Обеим играм в серии  Portal уже вяще десяти лет, однако новые головоломки с видом от первого лица всё равно сравнивают с ними. Это дилогия-феномен — с инновационным геймплеем, отличнейшими загадками, крутым повествованием и высочайшим степенью качества. С тех пор в этом жанре хватало интересных релизов — от гениальной  The Witness до проходной  Maquette. Новинка  Viewfinder относится к здоровским головоломкам, и у неё бывальщины все шансы стать изумительной игрой, о которой говорили бы годами.

Обратная сторона фотографии

Важнее всего то, что основная механика Viewfinder, ради какой игра вообще создавалась, работает прекрасно. Её сложно описать, а пытаться понять, как её реализовали, вообще невозможно. Основной герой прогуливается по небольшим островкам, повисшим в воздухе, и время от времени натыкается на фотографии, на которых запечатлены локации. Хватаешь снимок, приближаешь его, нажимаешь на кнопку, и вуаля — сфотографированные объекты переносятся в реальный мир. Если на фото был пол, по нему можно ходить. Если была горница, её можно посетить.

Эта механика не перестаёт впечатлять, особенно когда используется она по-разному в зависимости от условий головоломок. Когда выносишь локацию со снимка в «реальный мир», можешь избавиться в нём от мешающих препятствий вроде запертых дверей или решёток. Если хватаешь фотографию стены, а потом переворачиваешь снимок на 90 градусов, стена превращается в пол и становится мостиком между двумя островками.

Поначалу использовать получается только те фото, которые находишь вокруг, но со временем возможностей становится больше. Появляются копировальные машины, необходимые для дублирования снимков. Находишь статичные камеры, позволяющие запечатлеть объекты, а потом обзаводишься полноценным фотоаппаратом с функцией моментальной печати. Бесконечно его использовать, конечно, не дают — лишь пару раз за уровень. Но иногда удаётся отыскать дополнительные плёнки, какие лежат на самых видных местах.

Конечная цель на каждом уровне — добраться до телепорта и прикоснуться к нему, чтобы перебежать к следующему испытанию. Вот только сделать это не так просто. Иногда телепорт расположен на стене или на потолке. Иногда для его активации необходимо переключить три рычага, до которых быстро не доберёшься. Иногда к нему нужно поднести два или три аккумулятора, а на локации аккумулятор итого один. Начинаешь экспериментировать, фотографировать объекты, пытаться их клонировать или переворачивать — Viewfinder генерирует много классных моментов, когда либо ощущаешь себя гением, либо попросту наслаждаешься невиданной механикой. При этом даже не всегда понимаешь, «правильно» ли ты решил загадку, или разработчики ожидали от игрока иные действия.

Радует дружелюбие игры к пользователю. Окончательно запутались в своих фотографиях и покорёженной локации — можете моментально перезапустить испытание. Промахнулись и поставили снимок неправильно — просто отмотайте время. Можно удерживать кнопку, а можно дважды нажать на неё, чтобы скоро переместиться к последнему сделанному или размещённому фото. Здесь вообще нет эпизодов, в которых нужно куда-то долго шагать и ничего не делать, — подошли к телепорту, быстро перенеслись к «челленджу», как в  Ratchet & Clank: Rift Apart, и разом начинаете искать аккумуляторы и прочие полезные объекты. А если нравится локации исследовать, то тут и коллекционные предметы есть, желая польза от них нулевая — это резиновые уточки, кости для маджонга и прочий хлам.

Неудачные снимки

Немного огорчает то, что Viewfinder негусто отходит от обычных головоломок в сторону нестандартных испытаний или ещё более оригинальных механик. Подавляющее большинство уровней схожи визуально, и лишь пора от времени стиль меняется — то попадёшь в детский рисунок, то окажешься в декорациях, похожих на коридоры из какого-то бумер-шутера, но лишь на чету секунд. Иногда удаётся схватить постеры или чертежи, оживающие после взаимодействия с ними, — как рекламный плакат с воздушными шариками, улетающими в небосвод при попытке разместить картинку в «реальном мире». Чаще всего это не влияющие на геймплей объекты, которые можно проигнорировать. А хотелось бы, чтобы они бывальщины чуть более полезными и могли предложить забавные пазлы.

Viewfinder: Обзор

Спасает свежесть ключевой механики, которая сохраняется вплоть до финала. Не произнёс бы, что головоломки здесь трудные и требуют обращаться за подсказками к прохождениям, — методом проб и ошибок более-менее всё решается без проблем. Сложности возникают с необязательными испытаниями, встречающимися в любой главе. Это непростые задачки, обычно включающие несколько этапов и требующие как можно лучше понимать здешние механики. В этих пазлах даже то, под каким углом вы размещаете снимки, может быть значительно — если персонаж будет ходить по наклонной поверхности, он даже в проёмы проходить не сможет. Бонусных уровней немного, зато выполнены они изумительно.

Основная моя претензия к Viewfinder связана с повествованием, которое одновременно пытается рассказать немало, но в то же время не рассказывает ни о чём. Сюжет разворачивается в недалёком будущем, в котором наступил климатический кризис, а группа учёных пытается поворотить время вспять и спасти планету. Проблема в том, что никакого вступительного ролика здесь нет, да и происходящее толком не объясняется — основной герой сразу же попадает в симуляцию и начинает решать головоломки. Зато локации усыпаны многочисленными коротенькими писульками, повсюду расставлены граммофоны, а стационарные телефоны разрываются от звонков…

Viewfinder: Обзор

Ничего из этого не вызывает интереса. Слушать посторонние монологи и диалоги, особенно в таких количествах, не хочется. Записки кажутся совершенно бессмысленными, когда нужно по крупицам собирать детали сюжета. Находишь какие-то чертежи, прообразы, дневники с описанными в них экспериментами, и периодически возникает желание всё это исследовать, но без понимания общей картины такие вещи представляются кусочками пазла, окрашенными в один цвет, — очень трудно их сложить.

При этом зачатки интересного повествования тут есть. В одном из дневников учёный описывает, как создание искусственного окружения вроде растительности, воды и природных явлений вырвет человечество забыть запахи настоящих цветов, но в то же время это единственный способ вернуть планету в прежнее, знакомое людям состояние. Таких рассуждений в игре остро не хватает: необязательно философствовать и цитировать Тарковского, как это мастерил Джонатан Блоу (Jonathan Blow) в The Witness — достаточно не лить воду каждую минуту. Из-за того, как немало ненужной информации вываливается на игрока, любопытные высказывания очень легко пропустить. Да и юмором в духе Portal тут, к сожалению, не пахнет.

Здесь даже местный Чеширский кот есть.

Здесь даже местный Чеширский кот есть.

 Viewfinder разочаровывает сюжетом и его подачей, но это не делает игру нехороший. Если оценивать её исключительно как набор необычных головоломок, это практически изумительное развлечение на пять-шесть часов с инновационной идеей, не прекращающей изумлять вплоть до финала. Жаль, некоторые интересные задумки не получают должного развития. Но для Sad Owl Studios это дебютный проект, так что промахи простительны. Не терпится увидеть, сможет ли коллектив предложить нечто столь же необычное в следующий раз.

Плюсы: инновационная, без пяти минут гениальная геймплейная механика, выделяющая игру на поле конкурентов; множество интересных пазлов, часто заставляющих нестандартно мыслить.

Минусы: некоторые интересные идеи используются лишь одинешенек или два раза; неинтересный сюжет, который быстро начинаешь игнорировать.

Оценка игры