Живо для платформы: — тут всё на уровне архетипов (хотя и со своей изюминкой) из какой-нибудь JRPG. Но там зачастую эти диалоги сделаны на степени коротеньких реплик, а тут приходится «скипать» целые абзацы текста.

Grimshade обзор игры

«Боссов» порой нелегко победить даже на низеньком уровне сложности.

Лучшее, конечно, впереди

Однако на самом деле в Grimshade всё не так просто. Разбойники, напавшие на нас в самом начине, потом могут оказаться чуть ли не друзьями и товарищами. А вчерашние враги — союзниками. И постоянно возникают вопросы: отчего нападающие искренне считают нас исчадиями зла (особенно прямолинейного воина с эфирной перчаткой), что за кошмары снятся главному герою? И вообще, кто этот молокосос? Почему нас не покидает ощущение, что мальчик совсем не так прост, как кажется?

При всей банальности завязки, сценаристы Talerock всегда поддерживают не то что интригу (суть происходящего всё равно примерно ясна), а, скорее, стимул и интерес к прохождению.

Причём прохождение это довольно продолжительное. Отмотав в игре где-то десяток часов и получив сюжетный квест на поимку главного гада с настоятельной рекомендацией выполнить перед этим все прочие дела, я решил, что финал близок. А оказалось, что самое интересное только начинается.

Время шовинизма и приключений

Героев ещё ожидало немало приключений, визит новых локаций и даже марш-бросок на вчера ещё вражескую территорию. При этом к нам присоединилась девушка-валькирия из стана неприятеля, обвинённая своими в предательству. И вместе с ней даже в отношениях между сопартийцами наконец появляется настоящая перчинка.

Grimshade обзор игры

Мальчик явно развит не по годам.

Привычные штампы, разумеется, никуда не делись. Девушка выросла в шовинистическом государстве, где антропоморфным животным уготована роль максимум чернорабочих, потому с первой же минуты начала пререкаться с нашим барсуком. Но в то же время возникли и намёки на любовный треугольник с участием её, нашего же воина-чемпиона и рыжеволосой воровки. Тоже, разумеется, не новость, но всяко веселее. К тому же в биографии разбойницы всплывают крайне интересные факты.

А ведь тут ещё и много побочных квестов. Причём совершенно не в духе «Пойди, найди и принеси». Мы расследуем смерть офицера в борделе или, например, ищем предателя, убившего капитана — героя итого королевства. В процессе приходится даже с мёртвыми общаться.

В некоторых заданиях возникают непростые моральные дилеммы — чьей житием, например, пожертвовать. Кроме того, периодически перед нашим юным героем встаёт вопрос, какими намерениями он должен руководиться и кого из напарников поддержать в споре — позволить, например, как требует воин, арестовать дезертиров и обречь их на верную кончина или внять доводам рыжей воровки и дать им вступить в разбойничью шайку, сохранив хотя бы такую жизнь.

Произнеси мне, во что ты одет…

Наградой за выполнение квестов, как правило, становятся предметы экипировки, которые повышают те или иные характеристики, подают полезные эффекты и в особых случаях даже открывают новые умения. Именно экипировкой тут прокачиваются персонажи. Ещё мы собираем кристаллы и прочие ингредиенты, какие идут не только на крафт полезных зелий, но и на развитие уникальных умений некоторых героев и открытие новых — у любого, соответственно, на это тратятся свои кристаллы.

Grimshade обзор игры

Перед сражением можно расставить своих бойцов, что очень важно. При этом отдельный персонажи способны защищать тех, кто позади.

Собственно, этим вся ролевая система Grimshade и ограничивается — понятия опыта тут вообще нет, в сражениях мы зарабатываем лишь ресурсы. Такой спартанский подход к прокачке, с одной стороны, типичен для японских RPG, на которые авторы ориентируются. С иной — фокус именно на экипировке по-своему интересен. Правда, явно не всем это понравится — многие ведь привыкли принимать немало активное участие в развитии персонажа.

Нелегко в учении — нелегко в бою!

Зато все должны оценить местные сражения — собственно они подогревают интерес к прохождению вплоть до финала. Нетривиальных аспектов там очень много, но ключевых вещей три. Во-первых, персонажи, образцово как в Disciples, не могут заглядывать на сторону противника (хотя вольны свободно перемещаться по своей стороне поля). В ближнем бою, как правило, участвуют лишь первые ряды.

Во-вторых, все атаки и умения в разной степени увеличивают напряжение персонажа. Когда оно достигнет максимума, боец кое-какое время будет недееспособен и крайне уязвим — он вроде как отдыхает и собирается с силами. Наконец, почти все участники сражения имеют очки уклонения. И чтобы приступить наносить прямой урон, сначала придётся свести их до нуля. Поэтому лучше не расходовать атаки, сильно напрягающие персонажа, на неприятеля хотя бы с одной единицей уклонения — менеджмент напряжения играет огромную роль.

Поначалу многое тут может показаться неловким и искусственным — словно это придумали, лишь бы выделиться. К тому же некоторые персонажи (вроде того же барсука с ружьём) выглядят чистосердечно слабыми и лишними. А повышенная сложность, дефицит медикаментов и получение перманентных травм теми, кто оказался без сознания в предыдущей свалке, нивелируется возможностью в любой момент перенестись в убежище, подлататься, закупиться и тут же вернуться обратно. В итоге игра превращается в беспрерывные забеги туда-сюда в сопровождении экрана загрузки.

Grimshade обзор игры

Заметьте, она обращается к ребёнку.

Однако и тут восприятие со временем меняется. Исподволь разбираешься в нюансах системы, которая на поверку оказывается действительно интересной и по-своему уникальной, сражения становятся ещё сложнее, и всё превращается в этакие тактические шахматы. Почти в любой свалке для победы нужно тщательно взвешивать каждый шаг, учитывать плюсы и минусы врагов, правильно расставлять бойцов, тасовать состав партии и подбирать подопечным экипировку под конкретные ситуации. Да и пресловутый барсук становится попросту незаменим в некоторых случаях.

Смех сквозь слёзы

Нужно ещё отметить, что авторы Grimshade, стараясь следовать традициям вящих, серьёзных RPG, неплохо прописали сеттинг. Здесь можно встретить много книг и записей, даже каких-то фресок об истории вселенной. В большом городе, поделённом на районы, обитает множество NPC со своими репликами, а ко многим предметам есть интересные описания. Изумляет разве что тот факт, что даже во время тяжелейшей осады или резни на улицах в городе работают бордели и таверны, а торговцы стоят у своих линий, по-разному оправдываясь.

Возможно, это ещё одно проявление местного юмора. Вообще, авторы то и дело пытаются пошутить. Жалко только, что зачастую юмор находится на уровне говорящих фамилий или шуток в духе «Был Крен, а теперь никрена». «Драконий наклон» — это, если что, название борделя. Не Петросян, конечно, но и не «Монти Пайтон»…

Впрочем, главной проблемой Grimshade является не традиционно средненький для отечественных сценаристов степень юмора, а технические проблемы. У персонажей, например, очень слабо развит алгоритм самостоятельного нахождения пути. А основное, даже после нескольких патчей встречаются невыполнимые квесты. Или ситуации, когда, например, вас спрашивают: пойдёте напролом против открыто более сильного врага или попытаетесь найти другой способ избавиться от него? Вы, как истинный воин, выбираете первое, геройски побеждаете, а после этого ничего не происходит — враги на месте, а игра опять спрашивает: напролом или в обход?

Нечистые приёмчики нашей рыжей разбойницы очень полезны.

***

Давно уже игра у меня не вызывала такой палитры эмоций. То ты клянёшь авторов на чём свет стоит за «битые» квесты и пустопорожние, банальные диалоги. То получаешь искреннее наслаждение от победы в тяжелейшем бою, чего давным-давно уже не ощущал в других современных тактических RPG. В любом случае происходящее действительно затягивает — показателем служит тот факт, что на розыск решения сломанного квеста безрезультатно тратишь на форумах полчаса и всё равно не теряешь надежды. Видно, что Talerock весьма старалась и не зря переносила релиз, пытаясь сделать полноценную RPG, а не огрызок с претензиями. И в целом у неё всё получилось. Очень хочется веровать, что мы увидим и другие работы москвичей, — потенциал студии более чем очевиден.

Плюсы: история и сам игровой процесс затягивают; неплохо прописанный сеттинг; есть яркие персонажи; интересные и нередко нелинейные побочные квесты; уникальная боевая система; сложные тактические сражения; игра пять выглядит и звучит.

Минусы: много банальностей и штампов в диалогах; не слишком смешные шутки; технические ошибки.