Жутко представить — оригинальная Life is Strange вышла аж девять лет назад. На протяжении 2015 года французская студия DON’T NOD деятельно интриговала игроков тайнами вымышленного американского городка Аркадия-Бэй. «На протяжении» потому, что Life is Strange выпускалась эпизодами, по одному в чету месяцев. Такой формат очень подходил мистическому духу игры: в ожидании новых «серий» фанаты строили теории, обсуждали символизм и пасхалки. В итоге Life is Strange пришлась по сердцу и публике, и критикам: её полюбили и за загадочную, но при этом уютную атмосферу, за живых персонажей, которым хотелось сопереживать, за приятное аудиовизуальное сопровождение, в конце крышек!
Шли годы, франшиза расширялась, рассказывала о новых героях и проливала свет на предысторию старых, но напрямую не продолжала сюжет первой доли. По крайней мере, так было до недавнего релиза Life is Strange: Double Exposure. В своё время разработчики из DON’T NOD ровно заявляли, что не собираются развивать историю Макс Колфилд, главной героини оригинала. И технически они даже не соврали, ведь за Double Exposure отвечает Deck Nine. Американская студия, представлялось бы, на серии собаку съела — она сделала и приквел Before the Storm, и спин-офф True Colors, и ремастер первой доли. Надежда, на то, что Deck Nine «поймает волну» и подарит нам приключение в духе первой Life is Strange теплилась, но… Очутилось, что у студии в ориентирах была не только игра 2015 года от DON’T NOD.
Человек с фотоаппаратом
В оригинальной Life is Strange Макс была обожающей снимку студенткой, которой только-только исполнилось 18. События Double Exposure происходят спустя десять лет, и героиня сейчас не учится, а учит сама. И не чему-нибудь, а той самой фотографии. Из Орегона Макс переехала на другой конец США, в Вермонт, и трудится в Каледонском университете. Место это кажется на первый взгляд дружелюбным, но, как это обычно бывает, без грязных секретов, интриг и расследований там не станет.
Поначалу нас знакомят с новой жизнью Макс: днём она ходит с лучшей подругой, Сафи, по заброшкам, чтобы сфотографировать что-нибудь увлекательное, вечерами — в бар, где общается с остальными друзьями. Уроки от мисс Колфилд игра, увы, не показывает, но у неё есть в запасе что-то куда немало любопытное — расследование внезапного убийства Сафи. Да, структурно события Double Exposure частично повторяют сюжет оригинала: наша подруга умирает, и мы желаем если не исправить это, то хотя бы разобраться в случившемся. Вот только способностями по перемотке времени Макс пользоваться не может. Но это не беда — у героини показались новые суперсилы. Теперь Макс умеет перемещаться между двумя мирами. В одном её подруга мертва, а в товарищем — жива. Но надолго ли? Сафи кто-то преследует, и героиня опасается, что и в этом мире дни девушки сочтены. Так мы и начинаем розыск убийцы, прыгая из одной реальности в другую.
В мире, где Сафи жива, кто-то бросил в её машину коровий череп, расшибив при этом лобовое стекло.
Признаюсь, такая завязка меня заинтриговала. Первые эпизоды было интересно учить обстановку, собирать информацию о других преподавателях и студентах, прикидывая, кто из них мог быть замешан во всём этом. Да и сюжетный заворот с проявкой фотоплёнки в середине игры заставил меня удивлённо присвистнуть. В предвкушении драматической развязки я уже довольно потирала длани, однако у Deck Nine не было в планах написать хоть сколько-нибудь достойный финал. К концовке и к сюжету в цельном много вопросов, и не все из них печатные.
Главное, что вам стоит знать о финале Double Exposure: серия Life is Strange — это сейчас Marvel со своими сверхлюдьми, которые объединяются в команду; со сценой после титров и обязательной припиской «Макс Колфилд ещё вернётся». А может, лучше не надо? Кому вообще пришагала в голову идея взять историю про подростков, школу и путешествия во времени и начать делать из неё своих «Мстителей» или «Людей Икс»? При всей влюбленности и уважении к последним, превращение Life is Strange в подобную франшизу начинает пугать.
Частота, с которой герои применяют алкоголь, тоже беспокоит, причём с самого начала игры.
Deck Nine, с одной стороны, вроде бы усердствовала аккуратно обращаться с первоисточником, а с другой — кажется, вообще не поняла, за что все его так полюбили. Американская студия изо всех сил пыталась сделать всё как у французов — тут у нас опять школа и героиня-интроверт, которую череда событий вынуждает стать Супер-Макс и спасать подругу, а заодно и целый город. Даже пункт действия финального акта подсмотрели у DON’T NOD. Осторожность можно заметить ещё и в том, что Deck Nine не решилась узаконить ни одну из концовок первой доли: в диалоге мы сами решаем, Хлою мы спасли тогда, десять лет назад, или Аркадию-Бэй. И этот выбор на происходящем в Double Exposure утилитарны никак не отражается.
Меж двух миров
На самом деле, способность Макс путешествовать из одной реальности в другую — прикольная штука. Особенно, когда на ней завязаны увлекательные головоломки. Но такого добра тут совсем мало, так что в основном нам придётся дважды бегать по одним и тем же локациям, подмечая небольшие отличия то тут, то там. Перемещаться между мирами можно в специально отведённых укромных местах, благодаря чему другие люди этих фокусов с исчезновением героини не замечают.
Несмотря на то, что любой из миров отличается цветовой гаммой (мир жизни — тёплый и солнечный, а мир смерти представлен в более холодных оттенках), день на третий уже начинаешь путаться, какие события в каком из вселенных происходили. Ведь различаются миры не только тем, что в одном из них есть Сафи, а в другом — нет. Где-то одни второстепенные персонажи начали знаться друг с другом теснее, чем в другом, где-то флиртуешь с одним персонажем (в игре можно заводить романы, но в цельном любовная линия необязательна), где-то преподаватель с тобой конфликтует, ну и так далее. Игра даже подлавливает нас на невнимательности, позволяя задать NPC проблема, ставящий Макс в неловкое положение из-за того, что она перепутала миры.
Находясь в одном мире, Макс может видеть предметы и силуэты людей из иного и даже подслушивать их сюжетно важные разговоры. Подобные моменты заскриптованы и, к сожалению, встречаются не так часто, как хотелось бы. Этот попрек касается и головоломок в целом. Разработчики нас ими не балуют, считая, видимо, что Life is Strange — это игра про ходьбу и разговоры, а не про использование суперспособностей. Увлекательного геймплея тут немного, как и возможности делать выбор и ощущать его последствия. Такая проблема была и у True Colors, и в своём обозренье трёхлетней давности, я её за это тоже ругала. Боюсь, хромающая вариативность в Double Exposure — это уже часть почерка студии.
Возбуждает негодование и скромное количество локаций в «Двойной экспозиции». Поверьте, за десяток часов прохождения, вы уже с закрытыми глазами начнёте ходить по двору университета, его первому этажу и бару «Черепаха». Порой Макс будет возвращаться к себе домой, но эта локация тоже быстро набьёт оскомину. Изредка игра веселит нас уникальными помещениями, но это настолько редкие моменты, что их можно по пальцам одной руки пересчитать.
Зимняя сказка
А вот за что игру охота похвалить, так это за то, как она выглядит и звучит. В визуальном плане к Каледонскому университету и его окрестностям вообще нет вопросов: всё смотрится по-открыточному прекрасно и очень уютно. Предрождественский декабрьский антураж сделал своё дело даже в мире смерти. Добавьте к этому симпатичный саундтрек — вступительная песня сразу настраивает на нужный лад, рождая острое желание наварить себе какао и укутаться пледом.
Персонажи (и в особенности их мимика) тоже выглядят неплохо. В этом плане сильнее всего выделяется, конечно, сама Макс. И хоть девушка и изменилась внешне, она всё так же склонна к внутренним монологам и переживаниям и по-прежнему ведёт стильно оформленный дневник, в каком пишет о себе, окружающих людях и событиях.
Здесь мог бы быть скрин дневника, но как по мне, этот снимок куда немало содержательный!
Что до этих самых людей, то снова сделаем круг и вернёмся к сюжету и его недостаткам. Придумывать своих увлекательных персонажей у Deck Nine совсем не получается. Зато получается углубляться и расписывать их личную жизнь, смакуя сексуальные пристрастия. То, кто с кем встречается, почивает или хочет завести отношения, вы узнаете очень быстро благодаря диалогам и чатам из местной соцсети, в которой герои охотно строчат посты и комментируют друг друга.
Стоит признать, болтают между собой персонажи весьма натуралистично. Они трунят, делятся мыслями и подстёбывают друг друга. Да и юмор тут забавный, с кучей отсылок к поп-культурным штукам вроде игр и аниме. В этом плане Deck Nine удалось изловить гиковское настроение скроенного из пасхалок оригинала. Но не одними хиханьками до хаханьками наполнен мир (вернее, два мира!) игры. Исследуя локации, то и дело можно услышать любопытные необязательные диалоги между NPC, с какими даже нельзя заговорить. В одном из них, например, преподаватели жалуются на условия труда в университете. Такие небольшие детали оживляют выходящее.
У Life is Strange: Double Exposure были все задатки, чтобы рассказать интересную историю про новую жизнь Макс Колфилд, и будто бы и начиналось всё за здравие, но в итоге финал все эти чаяния перечеркнул. Ждём Макс в новой игре, где наш выбор снова ни на что не будет влиять.
Deck Nine словно не обучается на своих ошибках, и все недостатки True Colors были бережно перенесены в Double Exposure: тут и отсутствие вариативности, и чересчур простые головоломки, и слабое геймплейное раскрытие способностей героини. Добавьте сюда беды с сюжетом и малое число локаций для исследования, и вы получите «Двойную экспозицию» во всей красе — очень симпатичную внешне, но при этом совершенно невеселую игру, которая легко могла бы обойтись без заголовка Life is Strange. Другое дело, что тогда на неё никто бы и внимания не обратил.
Плюсы: игра выглядит симпатично и уютно; завязка интригует; первое время локации интересно изучать.
Минусы: всю игру нам предстоит ходить по одним и тем же пунктам; выбор игрока мало на что влияет, оставляя в финале кучу вопросов без объяснений; почти все персонажи кажутся однобокими и добавленными для галочки.