть перед нами первая доля образца десятилетней давности, если не старше.

Кампании с научными исследованиями и экономикой нет, как нет и почти ничего из обещанных нововведений. Веселит разве что разнообразие деталей в сборочном цехе — если при сравнении забыть о модификациях для оригинала, конечно. Отмечу доступную и сделавшуюся более гибкой кастомизацию: размеры и форму некоторых элементов можно изменять в широком диапазоне с помощью ползунков в отдельном меню.

Благодаря разнообразию деталей заниматься конструированием ракет по-прежнему интересно, а в сборочном цеху можно провести немало времени. Конечно, хочется режима кампании, где появилась бы необходимость совершать научные открытия и управлять финансами, но это пока в планах на будущее.

Благодаря разнообразности деталей заниматься конструированием ракет по-прежнему интересно, а в сборочном цеху можно провести немало времени. Разумеется, хочется режима кампании, где появилась бы необходимость совершать научные открытия и управлять финансами, но это пока в планах на грядущей.

Сам процесс создания ракеты стал удобнее — например, в одном сборочном цехе можно делать сразу несколько аппаратов, храня их в отдельном рабочем пространстве, что пригодится во время планирования сложных многоцелевых систем.

А вот к интерфейсу есть большие проблемы. Да, он выглядит ярче и современнее, чем невзрачный аналог из первой части, но по удобству и богатству возможностей явно ему уступает. Причём, припомнив скриншоты из старых новостей, можно заметить, что интерфейс не раз переделывали (с оглядкой на моды для KSP), но, видимо, пока так и не пришли к оптимальному варианту — одинешенек навбол с нечитаемой разметкой чего стоит.

Факелы ракетных двигателей на старте можно назвать действительно красивыми — к сожалению, это едва ли не единственное преимущество второй части по сравнению с первой.

Факелы ракетных двигателей на старте можно назвать действительно прекрасными — к сожалению, это едва ли не единственное преимущество второй части по сравнению с первой.

От «улучшенной» графики ощущения двоякие. Да, в чём-то картинка сделалась реалистичнее (взять то же освещение), но на фоне общего мультяшного образа оригинала такая серьёзность смотрится несколько далеко. Мне больше по душе немного аляповатая стилистика первой части, где при желании можно было угадать очертания натуральных аппаратов и устройств, нежели сухой и выскобленный до блеска фотореализм, к которому, боюсь, стремятся разработчики второй доли.

Это, впрочем, вкусовщина, а что касается объективных показателей, то с тем, что в игре просто ужасная оптимизация, спорить никто не будет. Счётчик кадров стремительно опускается до непристойных значений, стоит повернуть камеру в сторону поверхности планеты, но при этом графика на любых настройках и на любом железе звёзд с небосвода не хватает. Сглаживание в некоторых случаях отсутствует, а прогрузка объектов и текстур на большом расстоянии работает некорректно — вид с орбиты попросту ужасен. Продолжение выглядит хуже даже обычной версии оригинала, а если на последнюю установить парочку графических модов, то картинка и подавно не шагает ни в какое сравнение.

Попытка выполнить стыковку двух космических аппаратов на орбите Кербина не увенчались успехом: дело даже не в моей криворукости, а в том, что в один прекрасный момент сломалась камера, после чего оба корабля перестали реагировать на нажатия клавиш управления.

Попытка выполнить стыковку двух космических аппаратов на орбите Кербина не увенчались успехом: дело даже не в моей криворукости, а в том, что в одинешенек прекрасный момент сломалась камера, после чего оба корабля перестали реагировать на нажатия клавиш управления.

Про баги сообщать даже не буду — их тут хватает на любой вкус: от исчезающих после выведения на орбиту спутников до вылетов на рабочий стол. Произнести, что я разочарован, — ничего не сказать. Естественный и единственный позыв после знакомства с Kerbal Space Program 2 — вновь ввести первую часть.

Колонии, межзвёздные путешествия и мультиплеер ждут вас… когда-нибудь потом, после завершения раннего доступа.

Напоследок хотелось бы отметить будет некрасивое решение издателей, затронувшее российских пользователей. Да, я о том, что легальным путём приобрести игру в России не получится — обыкновенное по современным меркам дело, но есть нюанс. Private Division без предупреждения закрыли доступ к покупке аккурат в момент выхода, не ранее: подозреваю, сделано это было намеренно, чтобы в предрелизный период затащить проект повыше во всяческих чартах, учитывающих число добавлений в список желаемого и подписок на новости о разработке. С другой стороны, так даже лучше — никому не советую хватать KSP2 в текущем её состоянии, тем более за ту цену, которую решили установить авторы.

Пока продолжение по всем статьям проигрывает оригиналу, даже без учёта модов. Вероятно, со временем ситуация изменится, но лучше за этим прогрессом наблюдать издалека.