Не прошло и восьми лет с момента анонса, а продолжение
Турниры – отличный вариант накопить немного денег в начале партии и разобраться в военный системе. Позже принимать в них участие имеет смысл только для того, чтобы развеять скуку.
Не прошло и восьми лет с момента анонса, а продолжение
Турниры – отличный вариант накопить немного денег в начале партии и разобраться в военный системе. Позже принимать в них участие имеет смысл только для того, чтобы развеять скуку.
Для Кальрадии брань – дело привычное. Вокруг всё идёт своими чередом: крестьяне привозят товар из деревень в города, знатные лорды воюют товарищ с другом, а после многочисленных битв отдыхают в роскошных замковых покоях, караваны, отбиваясь от грабителей, перевозят товары сквозь весь континент. На огромной карте вовсю кипит жизнь, в которой наш герой всего лишь маленькая песчинка, а не очередной избавитель мира.
Если хочется большего, то придётся постараться: дорога наёмника нелегка, но может завести очень вдали, главное – знать, с какой стороны держаться за меч. Вас ждут первые масштабные бои и первые победы, первые знатные пленники и положительные деньги, полученные за их выкуп и продажу трофеев. Вассальная клятва лидеру одной из основных фракций позволяет со порой получить свой феод, а значит, и открыть путь к постоянному доходу от собственных земель. Бандитские своры, какие когда-то были серьёзной угрозой, а затем – источником опыта и лута, теперь в ужасе разбегаются от одного нашего облика. Да и не до них теперь – куда важнее дела в королевстве: с кем воевать, а с кем мириться, как заполучить в свою собственность ещё пару замков, обогнав других вассалов, и какие новые законы лучше поддержать, чтобы не испортить отношения с королём.
Герой становится вдали не последней фигурой в государстве и наконец-то обзаводится супругой. Семья ждёт в родовом имении его возвращения с очередной брани. Армии в несколько сотен мечей под нашим предводительством отправляются в дальние походы, чтобы взять ещё один вражий замок во славу сюзерена. Но не пора ли подумать о собственном королевстве?..
Великолепная была игра, не так ли? Нет, я не ошибся – именно «была», ведь текст рослее – о Mount & Blade: Warband. А вы думали, я про Bannerlord рассказываю? Ну, если сделать небольшую поправку на увеличившуюся в масштабах карту и похорошевшую графику, то гладко теми же словами можно описать и новую игру TaleWorlds – будто и не было почти восьми лет разработки.
Можно выдавать партнер снаряжение и отправлять их на некоторые задания, а вот завести роман с боевой подругой пока не получится.
Рискну высказать непопулярное мнение: Mount & Blade II сейчас выглядит не лучшим образом, как бы ни уверяли в обратном первые оценки и отзывы. Когда проходит первая вал эйфории, то огромный ворох проблем не заметить просто невозможно. Конечно, можно ссылаться на ранний доступ, но для такого долгостроя это будет скорее оскорблением, чем оправданием. Перед нами типическая для инди недоделка, а не проект достаточно крупной студии, имеющей поддержку огромной армии фанатов и модостроителей, труды которых представляют собой почти неиссякаемый источник идей.
Дело даже не в чисто технических проблемах, желая и их у Bannerlord предостаточно. Квесты, ломающие прохождение, невозможность загрузить ни одно из своих сохранений, провалы сквозь текстуры, банальные вылеты – подобного тут хватает. Куда хуже, что не работают совсем уж элементарные вещи, вроде умений главного героя: учишь какой-либо перк, а его, оказывается, «забыли» включить. И не скажешь, что ролевая система здесь сильно мудрёная: нет, вполне привычная и логичная схема, где прокачка навыков выходит по мере применения конкретного действия – например, для того, чтобы лучше управляться с конкретным видом оружия, необходимо этим самым оружием всегда пользоваться.
Что уж говорить о более сложных материях, вроде хвалёной системы боевого искусственного интеллекта или экономики? Так, около двух сотен основных предметов снаряжения добавили в игру лишь спустя несколько патчей (какие, к чести разработчиков, выходят часто) – до этого мы обходились без доспехов некоторых фракций. Как ведут себя в бою бойцы – отдельный разговор. Лучники, которые разворачиваются всем строем за кружащей вокруг вражеской конницей, вместо того чтобы бить с текущей позиции, или застывшие друг напротив друга отряды, не решающиеся напасть, – насмотревшись на такое, со порой начинаешь отправлять всех своих воинов в атаку без затей, а не строишь из себя стратега.
Перед штурмом замка необходимо обзавестись тараном и осадными башнями.
Тем не немного сражения в Bannerlord очень хороши. Неважно, как участвует в них игрок: в роли обычного бойца или командира. В самом начине, когда любая встреча с врагом грозит поражением и пленом, а полсотни солдат кажутся огромной армией, доводится выгрызать победу, становясь основной силой своего маленького войска. Боевая система получилась простой, удобопонятной в освоении, но достаточно реалистичной для того, чтобы походить на настоящую схватку с помощью холодного оружия, а не на соревнование в показателях урона клинка и прочности доспехов. Когда дело доходит до сражений вящих армий в несколько сотен человек, а уж тем более до осад и штурмов замков, то битвы поражают размахом, несмотря на все попытки ИИ испортить праздник.
Но заниматься чем-то кроме сражений в Bannerlord особого смысла пока нет. Дворцовые интриги, взаимоотношения с другими лордами? Логика действий персонажей непонятна, возможности взаимодействия урезаны до минимума, а обещанная уникальность нравов скрыта где-то в глубине кода и никак не влияет на прохождение. Квесты? Сломаны и однообразны, прибыль от них ничтожна, и подходят они разве что для улучшения отношений с рекрутерами. Торговля? Слишком примитивна – в деньгах буквально купаешься уже к середине партии, а если столь желаемая «настоящая» экономика и действует, то увидеть это очень сложно.
Вообще, игровая механика живущего по своим законам вселенной получилась максимально непрозрачной и малоинформативной. Да, в Кальрадии постоянно что-то происходит, но заметить влияние событий на окружающий мир будет сложно – приходится превозмогать интерфейс, который хоть и стал выглядеть современнее, но функционально мало чем превосходит собственный аналог из Warband. Хочется такой же доступности данных, как в Crusader Kings II, но, видимо, придётся на время забыть о подобный роскоши – до патчей и модов, а то и навсегда.
Общение с другими персонажами пока почти такое же, как в Warband, но заметны первые изменения – порой надо проходить типичные для RPG проверки на уровень навыка.
Партия, как её ни начинай, какие решения ни принимай, проходит по тому же проверенному сценарию: бег от разбойников, бег за разбойниками, наёмничество, вассальная присяга, пограничные войны, создание своего королевства. «Фишка» со старением и смертью героя, а также рождением детей, за каких можно будет продолжить партию, пока не имеет смысла: победить всех врагов можно за пару-тройку лет. Внутренних кризисов, не позволяющих чересчур большим империям разрастаться, пока не замечено – как правило, одна из фракций очень быстро «закрашивает» карту, после чего в игре попросту нечего делать.
Ранний доступ, учитывая срок работы над игрой, не должен оправдывать наличие огромного числа очевидных ошибок, которые порой правятся заменой нескольких строк кода (чем сейчас успешно занимаются авторы модификаций, спускающие свои собственные патчи).
В целом Bannerlord сейчас – это просто слегка улучшенная копия Warband. Да, похорошела графика, сделались разнообразнее интерьеры городов и замков, появился модный (но по-прежнему неудобный) интерфейс, однако свежего контента совершенно немного, а большинство изменений сугубо косметические. Тем не менее в M&BII хочется играть снова и снова, что заставляет вспомнить первую доля серии – та тоже была далека от идеала в плане удобства и технической части, но затягивала не на шутку.
В этом, уместно, и кроется ответ на вопрос, почему, при всех своих недостатках, Bannerlord получила такую популярность и высокие оценки разом после выхода. Если Warband была так хороша, то почему её копия должна быть принята общественностью хуже? Видимо, многие из тех, кто буквально завалил страничку игры в Steam позитивными отзывами, незнакомы с оригиналом. Их восторг мне вполне понятен – стоит только вспомнить самого себя, уйму поре потратившего на самые первые билды M&B. Что до фанатов серии, то они готовы носить TaleWorlds на руках за один лишь факт выпуска продолжения.
Утеряв коня в гуще битвы, нередко приходится сражаться сразу против нескольких противников – не самое лёгкое дело даже для персонажа рослого уровня.
***
Хотите по-настоящему новую игру, в которой будет то, что нам обещали, – придётся подождать ещё. Надеемся, подобный хороший старт не даст разработчикам пустить дело на самотёк и через пару лет активной доработки перед нами покажется настоящий шедевр. Модификации, которых со временем должно стать всё больше, тоже должны в этом помочь. Bannerlord, несмотря на всю свою сырость, открыто стоит того, чтобы вы начали знакомство с игрой уже сейчас – хотя бы ради великолепных сцен сражений.