Кто в Mass Effect: Andromeda основной злой гений, я мог запросто сказать, даже еще не успев доиграть пролог. Эффектная блондинка из экипажа космического ковчега, летящего к новоиспеченной обетованной земле, с самого старта не стесняется своего открытого безумия, но при этом вполне себе функционирует как полноценный астронавт и боевик. Такие-то всю кашу и заваривают.

В одном телесериале про развеселого доктора как-то лечили психопата. Не от психического расстройства, а от чего-то иного, традиционно для сериала таинственного-неизвестного. Между делом наш веселый доктор рассказал увлекательный анекдот — мол, многие люди боятся психопатов на инстинктивном степени. Они могут не знать человека, но буквально кожей и парой-другой особенных точек на теле чувствуют, добра от подозрительного встречного не жди. Вот, ровно этот сценарий и случился у меня с первой же представленной напарницей по космическому приключению. Эти очи. Эта мимика. Этот уверенный голос. Она знает, она заранее ведает, в какую дыру мы прилетели, потому что она лично правила программу полета всему флоту колонистов. Она распылит древнюю инопланетную цивилизацию дланями главного героя, потом соблазнит его и, когда тот наконец расслабится и перестанет замечать, что рядышком с ним сумасшедшая ведьма, она запустит его в открытый космос без скафандра.

Сообразно смелому предположению, подкрепленному аргументом в виде специального патча «для глаз», на самом деле это не колонисты сошла с ума, а попросту в релизный клиент прокрался программный недочет. Маленький подобный недочет, незаметный бета-тестерам. Последние, видимо, успели насмотреться таких анимационных ужасов, что несложные экранные психопаты больше бедняг не берут. Плюс, вы ведаете, сроки поджимают, а после репутационного фиаско No Man’s Sky совсем ничего не выполнять страшновато. EA же заклюет студию за запоротый бренд.

Mass Effect: Andromeda, запоздалое мнение

Оригинальная трилогия Mass Effect была твердо отличной эпической космодрамой до самого распоследнего своего момента. На экранах геймерских мониторов сияли галактики, пафосно существовали и умирали бравые герои и героини, открывались новые вселенные, и вообще все было здорово. Испортила весь праздник развязка третьей серии (и, соответственно, всеобщей истории), где сценаристы внезапнейшим для фанатов образом споткнулась, придумав итого одну бестолковую концовку. Затем в лучших традициях древних ролевых игр Bioware выкрасили одну и ту же финишную черту в три разных цвета и сделали вид, что эпилогов у одиссеи целых три штуки, и штуки эти твердо отличаются одна от другой. Нет, ну и правда, первая подсвечена кубовым, вторая – красным, а третья – зеленым. Их как минимум невозможно перепутать!

Как известно, любой порядочный корпоративный колосс, когда споткнется, упадает медленно. Иногда – очень медленно. Гигант имени Mass Effect, вылито, из их числа. В Andromeda за доброй половиной контента виднеется эта скрытая крушение. Эх, сколько же всего в релизной версии пошло наперекосяк в незапятнанно техническом плане, и сколько всякой всячины летит мимо кассы в плане созидательном… Но колосс есть колосс, и сейчас, спустя несколько лет после фиаско с эпилогом ME3, мы наблюдаем не распластавшегося в слякоти неудачника и даже не процесс реабилитации серии, но ме-е-едленный нисходящий полет.

В переводе с заумного это значит, что серия деградирует. В плане контроля качества — так достоверно, и спорить здесь бесполезно. Если во второй серии ME в сюжетных виньетках нам крупным планом показывали филейные части одной военный брюнетки, сомневаться не приходилось — с точки зрения драматической режиссуры ракурс у камеры выставлен может и не очевидный, но удобопонятно, эта ж-ж неспроста. Нам последовательно рекламируют, ээ, потенциальную любовную линию. И прочие прелести. А вот если посмотришь в умалишенные очи статистов Andromeda, даже как-то теряешься, как вообще это счастье прошло биоваровский ОТК.

Но, опять же, пока что полет продолжается, а значит, Mass Effect сделался хуже только в сравнении с самим собой образца n-летней давности. В посредственном по актуальной ролевой больнице новое приключение держится молодчиной.

Mass Effect: Andromeda, запоздалое мнение

Зато геймеров наконец пустили в большую космическую песочницу. Не хватало, ой не хватало истории про экстренное предотвращение апокалипсиса изыскания забытых богом пустынных плато, пещер и прочих задов галактикки. Высаживаешься, бывает, на охваченную тотальной войной планету, коротаешь суматошную эвакуацию, а сам думаешь — что там, за этим горящими руинами научного аванпоста?

Ради большенного добра и утоления геймерского голода по хорошему «Масс Эффекту» представители престарелой доброй космической ООН запускают в туманность Андромеды (вроде бы) цельный караван мороженных переселенцев. Мороженных, потому что лететь надо было шестьсот лет, а практика демонстрирует, что дай компании из людей, азари, кроганов и саларианцев повод, года не пройдет, как все передерутся.

Гладко ни в одной истории ничего случиться не может, поэтому и караван разбредается кто куда, и новые системы оказываются не так неплохо пригодны для жизни, как надеялись переселенцы, и вообще. Но не может такого быть, чтобы в новоиспеченном космосе водились одни камни да радиация, и вообще, мастерить все равно что-то надо. Тем более, что на место с опозданием где-то в год прибываем мы, корабль планетарных первопроходцев, агентов и круглых молодцов.

Номинальный авангард кочевников разработал лукавый план, благодаря которому судно с главными скаутами надлежит было прийти уже на построенную космическую станцию и развернутые планетарные аванпосты. Отличный, казалось бы, план, по почему-то что-то пошло не так, и ни космическая база не достроена, ни новоиспеченные земли не освоены. Как будто на месте не было ответственных за рекогносцировку и освоение местности. Не повезло, придется заняться делом.

И очутилось, таки да, в неизведанных галактиках имеются не только камни, но еще и коты. В резоне, кетты; отвлекаешься от субтитров и все равно слышишь «cats». На вид лишь новые инопланетяне не очень похожи на братьев наших меньших, все вяще косят в сторону очередных угрюмых пришельцев с пепельной кожей. Вы мне сейчас не поверите, но оказывается, в Андромеде кетты взяты исследованием руин древней, сгинувшей, но при этом технологически продвинутой цивилизации. И гостей не ожидают.

Mass Effect: Andromeda, запоздалое мнение

Чтобы не сбавлять оборотов, в момент знакомства с кеттами к анекдотчикам-аниматорам присоединяются анекдотчики-сценаристы. Товарищи не стесняются колотить сразу тяжелой артиллерией: оказывается, у наших пионеров не припасено никаких планов на случай знакомства с новоиспеченными зелеными человечками. Главный герой/главная героиня оба тренировались, обучались, готовились к работе в неизведанных мирах, равно как и их компаньоны, и все равновелико оказались не способны выдать при первом контакте ничего, кроме паники, «Ух ты!» и «Подавайте помашем им руками».

Понимаете, просто никогда ни людям, ни азари, ни саларианцам, ни кроганам, ни прочим участникам разборок со жнецами в принципе не доводилось раньше встречаться с инопланетянами.

Или обождите, что-то в предыдущей реплике не так.

К счастью, чужие не дают присесть первопроходцам в лужу и сходу пускают первую человеческую кровь. Именуется, два безмозглых десанта нашли друг друга. После такого позитивного старта становится очевидно — в ближайшие десятки часов никаких серьезных переговоров с кеттами не ожидается. Вся классическая суровая дипломатия Mass Effect в Andromeda назначена для внутреннего пользования.

Ибо нет в космических одиссеях занятия полезнее, чем напрочь переругаться перед ликом смертельной опасности. Высаживаемся на родной ковчег, и как будто не прошло 600 лет с концовки ME3. Зря переселенцы решили переспать путешествие в крио-бочках. Глядишь, устаканились бы престарелые конфликты, а то стоило прилететь ребятам в новую галактику, как со станции изгнали кроганов. Или бы народ успел поцапаться еще в пути, и не пришлось бы страдать на месте.

Если кто не в курсе, кроганы — это местные орки. Варкрафтовского образчика, здоровые, воинственные, тусующиеся по кланам. Они никого не любят, но особенно мощно они не любят «продвинутых» инопланетян саларианцев. Последние в свое пора почти успешно стерилизовали первых, и… в общем, это долгая история из оригинальной трилогии, продолжающая отзвуком отзываться за тридевять галактик и спустя 600 лет после вроде как развязки итого этого дела.

Впрочем, старые темы помогают сценаристам назад почувствовать себя в своей тарелке. Скандалы, интриги, расследования — как будто и не было забавного пролога и концовки третьей части. Все кругом опять в опасности, без ресурсов, разобщенные, но реинкарнация командера Шепарда морально и физиологически готова разрулить тонущие в вакууме корабли и таки выстроить в Андромеде большой новый дом для компании разумных, но вечно несообразительных существ.

Mass Effect: Andromeda, запоздалое мнение

Все бы с квестами хорошо, но, опять-таки, глаза, язык и уста видят и чувствуют старый кактус. А хотелось бы одолеть кактус новоиспеченный, новый! Вообще, вашему покорному сквозь пресс-релизы Andromeda годичной давности виделся по-настоящему иной космос. Такой, знаете, космос, свободный от нависающего Рагнарока, отворённый для новых, сравнительно легкомысленных приключений. Все, жнецов давно нет, настало пора беззаботного родео, экскурсий по заброшенным зелеными человечками вселенным и прочего приятного времяпрепровождения. Можно без драмы; так даже лучше.

Нет, опять любой первый встречный — на краю гибели, а чужие жгут родимую хату. Признаю, градус драмы ушел вниз. Но в моем случае это значит, что кактус не попросту старый, но еще и холодный. Страсть спасать всех и вся ушла, а новоиспеченный космический экшн не завезли.

Оттого и радости от здоровых песочниц вышло маловато. Первый час в первой здоровой пустыне проходит на одном дыхании, а после Mass Effect начинает переть по накатанной дорожке, лишь вместо того, чтобы перемещаться по локациям посредством медитации, гипер-двигателей и загрузок, мы собственноручно ведем вездеход.

Причем первоначальный же бодрый заезд куда-нибудь за гору выявляет — песочницами заведуют жулики. А здешняя радиация — не просто глупый для видеоигр атавизм (потому что в космосе радиация!), но наша возлюбленная невидимая стенка. Только наоборот. Раньше мы бились об нее башками персонажей, но не могли пробить, а теперь герои не врезаются в бестелесный забор, зато вполне себе умирают от соприкосновения с оным. Интерфейс демонстрирует первый уровень местной радиационной угрозы и нагло врет. Это не степень угрозы, это уровень сюжетного допуска к контенту.

Зачем, спрашивается, такая игровая площадка необходима. Молодцы взяли и кастрировали основное счастье открытых вселенных. Взяли и закрыли. Завидуете «Ведьмакам» с «Фоллаутами»? Или завидуйте безмолвно, или копируйте как следует.

Еще раз повторю знакомый припев. Стоит протереть впущенную в глаза пыль, отбросить надежды на нечто реально новоиспеченное, «похоронить идею про Mass Effect без границ», и перед нами предстает добросердечная формула, знакомая по предыдущим частям. Вылазки на чужую территорию, нескончаемое сканирование каждого первого инопланетного кирпича, копание в квестовых находках, несложные головоломки — ничто не позабыто, никто не забыт и не отправлен на пенсию. Старые механики трудятся как часы, что, скорее всего, даже утешает многих игроков. Но не злобного и привередливого, когда дело прикасается игр за 2,000-4,000 рублей, меня.

**

Вот кооперативный мультиплеер покинули нетронутым совершенно правильно. Только он у меня в день релиза всегда вылетал, а дальше его проверять было лень.

Да, я знаю, его пропатчили. Умалишенных лицедеев тоже пропатчили. Через сколько-то там дней-недель. И ведаете, что? А вот все равно не нравится мне, когда игры в день релиза трудятся через пятую точку. Получается, я Bioware в кредит денежки дал. Окей, после трех патчей и спустя месяц вы мне их вернули. Но где тогда мои проценты?

Колотите меня палками, но Mass Effect: Andromeda в общем зачете не заслуживает рослее банальных 7.5 баллов. Игра хорошая. Но при каждой первой заявке на оценку «пять» садится в лужу, да и старый уровень держит еле-еле.

Увлекательного контента стало больше. Вместе с этим стало вяще лишних муторных кликов, раздражающих пролетов камеры, невидимых переборок и неудобных меню. ME споткнулся и летит, в панике забыв разгладить свои эпические крылья. Летит, повторюсь, медленно, противится гравитации, но общая траектория все равно не радует.

Mass Effect: Andromeda

Mass Effect: Andromeda

Дата выхода:
21 марта 2017
Издатель:
Electronic Arts
Разработчик:
Bioware
Жанры:
Adventure / RPG / Кооператив
Перроны:
PC / PS4 / Xbox One
В рейтинге игр:
378 место
Оценка редакции:
75 %
Стоит резаться? (на основе оценок читателей)

Нет

Оценка читателей:
-3 +