Mouthwashing сделалась одной из главных сенсаций в жанре хорроров за последние годы. За несколько месяцев вторая игра шведской студии Wrong Organ продалась тиражом немало 300 тысяч копий, сорвала аплодисменты игроков и критиков, выиграла две награды на The Horror Game Awards 2024 («Наилучший сюжет» и «Выбор игроков») и заняла второе место среди хорроров года в голосовании на нашем портале. Но так и не получила от StopGame.ru ни отдельной видеорецензии, ни текстового обозрения. Что ж, исправляемся и пытаемся выяснить, в чём же феномен «ротомойки» и всё ли в ней так хорошо.

Один в космосе

Wrong Organ — студия небольшая, но крайне созидательная и концептуальная. Её первая игра,  How Fish Is Made, вышедшая в 2022 году, была не только сюрреалистичной чёрной комедией, иронизирующей над проблемой выбора, но и, вероятно, сном или галлюцинацией героев Mouthwashing. Во всяком случае, в DLC The Last One and Then Another, которое вышло к How Fish Is Made в сентябре 2023-го, почти за полгода до появления демо Mouthwashing, мы уже познакомились с капитаном Кёрли и увидали другие отсылки к событиям будущей хоррор-сенсации. В свою очередь, в «ротомойке» полно отсылок к How Fish Is Made.

Такое метаповествование частично способствовало культовости и даже мифологичности, сложившейся вокруг Mouthwashing. Но главное, конечно, история, персонажи и атмосфера в самой игре. Притом что завязка воображает собой одно из главных клише в научной фантастике. Мы снова оказываемся на борту заброшенного, дрейфующего в космосе корабля (в этом случае — грузовоза «Тулпар») и наблюдаем за тем, как постепенно сходят с ума члены его экипажа.

«Сквозь горизонт», «Пандорум», «Пекло», «Посторонний» — это только те фильмы на тему, которые сами авторы назвали в качестве источников вдохновения. А я бы ещё вспомнил «Ускорение» с Кейси Аффлеком (Casey Affleck) и «Солярис» Андрея Тарковского. Кинофильмы очень разные, но везде причиной того, что кто-то один или все члены экипажа постепенно сходят с ума являются внешние мочи или зло, растущее в самом человеке, его внутренние демоны. А чаще всего — и то и другое.

Mouthwashing — история про внутренних демонов, и тему ментальной нестабильности она разыгрывает столь же усердно, как и авторы «Ускорения», но мастерит это более талантливо и необычно. Тут нет злобных «чужих» и внешних врагов, почти нет экшн-сцен, зато уже с первых минут мы наблюдаем художественные галлюцинации, в каких то по дороге в кабину капитана проваливаемся в бездну и падаем на поверхность чужой планеты, то от игрушечных лошадок прячемся, то скармливаем неживым членам экипажа ногу капитана.

Mouthwashing: Обзор хоррора, который мы зря пропустили

Не верю!

Беда в том, что внешние причины, ставшие отправной точкой для всего этого художественного схождения в бред и умопомешательство, для меня выглядят весьма натянуто. И вообще кажется, что всю игру авторы пытаются показать нам — мол, у нас тут вам не какое-то «Пекло» или «Пандорум», а почти что Тарковский. Но в итоге мотивация «основного злодея» кажется даже более надуманной, чем причины, по которым персонаж Денниса Куэйда (Dennis Quaid) сделался источником зла в провальном боевике «Пандорум».

Потому что тот хотя бы затонул вместе с кораблём на неизвестной планете и узнал, что всё человечество погибло. А тут над капитаном «Тулпара”(или того, кто взял его функции на себя) нависла угроза увольнения и обвинений в изнасиловании. Чья ситуация вяще подходит для художественного схождения с ума?

А вот это реальный мотив!

А вот это реальный мотив!

Герой Куэйда что-то твердил про мораль, которую уже нет смысла блюсти, а в Mouthwashing настойчиво говорят про ответственность. Дескать, «Тулпар» на самом деле вёз не титульные ополаскиватели для рта, а груз ответственности, с каким ключевые персонажи не справились.

Нет, я понимаю, что все эти умные рассуждения про смысл жизни, ответственность, долг и безопасность на фоне высокохудожественных галлюцинаций в погибающем космическом корабле выглядят необычно, стильно и по-взрослому. Но вы серьёзно? Вся эта катавасия случилась из-за страха перед увольнением и обнародованием факта интрижки? Я даже могу представить, что из-за такого люд способны сотворить всякое, но в данном случае мне это показалось не очень убедительным, притянутым из желания необычно обыграть обыкновенную на самом деле научно-фантастическую историю.

И всё равно круто!

Соответственно, мне не кажется, что все персонажи в Mouthwashing прописаны отлично. Все они подлинно разные и со своими тараканами (особенно капитан Кейл, второй пилот Джимми и инженер-ремонтник Свонси), но цельный, мощный манер представляет собой только Свонси, который под конец своими рассуждениями про судьбу и попытки жить нормально взял меня за давлю. Про остальных сами узнаете — могу лишь сказать, что там есть как сильные, так и слабые стороны с точки зрения сценария.

Mouthwashing: Обзор хоррора, который мы зря пропустили

И выговор тут не о слабости сценариста, а, скорее, об уязвимости самой концепции — двухчасовой истории, где всё заточено под конкретные художественные задачи. А те, как мне представляется, предполагали не столько желание полноценно прописать персонажей, сколько стремление удивить и эпатировать.

И с этой точки зрения авторы немало чем добились своего. В эту концепцию отлично вписались вышеупомянутые сюрреалистичные галлюцинации и весь художественный, в духе графики с PS1, манера, которому и так уже все пропели дифирамбы. Скажу лишь, что такая грязноватая картинка и намеренные графические глюки и артефакты идеально трудятся на мрачную, давящую и в то же время артхаусную атмосферу.

Нет, с видеокартой у меня всё в порядке.

Нет, с видеокартой у меня всё в порядке.

Но лучшее в Mouthwashing — это, конечно, подача истории: нелинейная, с беспрерывным переключением между прошлым и настоящим, а иногда и между действующими лицами. Начинается всё сразу с момента катастрофы, а после события переключаются между тем, что было до неё и после — или после и до. Может показаться, что это хаотичное движение, но на самом деле всё отчетливо выстроено и продумано, постоянно чувствуются интрига и напряжение.

И всё это сопровождается отличной режиссурой, юмором с налётом постмодернизма и по-настоящему мощными сценами, которые не то чтобы пугают (это нестрашный в целом хоррор), но шокируют и запоминаются — чего стоят только моменты совместного распития ополаскивателя, день рождения капитана и сам вид этого перемотанного бинтами куса мяса, лежащего в медотсеке.

Многие сильные сцены связаны с загадками — например, мы играем в салки со странным духом лошадки или прокручиваем в верном порядке то ли сосуды, то ли кишечник в теле несчастного капитана.

Но в целом впечатления от пазлов противоречивые. Вроде бы всё неплохо — для двухчасовой игры головоломок вполне довольно, и они разные. Но местами слишком просто и слишком много пробежек по кораблю (благо он небольшой). Хотя для такой сюжетной игры на грани симулятора ходьбы это не критично.

 Mouthwashing вылита на раскрученный и в целом действительно классный сериал/фильм, до которого ты наконец добрался и в который тут же провалился с головой. Но ближней к финалу (и тем более после просмотра) начинаешь задаваться вопросами, убеждаясь, что для тебя не всё безупречно. Это абсолютно нормально и, безусловно, весьма субъективно.

Плюсы: увлекательная, местами шокирующая история; интересные персонажи; выверенная режиссура и обилие сильных подмостков; есть интересные пазлы; шикарное аудиовизуальное исполнение.

Минусы: есть вопросы к сценарию, к мотивации и к тому, как прописаны отдельный персонажи; местами слишком много скучных пробежек по коридорам.

Оценка игры