Живо для платформы: PC

В этом году Super Meat Boy исполнится восемь лет, но до сих пор она оставалась для меня верхушкой жанра хардкорных платформеров. Мало кто пытался повторить её успех, предпочитая заниматься либо «метроидваниями», каких на рынке уже сотни, либо приключенческими платформерами с необычной атмосферой и (порой) сюжетом. Даже The End Is Nigh от создателя Мясного пацана Эдмунда Макмиллена (Edmund McMillen) очутилась чем-то не тем и не завоевала внимания аудитории. Но теперь всё изменилось — вышла Celeste, авторы какой всем показали, какой должна быть достойная наследница Super Meat Boy и как можно раскрутить её идеи.

Celeste обзор игры

Впереди героиню ждёт много прыжков и кончин.

Трудный путь

Главная героиня по имени Мэдлин пускается к высоченной горе, чтобы забраться на её вершину. Этого уже было бы довольно для объяснения происходящего, но разработчики пошли дальше — на протяжении нескольких степеней они рассказывают правдоподобную историю о попытках побороть депрессию, о розысках себя, о стремлении победить свои страхи и добиться невозможного. Это не попросту идеально сочетается с геймплеем, состоящим из прыжков по полным опасностей степеням, но и заставляет сопереживать персонажу, чего меньше всего ожидаешь от такого платформера.

Мэдлин встречает на своём линии нескольких второстепенных героев, но диалоги практически никогда не прерывают игровой процесс. Тут не придётся вчитываться в текст, пытаясь одновременно прыгать по разрушающимся камням и галопировать через ловушки с шипами. Обычно Мэдлин беседует с иными людьми в начале и конце глав, и каждого нового диалога ожидаешь с нетерпением — очень уж интересно, чем закончится история. Ожидание того стоит — завершается приключение восхитительно, а финальные эпизоды крепко врезаются в память.

Но главное в Celeste — это, конечно, сложные степени, которых в игре несколько сотен. В отличие от Super Meat Boy, здешние главы — не попросту набор локаций, а огромные зоны, где комнаты друг с товарищем связаны. Поэтому всегда есть прямая дорога к финишу, но при жажде можно сворачивать с пути и посещать дополнительные области.

Celeste наверняка понравится «спидраннерам», какие будут держать у себя в голове карту каждого эпизода, — в меню показано, за сколько минут вам удалось завершить тот или другой уровень. И уже сейчас любители проходить игры на время демонстрируют впечатляющие результаты, которые дальше будут только улучшаться.

Celeste обзор игры

Отдельный клубнички достаются нелегко.

Набор умений у героини весьма скудный: она лишь невысоко прыгает, совершает рывок в сторонку и способна хвататься за стены и карабкаться по ним. Выносливость не бесконечна — если карабкаться дольше пары секунд, фигурка персонажа начнёт моргать, и тогда Мэдлин рухнет вниз. Немного отдохнув, она может опять цепляться и идти к цели. С рывком тоже не всё так просто — в атмосфере он используется лишь один раз, а его перезарядка происходит, только если стоишь на земле. Чтобы игрок не путался, краска волос героини меняется при активации рывка — вы всегда постигнете, можно ли добраться до нужной платформы.

Новые способности мы не получаем, зато имеющиеся используются в игре совсем по-разному. Каждая сюжетная глава предлагает какие-то уникальные идеи, вроде летящих в заданном курсе шариков, разрушающихся платформ и многого другого. И знакомят со всем этим исподволь — сначала простейшие комнаты, затем зоны посложнее, а в крышке уровня надо использовать все полученные знания на наиболее тяжелых участках. Не хочется портить впечатление спойлерами, но сюрпризов вплоть до титров будет немало, и за счёт этого заинтересованность не угасает ни на минуту.

Нельзя сдаваться

Дизайн уровней впечатляет разнообразностью. Путь от начала до конца всегда понятен, а вот каким манером пройти комнату — зачастую та ещё головоломка. Мэдлин моментально погибает от падения в исчезнуть и любого контакта с противниками, шипами и другими опасными объектами. Но в ту же секунду она воскресает в начине локации, поэтому драгоценное время почти не теряешь. Celeste сделана с расчётом на то, что вы будете погибать в ней всегда, — до финальных титров я дошёл за семь часов и помер за это время полторы тысячи раз.

Но здесь никогда не возникает эмоции, что разработчики сделали «сложность ради сложности» и накидали как можно вяще ловушек и других неприятностей, чтобы тебя помучать. Не ругаешься и из-за управления: оно весьма отзывчивое и кажется даже удобнее, чем в Super Meat Boy, — Мэдлин ощущается чуть немало тяжёлой, нежели Мясной пацан.

Celeste обзор игры

Ромбы восстанавливают рывок — осталось лишь идеально пропрыгать.

Любая смерть происходит лишь по вине пользователя, а не из-за того, что персонаж не отреагировал на нажатие. Вы можете путаться в кнопках, раз за разом погибать из-за спешности, но в какой-то момент обязательно всё сделаете идеально и одержите махонькую победу. Уровни здорово продуманы — на некоторых, к примеру, можно заметить висящие в воздухе ромбы, обновляющие рывок. Если в горнице таких ромбов несколько, от старта до финиша добираешься, ни разу не прикасаясь земли. Даже если какие-то новые механики никак не объясняются, довольно поэкспериментировать пару раз — и всё станет понятно.

Но дойти от старта горницы до финиша — это лишь половина дела. В основных и дополнительных поясах можно обнаружить клубнички, получение которых оказывается немало трудным, чем обычное прохождение. Разработчики постоянно повторяют, что их сбор ни на что не воздействует, да и вообще нужны они лишь для «ачивки» и хвастовства перед товарищами. Дескать, если не получается — просто забудьте, не думайте об этом и шагайте дальше. Но всё равно трудно устоять перед возможностью забрать ягоду, какая висит у противоположной стены, хоть она и окружена множеством колючка и вообще кажется недостижимой. Да, потратишь на это несколько минут и повысишь счётчик смертей на пару десятков, зато не сдался. Уместно, клубнички не такие уж бесполезные, но до их истинного предназначения догадаетесь сами.

После прохождения любой главы в меню появляется список пропущенных ягод с возможностью приступить прохождение с определённой контрольной точки, что очень удобно для сбора всех коллекционных объектов. Но клубникой дело не ограничивается — на всех этапах спрятаны кассеты, разблокирующие «сторонку B» у каждого уровня. Это новые комнаты с гораздо более тяжелыми головоломками, требующими мастерства и идеального использования геймплейных механик. И из хардкорного, но доступного многим платформера Celeste превращается в зубодробительно сложную игру, с какой для наиболее полного прохождения предстоит провести ещё как минимум одинешенек десяток часов. И умереть ещё несколько тысяч раз, конечно.

Есть тут и абсолютно противоположный описанному выше режим. Если игра представляется чересчур трудной и подобные платформеры вас лишь раздражают, но увидать историю Мэдлин хочется, в меню в любой момент позволяют включить упрощённый порядок и изменить его настройки — увеличить запас выносливости героини, убавить скорость или вовсе сделать персонажа бессмертным. Авторы не навязывают эти упрощения и рекомендуют протекать Celeste без них, но в то же время понимают, что все игроки разные и далеко не всем будет увлекательно раз за разом умирать и ничего в итоге не добиваться после сотни попыток. Фанатам такого жанра даже в башку не придёт залезать в это меню, а остальным предлагается рука поддержки — все остаются в выигрыше.

Celeste обзор игры

С водой загадки почти не связаны.

***

Celeste вышла не только потрясающим хардкорным платформером, в который хочется возвращаться вновь и вновь, но и доступной всем игрой с сюжетом, затрагивающим необычные для жанра темы. Тут очень удобное управление, множество секретов, отличные локации-головоломки и уютная атмосфера. А ещё труд с музыкой проделана фантастическая — то, как меняются громкость и насыщенность композиций, заставляет припомнить NieR: Automata, где использовались похожие приёмы. Не пропускайте Celeste — это изумительная игра, которая за несколько вечеров стала одной из моих излюбленных.

Плюсы: хардкорность; великолепный дизайн уровней; очень спокойное управление; шикарное музыкальное сопровождение; необычный для жанра сюжет, возбуждающий неожиданные эмоции; большое количество бонусного контента за пределами сюжетной черты.

Минусы: не обнаружены.