Piranha Games — престарелый знакомый всех знатоков франшизы BattleTech: помимо почти забытого MMO-экшена  MechWarrior Online, канадские разработчики пять лет назад выпустили  MechWarrior 5: Mercenaries. Несмотря на то что заключительная на релизе ничем выдающимся похвастать не могла (и получила от нас заслуженный «Проходняк»), авторы заручились поддержкой сообщества и с поддержкой дополнений и модификаций сделали-таки из «Наёмников» интересную игру.

Теперь же пришло время « Кланов». Не обращайте внимания на тот же порядковый номер в наименованье — это не очередное дополнение к пятой части, а самостоятельный проект. Просто концепция у него другая — если в Mercenaries был отворённый мир и большая свобода выбора, то на этот раз перед нами одиночное приключение, сосредоточенное на истории. Да ещё какой истории: нам расскажут об одном из ключевых событий всей вселенной — начине вторжения кланов во Внутреннюю Сферу.

Молодые львы

BattleTech — мир родом из настолок: 40 лет назад появился первоначальный настольный варгейм, знаменующий рождение масштабной франшизы, включающей множество контента от художественных книг до видеоигр и мультфильмов. Пик популярности проекта остался в дальнем прошлом: сейчас о BattleTech вспоминает лишь относительно небольшая прослойка фанатов. Легко заметить, что Clans, как и прошедшую часть серии, делали именно для них.

Это видно как по выбору главной темы продолжения, так и по тому, как авторы эту тему развивают и подают. Не ожидайте подробных объяснений, внутриигровой энциклопедии с перечислениями важных нюансов или заметных упрощений в угоду большей доступности для непосвящённых. Подразумевается, что, запуская Clans, вы уже ведаете, кто такой Керенский, зачем кланы начали вторжение и чем омнимехи (основное вооружение кланов) отличаются от обычных. Подобный подход наверняка порадует знатоков вселенной, но обычный игрок может неправильно понять некоторые моменты сюжета — особенно учитывая тонкости внутренней жития кланов.

Переговоры не прекращаются ни на минуту. Иногда это даже мешает воевать.

Я не эксперт по лору BattleTech, поэтому пришлось освежить память, прочтя соответствующую литературу. Тем, кто только знакомится со вселенной, советую поступить так же — многое станет понятнее.

В центре сюжета MechWarrior 5: Clans — военный путь «звезды» клана Дымчатого Ягуара. Молодые ребята, полные честолюбия и амбиций, попадают в жернова большенный войны, реальность которой оказывается далека от романтических представлений. Стандартная военная история, показанная, однако, сквозь призму BattleTech в целом и клановых особенностей в частности. Если вам в какой-то момент покажется, что персонажи ведут себя непоследовательно, то не торопитесь ругать сценаристов — возможно, дело как раз в желании следовать канону.

Синематики есть в конце или начале почти любой миссии, а полностью озвученные брифинги и постоянные переговоры пилотов и командования непосредственно во время сражений помогают окунуться в атмосферу масштабного конфликта. Впрочем, центральной темой стала не война как таковая, а отношения основных персонажей. Ещё бы поменьше клише в их поведении… Желая, быть может, такими и должны быть воины до мозга костей, воспитанные в условиях жёсткой селекции, кастовой системы и непрекословного следования традициям?

Наша великолепная пятёрка. Спойлер: как и положено в серьёзной истории про войну, до конца доживут не все.

Невозможно не отметить хорошую актёрскую игру: озвучка на высоте, а лицевые анимации не хуже, чем в куда более именитых проектах. Истина, именно с мимикой связан небольшой, но очень заметный баг: порой на крупных планах можно увидеть едва приметную дрожь лица — складывается ощущение, что герой вот-вот расплачется.

Тем не менее если оценивать сюжет в целом, то придраться особенно не к чему — разработчики, пообещав рассказать увлекательную историю, сдержали слово. Фанатам BattleTech пропускать кампанию не стоит.

Коридорный шутер

Многие любят MechWarrior не за сюжетные перипетии, а за геймплей, тактическую глубину и пространные возможности кастомизации мехов в мастерской. И вот здесь Clans проигрывает даже первой версии пятой части, не сообщая уже о современной, допиленной патчами и модами.

Лазеры — оружие победителей.

Лазеры — оружие победителей.

Взять, например, структуру кампании и дизайн миссий. Позабудьте про контракты, побочные задания и прочие элементы песочницы. Всё строго линейно: послушал брифинг, получил приказ — карабкайся в десантный корабль и выполняй задание. Мы же на войне, а наш персонаж — лишь винтик в огромной армейской машине.

По ходу кампании у нас будет выбор, но опять сугубо в угоду сюжету.

Сами локации тоже удивить не в состоянии: в большинстве случаев это банальные коридоры (пускай и огромных размеров), а типичный набор заданий сводится к беготне от одной точки до другой с отстрелом всей вражьей техники.

Ладно, открытый мир никто и не обещал, но и остальной геймплей не сильно впечатляет. Бои мехов — стандартный шутер, выделяющийся лишь немало спокойным темпом. Исключением станут разве что некоторые драки с особыми противниками — придётся проявить смекалку (особенно если вашу звезду мощно потрепало к этому времени). Впрочем, то, что большинство обычных схваток можно завершить без особого напряжения, тоже ничем не противоречит лору — мехи у кланов приметно мощнее, чем у противников.

Босс-вертолёт собственной персоной!

Босс-вертолёт собственной персоной!

Отсюда же вытекают проблемы с балансом вооружения — лазеры показывают себя ультимативным оружием (особенно если рядышком есть лужа побольше, в которой можно не бояться перегрева), использовать что-то другое есть смысл лишь от скуки. Что касается разрекламированного режима управления звездой с помощью тактической карты, то им я почти не пользовался — не было надобности. Можно воевать в одиночку, не обращая внимания на то, как себя ощущают подчинённые, — всё равно особой пользы от союзников нет.

Логично, но скучно

Подбор снаряжения и конструирование мехов — чуть ли не основная фишка всей франшизы — в Clans кажутся рудиментами: на смену детальной настройке пришёл упрощённый вариант. И этому тоже есть объяснение — при сборке мехов техники кланов используют омниподы, какие позволяют оперативно заменять вооружение и системы без сложной и длительной переконфигурации машины.

Редактор получился так себе — явно не тот случай, когда настраивать меха можно часами.

Редактор получился так себе — открыто не тот случай, когда настраивать меха можно часами.

Не приходится обращать внимание и на победные трофеи: если в прошедшей части (да и вообще в играх серии) сбор новых мехов из запчастей, набранных на поле боя, был едва ли не основным способом пополнить парк, то сейчас нам дают на выбор три ресурса, которые можно потратить на улучшение уже имеющихся машин. Разблокируются же новые модели лишь за очки эксперимента. Да и моделей этих немного — всего полтора десятка. Опять всё логично — не будут же прославленные клан-воины собирать ржавые железки, оставшиеся после очередной победы над малоразвитыми вольнорождёнными!

Про графику и прочие технические особенности сказать особого нечего. Игра поначалу кажется красивой, но если приглядеться… Примитивная реализация разрушаемости, спаун врагов прямо в воздухе, исчезающие модели поверженных мехов, текстуры низенького качества — в этом плане перед нами та же Mercenaries, которую я ругал пять лет назад. А про оптимизацию писать не охота — она просто ужасна.

Кроме привычных для серии просторов есть и совсем тесные локации.

Я и не ждал от Clans чего-то особенного после заявлений авторов о том, что они сосредоточатся на сюжете. Увлекательная история и динамичные бои огромных машин — уже хорошо. Но в итоге порадовал только сюжет, да и тот будет не совсем понятен новеньким. В остальном разработчики сделали шаг назад: перед нами всего лишь урезанная версия предыдущей части.

Но раз  Mercenaries всё-таки довели до ума, может и тут стоит подождать? Проблема в том, что проводить работу над ошибками  Clans будет в разы сложнее. Наверняка понадобится независимый режим кампании — даже самый преданный ценитель BattleTech вряд ли будет перепроходить одни и те же миссии, а без аудитории перспективы печальные. С иной стороны, финал сюжета намекает на скорое продолжение — вероятно, новые главы будут добавлять в виде DLC. Если разработчики обратят внимание и на геймплей, то у игры есть шанс.

Плюсы: сюжет, персонажи и синематики между миссиями.

Минусы: упрощённый геймплей; коридорные карты; скудный комплект мехов; плохая оптимизация.

Оценка игры