Кто в Mass Effect: Andromeda основной злой гений, я мог запросто сказать, даже еще не успев доиграть пролог. Эффектная блондинка из экипажа космического ковчега, летящего к новоиспеченной обетованной земле, с самого старта не стесняется своего открытого безумия, но при этом вполне себе функционирует как полноценный астронавт и боевик. Такие-то всю кашу и заваривают.
В одном телесериале про развеселого доктора как-то лечили психопата. Не от психического расстройства, а от чего-то иного, традиционно для сериала таинственного-неизвестного. Между делом наш веселый доктор рассказал увлекательный анекдот — мол, многие люди боятся психопатов на инстинктивном степени. Они могут не знать человека, но буквально кожей и парой-другой особенных точек на теле чувствуют, добра от подозрительного встречного не жди. Вот, ровно этот сценарий и случился у меня с первой же представленной напарницей по космическому приключению. Эти очи. Эта мимика. Этот уверенный голос. Она знает, она заранее ведает, в какую дыру мы прилетели, потому что она лично правила программу полета всему флоту колонистов. Она распылит древнюю инопланетную цивилизацию дланями главного героя, потом соблазнит его и, когда тот наконец расслабится и перестанет замечать, что рядышком с ним сумасшедшая ведьма, она запустит его в открытый космос без скафандра.
Сообразно смелому предположению, подкрепленному аргументом в виде специального патча «для глаз», на самом деле это не колонисты сошла с ума, а попросту в релизный клиент прокрался программный недочет. Маленький подобный недочет, незаметный бета-тестерам. Последние, видимо, успели насмотреться таких анимационных ужасов, что несложные экранные психопаты больше бедняг не берут. Плюс, вы ведаете, сроки поджимают, а после репутационного фиаско No Man’s Sky совсем ничего не выполнять страшновато. EA же заклюет студию за запоротый бренд.
Оригинальная трилогия Mass Effect была твердо отличной эпической космодрамой до самого распоследнего своего момента. На экранах геймерских мониторов сияли галактики, пафосно существовали и умирали бравые герои и героини, открывались новые вселенные, и вообще все было здорово. Испортила весь праздник развязка третьей серии (и, соответственно, всеобщей истории), где сценаристы внезапнейшим для фанатов образом споткнулась, придумав итого одну бестолковую концовку. Затем в лучших традициях древних ролевых игр Bioware выкрасили одну и ту же финишную черту в три разных цвета и сделали вид, что эпилогов у одиссеи целых три штуки, и штуки эти твердо отличаются одна от другой. Нет, ну и правда, первая подсвечена кубовым, вторая – красным, а третья – зеленым. Их как минимум невозможно перепутать!
Как известно, любой порядочный корпоративный колосс, когда споткнется, упадает медленно. Иногда – очень медленно. Гигант имени Mass Effect, вылито, из их числа. В Andromeda за доброй половиной контента виднеется эта скрытая крушение. Эх, сколько же всего в релизной версии пошло наперекосяк в незапятнанно техническом плане, и сколько всякой всячины летит мимо кассы в плане созидательном… Но колосс есть колосс, и сейчас, спустя несколько лет после фиаско с эпилогом ME3, мы наблюдаем не распластавшегося в слякоти неудачника и даже не процесс реабилитации серии, но ме-е-едленный нисходящий полет.
В переводе с заумного это значит, что серия деградирует. В плане контроля качества — так достоверно, и спорить здесь бесполезно. Если во второй серии ME в сюжетных виньетках нам крупным планом показывали филейные части одной военный брюнетки, сомневаться не приходилось — с точки зрения драматической режиссуры ракурс у камеры выставлен может и не очевидный, но удобопонятно, эта ж-ж неспроста. Нам последовательно рекламируют, ээ, потенциальную любовную линию. И прочие прелести. А вот если посмотришь в умалишенные очи статистов Andromeda, даже как-то теряешься, как вообще это счастье прошло биоваровский ОТК.
Но, опять же, пока что полет продолжается, а значит, Mass Effect сделался хуже только в сравнении с самим собой образца n-летней давности. В посредственном по актуальной ролевой больнице новое приключение держится молодчиной.
Зато геймеров наконец пустили в большую космическую песочницу. Не хватало, ой не хватало истории про экстренное предотвращение апокалипсиса изыскания забытых богом пустынных плато, пещер и прочих задов галактикки. Высаживаешься, бывает, на охваченную тотальной войной планету, коротаешь суматошную эвакуацию, а сам думаешь — что там, за этим горящими руинами научного аванпоста?
Ради большенного добра и утоления геймерского голода по хорошему «Масс Эффекту» представители престарелой доброй космической ООН запускают в туманность Андромеды (вроде бы) цельный караван мороженных переселенцев. Мороженных, потому что лететь надо было шестьсот лет, а практика демонстрирует, что дай компании из людей, азари, кроганов и саларианцев повод, года не пройдет, как все передерутся.
Гладко ни в одной истории ничего случиться не может, поэтому и караван разбредается кто куда, и новые системы оказываются не так неплохо пригодны для жизни, как надеялись переселенцы, и вообще. Но не может такого быть, чтобы в новоиспеченном космосе водились одни камни да радиация, и вообще, мастерить все равно что-то надо. Тем более, что на место с опозданием где-то в год прибываем мы, корабль планетарных первопроходцев, агентов и круглых молодцов.
Номинальный авангард кочевников разработал лукавый план, благодаря которому судно с главными скаутами надлежит было прийти уже на построенную космическую станцию и развернутые планетарные аванпосты. Отличный, казалось бы, план, по почему-то что-то пошло не так, и ни космическая база не достроена, ни новоиспеченные земли не освоены. Как будто на месте не было ответственных за рекогносцировку и освоение местности. Не повезло, придется заняться делом.
И очутилось, таки да, в неизведанных галактиках имеются не только камни, но еще и коты. В резоне, кетты; отвлекаешься от субтитров и все равно слышишь «cats». На вид лишь новые инопланетяне не очень похожи на братьев наших меньших, все вяще косят в сторону очередных угрюмых пришельцев с пепельной кожей. Вы мне сейчас не поверите, но оказывается, в Андромеде кетты взяты исследованием руин древней, сгинувшей, но при этом технологически продвинутой цивилизации. И гостей не ожидают.
Чтобы не сбавлять оборотов, в момент знакомства с кеттами к анекдотчикам-аниматорам присоединяются анекдотчики-сценаристы. Товарищи не стесняются колотить сразу тяжелой артиллерией: оказывается, у наших пионеров не припасено никаких планов на случай знакомства с новоиспеченными зелеными человечками. Главный герой/главная героиня оба тренировались, обучались, готовились к работе в неизведанных мирах, равно как и их компаньоны, и все равновелико оказались не способны выдать при первом контакте ничего, кроме паники, «Ух ты!» и «Подавайте помашем им руками».
Понимаете, просто никогда ни людям, ни азари, ни саларианцам, ни кроганам, ни прочим участникам разборок со жнецами в принципе не доводилось раньше встречаться с инопланетянами.
Или обождите, что-то в предыдущей реплике не так.
К счастью, чужие не дают присесть первопроходцам в лужу и сходу пускают первую человеческую кровь. Именуется, два безмозглых десанта нашли друг друга. После такого позитивного старта становится очевидно — в ближайшие десятки часов никаких серьезных переговоров с кеттами не ожидается. Вся классическая суровая дипломатия Mass Effect в Andromeda назначена для внутреннего пользования.
Ибо нет в космических одиссеях занятия полезнее, чем напрочь переругаться перед ликом смертельной опасности. Высаживаемся на родной ковчег, и как будто не прошло 600 лет с концовки ME3. Зря переселенцы решили переспать путешествие в крио-бочках. Глядишь, устаканились бы престарелые конфликты, а то стоило прилететь ребятам в новую галактику, как со станции изгнали кроганов. Или бы народ успел поцапаться еще в пути, и не пришлось бы страдать на месте.
Если кто не в курсе, кроганы — это местные орки. Варкрафтовского образчика, здоровые, воинственные, тусующиеся по кланам. Они никого не любят, но особенно мощно они не любят «продвинутых» инопланетян саларианцев. Последние в свое пора почти успешно стерилизовали первых, и… в общем, это долгая история из оригинальной трилогии, продолжающая отзвуком отзываться за тридевять галактик и спустя 600 лет после вроде как развязки итого этого дела.
Впрочем, старые темы помогают сценаристам назад почувствовать себя в своей тарелке. Скандалы, интриги, расследования — как будто и не было забавного пролога и концовки третьей части. Все кругом опять в опасности, без ресурсов, разобщенные, но реинкарнация командера Шепарда морально и физиологически готова разрулить тонущие в вакууме корабли и таки выстроить в Андромеде большой новый дом для компании разумных, но вечно несообразительных существ.
Все бы с квестами хорошо, но, опять-таки, глаза, язык и уста видят и чувствуют старый кактус. А хотелось бы одолеть кактус новоиспеченный, новый! Вообще, вашему покорному сквозь пресс-релизы Andromeda годичной давности виделся по-настоящему иной космос. Такой, знаете, космос, свободный от нависающего Рагнарока, отворённый для новых, сравнительно легкомысленных приключений. Все, жнецов давно нет, настало пора беззаботного родео, экскурсий по заброшенным зелеными человечками вселенным и прочего приятного времяпрепровождения. Можно без драмы; так даже лучше.
Нет, опять любой первый встречный — на краю гибели, а чужие жгут родимую хату. Признаю, градус драмы ушел вниз. Но в моем случае это значит, что кактус не попросту старый, но еще и холодный. Страсть спасать всех и вся ушла, а новоиспеченный космический экшн не завезли.
Оттого и радости от здоровых песочниц вышло маловато. Первый час в первой здоровой пустыне проходит на одном дыхании, а после Mass Effect начинает переть по накатанной дорожке, лишь вместо того, чтобы перемещаться по локациям посредством медитации, гипер-двигателей и загрузок, мы собственноручно ведем вездеход.
Причем первоначальный же бодрый заезд куда-нибудь за гору выявляет — песочницами заведуют жулики. А здешняя радиация — не просто глупый для видеоигр атавизм (потому что в космосе радиация!), но наша возлюбленная невидимая стенка. Только наоборот. Раньше мы бились об нее башками персонажей, но не могли пробить, а теперь герои не врезаются в бестелесный забор, зато вполне себе умирают от соприкосновения с оным. Интерфейс демонстрирует первый уровень местной радиационной угрозы и нагло врет. Это не степень угрозы, это уровень сюжетного допуска к контенту.
Зачем, спрашивается, такая игровая площадка необходима. Молодцы взяли и кастрировали основное счастье открытых вселенных. Взяли и закрыли. Завидуете «Ведьмакам» с «Фоллаутами»? Или завидуйте безмолвно, или копируйте как следует.
Еще раз повторю знакомый припев. Стоит протереть впущенную в глаза пыль, отбросить надежды на нечто реально новоиспеченное, «похоронить идею про Mass Effect без границ», и перед нами предстает добросердечная формула, знакомая по предыдущим частям. Вылазки на чужую территорию, нескончаемое сканирование каждого первого инопланетного кирпича, копание в квестовых находках, несложные головоломки — ничто не позабыто, никто не забыт и не отправлен на пенсию. Старые механики трудятся как часы, что, скорее всего, даже утешает многих игроков. Но не злобного и привередливого, когда дело прикасается игр за 2,000-4,000 рублей, меня.
**
Вот кооперативный мультиплеер покинули нетронутым совершенно правильно. Только он у меня в день релиза всегда вылетал, а дальше его проверять было лень.
Да, я знаю, его пропатчили. Умалишенных лицедеев тоже пропатчили. Через сколько-то там дней-недель. И ведаете, что? А вот все равно не нравится мне, когда игры в день релиза трудятся через пятую точку. Получается, я Bioware в кредит денежки дал. Окей, после трех патчей и спустя месяц вы мне их вернули. Но где тогда мои проценты?
Колотите меня палками, но Mass Effect: Andromeda в общем зачете не заслуживает рослее банальных 7.5 баллов. Игра хорошая. Но при каждой первой заявке на оценку «пять» садится в лужу, да и старый уровень держит еле-еле.
Увлекательного контента стало больше. Вместе с этим стало вяще лишних муторных кликов, раздражающих пролетов камеры, невидимых переборок и неудобных меню. ME споткнулся и летит, в панике забыв разгладить свои эпические крылья. Летит, повторюсь, медленно, противится гравитации, но общая траектория все равно не радует.

Mass Effect: Andromeda
Нет
- Оценка читателей:
- -3– +