Живо для платформы:
Узнаёте свою жизнь?
Живо для платформы:
Узнаёте свою жизнь?
У Виана были говорящие коты и мышки, а тут — говорящая рыбка, которую раз герой игры обнаруживает у себя в раковине. Он может взять её с собой или слить в унитаз, но она всё равно будет представлять и всё чаще, настойчивее говорить о том, что нужно что-то менять в жизни, спрашивая с упрёком, когда мы, мол, в последний раз делали что-нибудь помимо труды.
И вот уже наш герой начинает выделяться из толпы, останавливаться, чтобы посмотреть на жёлтую бабочку, на небо, помочь кошке слезть с дерева или послушать уличного музыканта. И природно, теперь он постоянно опаздывает на работу, о чём его регулярно отчитывают по смартфону. Может быть, лучше сразу загадать у рыбки жажда круто изменить свою жизнь и заняться тем, что действительно по душе?
Все эти темы, метафоры и символы более чем просты и очевидны. Истории о том, как чувства, эмоции, музыка и цвет противостоят стальным будням, бездушной работе и рутине, мы слышали не раз и не два. Но тут надо видеть, как талантливо, с чувством настоящего художественного вкуса и манера это показывают авторы Mosaic.
То герой вдруг взмывает в небо, оставляя позади город-муравейник, то куда-то ввысь улетает нескончаемая лестница, по которой он идёт на работу, а крыши домов превращаются в платформы — по ним нужно идти, как по лабиринту. То камера улетает к мотыльке, следуя за ней и лишь фоном показывая нашего героя, не отрывающего от глаз от жёлтого комочка настоящей жизни. То за дыркой в заборе мрачная серость улиц и шум машин сменяются цветущим садом и джазом, а в героя врезается какое-то ослепительное облако цвета.
Есть тут и намёки на акробатические упражнения.
То он вдруг оказывается в стеклянном лабиринте и, куда ни поглядит, видает своё отражение вокруг — чтобы выбраться, нам нужно идти по следу из травы и цветов и переключаться на другое отражение, очутившись по ту сторону стекла. То падает в воду, отчаянно плывёт к свету, видит кровь на воде или кошмары, где с ним говорит какая-то машина. То есть это опять же незапятнанно виановский сюрреализм, который так выгодно выделяет Mosaic на фоне других современных высказываний на вечные темы.
Если же говорить чисто о геймплее, то от других симуляторов ходьбы (а это опять он, как вы уже догадались!) Mosaic отличает присутствие мини-игр. Помимо тех необязательных мини-игр, что есть в смартфоне, присутствует ещё одна, важная для сюжета.
Каждый день мы шагаем из дома на работу, а там нам нужно с помощью бегающих точек (они схематично показывает работников) захватывать ромбики и добывать ресурсы. Чем вяще бегающих точек, тем быстрее мы это делаем. А чем выше ромбики тянутся, тем быстрее мы достигнем плановых показателей и выполним свою рабочую норму по сбору ресурсов на ныне. Новые же точки-работники генерируются с помощью особых клеток, которые также нужно захватывать, а потом ещё и прокачивать. Кроме того, порой появляются нарушители — это всё те же разноцветные облака, которые пытаются раскрашивать в зелёный или фиолетовый наши чёрные ромбики.
В принципе, ничего сложного тут нет, но невозможно не отметить саму концепцию, идею этой мини-игры, которая очень удачно вписалась в общую атмосферу. В прочем это чистокровный симулятор ходьбы, где мы всю дорогу просто кликаем мышкой, чтобы герой встал, что-то взял, отворил дверь, куда-то пошёл или, например, взял кошку. Плюс ещё есть элементы головоломок, когда мы, например, пытаемся выкарабкаться из того же стеклянного лабиринта с отражениями.
Это, безусловно, одна из лучших сцен в игре.
***
Можно, конечно, завести привычное нытьё по предлогу того, что перед нами очередной симулятор ходьбы фактически без геймплея, да ещё и очень медленный, где нас заставляют повторять одни и те же поступки. Но в данном случае это будет особенно глупо. В этой медлительности и повторяемости как раз и состоит концепция — это нужно, чтобы принудить нас как следует прочувствовать монотонную рутину, когда герой каждый раз встаёт, выключает будильник, чистит зубы и шагает на работу, сливаясь с толпой. Тут нет места для сложных пазлов, развлечений или разухабистого экшена, а есть только медленное и унылое существование, какое может разрушить лишь какое-то чудо вроде говорящей рыбки у вас в раковине — ну, или просто желание что-то изменить в своей жития. Чего Mosaic действительно не хватает, так это более удобного управления мышью (персонаж плохо реагирует на её указания) и нелинейности, независимости в том, как идти по сюжету. Но всё это не отменяет того факта, что перед нами ещё одна стильная и атмосферная инди-игра, которую так и охота назвать произведением искусства.
Плюсы: интересная, пропитанная символизмом история; шикарно переданная атмосфера бездушного города и каждодневной рутины современного офисного человека; выдающийся художественный стиль; яркий сюрреализм в стиле Бориса Виана; отличная режиссура и труд с камерой; необычные концептуальные мини-игры; атмосферная музыка.
Минусы: управление мышью не всегда кажется удобным; не хватает нелинейности и полноценной независимости выбора в сюжете.