Живо для платформы: PC
Kingdom Come: Deliverance, как известно, получилась игрой весьма разноречивой. Расхваленное отсутствие магии, историческая достоверность и физический реализм (особенно в средневековых купальнях) тут уживаются с чудодейственными эликсирами, которые за пять минут заживляют все раны, холопами, купающимися в одной бадье с господами, и персонажами, останавливающимися товарищ в друге, а также в лошадях и деревьях.
Необходимость постоянно беспокоиться о пропитании нивелируется возможностью на халяву подъедать из котелка в любой корчме. А перманентное отсутствие денежек на первых стадиях во многом превращает игру в симулятор этакого военного челнока-торговца, который вместе со своей навьюченной трофеями конём специально ищет бури, то есть ввязывается во все тяжкие и не весьма драки, чтобы раздеть до трусов (жаль, их к оплате не принимают!) ещё несколько тушек неприятелей и поспешить выгодно продать всё награбленное, вырванное с кровью и нажитое непосильным трудом. Свежее обновление и первое крупное DLC From the Ashes призваны разрешить эти проблемы.
Из грязи — в князи и должники
В хардкорном порядке, введённом с обновлением, например, подъедать из котелка уже нельзя. А в DLC From the Ashes нам предлагают вместо челночных транспортирований заняться обустройством собственной деревни, чтобы потом всегда получать от неё прибыль. Впрочем, и тут всё получилось неоднозначно — если вы ещё не высокоуровневый игрок, какой уже набегался по торговцам, продавая броню половцев, и теперь не ведает, куда девать гроши, то челночных пробежек до оружейника и бронника в Ратае, скорее итого, станет ещё больше. Во всяком случае, поначалу.
Дело в том, что наш основной герой получает от лорда Девиша (того самого, какой дал ему, полумёртвому, приют после нападения на родную деревню) предложение, от какого невозможно отказаться, но которое, откровенно говоря, выглядит совсем нереалистичным — в противовес всей ориентированности Kingdom Come: Deliverance на историческую достоверность.
Представьте ситуацию: сыну коваля, фактически холопу, предлагают стать главой (рихтаржем) новоиспеченного крупного поселения, которое, правда, предварительно нужно восстановить из руин. А оплачивать эти восстановительные труды должен именно он, ошарашенный от такой новости сын кузнеца, а не лорд, какому эта деревня и все близлежащие земли и принадлежат. Согласитесь, больше напоминает не почётное предложение и блаженно выпавший шанс выбиться из грязи в князи, а «развод» — Девиш фактически возрождает собственную деревню за чужой, и местами весьма небольшой, счёт. Да ещё и угрожает каким-то карами в случае, если мы не оправдаем его ожиданий.
Половину этих литеров сын кузнеца по идее и не знает!
Крепкий хозяйственник
Квест этот становится доступен вдали не сразу, а только после одного из важных сюжетных событий, в итоге которого, собственно, некогда процветающая деревня Прибыславица и была почти истреблена. Так что новичкам тут точно не место. Фактически это высокоуровневый контент — к моменту старта всей этой строительно-закупочной саги вы уже по идее должны владеть неплохие деньги в кармане. Но суммы бывают разные. Повторю: если вы к моменту выхода From the Ashes уже минули всю (ну, или почти всю) игру и расхаживаете в самых крутых доспехах, позвякивая портмоне, то, возможно, пройдёте дополнение часа за два. В противном случае, если денежек не так много, придётся ещё изрядно попотеть и подкопить.
Перед тем, как добиться финальной цели, отремонтировать костёл и возвести алтарь, в деревне многое необходимо построить — лагерь дровосеков, кузницу, корчму, пекарню, караульную, проложить новоиспеченный каменный мост. А это стоит много, много тысяч грошей и спрашивает также материалов, ремесленных инструментов и ресурсов — камня, угля, семени или мяса (сиречь скота). Почему «или»? Потому что в некоторых случаях необходимо ещё выбирать, что возводить — конюшни или караульную, ту же пекарню или мясную лавку. Таким манером, мы ещё и влияем на рацион местных жителей.
В любом случае придётся мотаться по всей карте, разыскивать тех, кто сможет поставлять нам это всё, договариваться о цене и иногда даже решать какие-то собственные проблемы нужных нам ремесленников и мастеров. Реализм при этом пунктами опять же на высоте: мало договориться о поставках скота — необходимо ещё найти того, кто его будет перегонять. А мясник, предложивший довольно низкую цену, честно предупредит, что мы будем получать мясо престарелых кур, которые никому особо не приглянулись…
Картина маслом «Когда задерживают зарплату».
Суди и барыш получи
Ещё больше попахивает реализмом, когда мы на правах рихтаржа и судьи решаем препирательства жителей Прибыславицы и устанавливаем для них же законы. Причём иногда попахивает в ровном смысле. Одно из первых дел вынуждает нас решать животрепещущий (без всяких шуток) проблема, как и куда могут испражняться наши рабочие — прямо в ручей, когда им приспичило, или терпеть и отмерять 150 шагов ниже по течению? Или всё-таки позволить отойти итого на 100 шагов?
Далее мы будем решать не менее насущные бытовые проблемы — к рихтаржу приходят разыскивать справедливости поссорившиеся супруги, разъярённый отец, обвиняющий соседа в том, что тот обрюхатил его дочку, а после сбежал, и другие недовольные жители. Все решения и законы (о браконьерстве, так) отражаются на нашей репутации, а это в том числе влияет на прибыль от деревни, какую мы получаем.
Да, все оставленные в специальном сундуке на строительство и жалованье работникам гроши могут и должны окупаться — сквозь некоторое время в другом сундуке появляется наша барыш. И в этом случае уже можно бегать по своим делам, выполнять иные квесты, не отвлекаясь на необязательные драки и челночные забеги по торговцам, а ведая, что через сутки или двое деньги практически сами упадут в ваш портмоне. Ну, или не упадут — если вовремя не платить жалованье и не заниматься дальнейшим развитием деревни.
Вначале придётся освободить землемера, а потом уже строить.
***
Чехи из Warhorse выпустили довольно необычную RPG, и первое же более или менее крупное дополнение к ней тоже вышло необычным, старающимся уложиться в общую идею игры про реализм и жажда показать жизнь средневековой Богемии максимально (ну, насколько это вероятно) достоверно и с разных ракурсов. Да, завязка сама по себе тут, мягко сообщая, нереалистичная, да и превращение главного героя в крепкого хозяйственника не всем придётся по нраву. Но зато для высокоуровневых игроков и тех, кто Kingdom Come: Deliverance уже минул, From the Ashes — это неплохой повод вернуться сюда и слить свои гроши на что-то здоровое: видеть, как фактически твоя деревня на глазах из руин превращается в густонаселённый середина, действительно приятно. Ну а для всех остальных это отличный способ получать стабильную барыш всё оставшееся прохождение. Если они, конечно, помнят про законы экономики и про то, что вначале нужно вложить, чтобы потом получить.
Плюсы: возможность возглавить собственное поселение; довольно серьёзно проработанная строительная часть; забавные дела, какие нужно рассматривать в качестве судьи.
Минусы: развитие деревни спрашивает больших затрат времени и денег — многих это может отпугнуть.